1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
Статьи журнала » 2016 №19 : Г. Р. Консон, ПСИХОЛОГИЯ ИНФЕРНАЛЬНОГО ДВОЙНИКА ГЕРОЯ В РОМАНЕ Т. МАННА «ДОКТОР ФАУСТУС»
Просмотров: 9848

ПСИХОЛОГИЯ ИНФЕРНАЛЬНОГО ДВОЙНИКА ГЕРОЯ

В РОМАНЕ Т. МАННА «ДОКТОР ФАУСТУС»

 

Г. Р. Консон,

РГСУ, Москва

В статье анализируется психология инфернального двойника героя, который в романе «Доктор Фаустус», несмотря на усилия выглядеть правдивым и положительным, остается лжецом, искажающим объективную сущность яв­лений. При этом двойник, воспроизведенный в качестве весьма эрудированного психолога-циника с шизофреничным мышлением, трактован не как самостоятельное явление, а как порождение деперсонализированного сознания человека. Подобное раздвоение личности изображено Т. Манном специально для того, чтобы иметь возможность «увидеть» перед собой живущего внутри себя антагониста и изучить его психологию.

Ключевые слова: Томас Манн, «Доктор Фаустус», Адриан Леверкюн, двойник, характер, психология, философия, культура, искусство, музыка, Ницше.

THE PSYCHOLOGY OF INFERNAL DOPPELGANGER OF THE HERO

IN THE NOVEL BY THOMAS MANN THE “DOCTOR FAUSTUS”

G. R. Konson

RSSU, Moscow

The article analyzes the psychology of infernal Doppelganger of the hero in the novel “Doctor Faustus”. The Doppelganger is a liar distorting the essence of the objective phenomena, despite of his efforts to look truthful and positive. Simultaneously the image of the Doppelganger is shown as a very erudite psychologist and cynic with schizophrenic thinking. And he is a whole treated not as an independent phenomenon, but as a product of depersonalize human consciousness. This split personality is specifically depicted by T. Mann in order to be able to “see” the antagonist living inside the man and study the psychology of such antagonist.

Key words: Thomas Mann, “The Doctor Faustus”, Adrian Leverkiihn,  Doppelganger, character, psychology, philosophy, culture, art, music, Nietzsche.

Статьи журнала » 2016 №19 : С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Просмотров: 18090

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.М. Валявко

 МГПУ, Москва

В статье описано начало развития самооценочного отношения у нормально развивающихся старших дошкольников и их сверстников с разными типами недоразвития речи. Наиболее близки к нормально развивающимся  заикающиеся, наиболее своеобразны  дети с общим недоразвитием речи. Описаны также корреляции уровней развития самооценки старших дошкольников с другими особенностями их личности.

Ключевые слова: психологическая диагностика, самооценка, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, заикание.

S.M. Valyavko

MCU, Moscow

ANALYSIS OF FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN SELF-ESTEEM

The article is devoted to the description of the beginning of a self-esteem development in normally-developing senior preschool children and their peers with different types of speech underdevelopment. The study showed that children with stuttering problem are closer to the normally-developing children, while children with general speech underdevelopment have more peculiar differences. The correlation between the levels of the senior preschool children self-esteem development and their personality features has been also described.

Key words: psychological diagnostics, self-esteem, senior preschool children, general speech underdevelopment, stuttering.

Статьи журнала » 2016 №18 : И. М. Реморенко, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Просмотров: 7442

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

 

И. М. Реморенко,

МГПУ, Москва

 

В статье приводятся результаты исследования общественного мнения и его роли в государственно-общественной политике в сфере образования. Дается описание процессов трансформации российского образования, роли общественности в управлении образованием, исследуются информационные технологии в управлении, коммуникативные связи образовательной системы.

Ключевые слова: общественное мнение, государственно-общественная политикауправление, общественность, образовательный процесс.

 

PUBLIC OPINION AND ITS ROLE IN STATE & PUBLIC POLICY

 

I. M. Remorenko,

MCU, Moscow

 

The article presents the results of the study of public opinion and its role in the state-public policy in education system. The process of Russian education transformation is described and the role of the socially active members in the education management is shown, the management of information technology is investigated together with the ways of communication in the education system.

Key words: public opinion, state-public policy, management, public relations, educational process.

Статьи журнала » 2016 №18 : А. В. Ткаченко, В. А. Пегов, Г. М. Случ, АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Просмотров: 6603

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

В. А. Пегов,

СГАФКСТ, Смоленск,

Г. М. Случ,

СГАФКСТ, Смоленск

 

В статье рассмотрен подход к изучению человека и общества, разработанный в трудах Р. Штейнера и его последователя Б. Ливехуда. Показана возможность синтеза современной социологии и антропософии.

Ключевые слова: современная социология, индивидуализированная социология, антропософия, научная парадигма, фазы социализации, индивид, личность, религия, мораль, биографический метод.

 

THE RELEVANCE OF RUDOLF STEINER'S IDEAS FOR MORDEN SOCIOLOGY

 

A. V. Tkachenko,

MCU, Moscow,

V. A. Pegov,

SSAPCST, Smolensk,

G. M. Sluch,

SSAPCST, Smolensk

 

 

The article describes the approach to the study of man and society developed in the works of Rudolf Steiner and his follower Bernard Lievegoed. It points to the possibility of synthesis of modern sociology and anthroposophy.

Keywords: modern sociology, individualized sociology, anthroposophy, scientific paradigm, socialization phases, individual, personality, religion, morality, biographical method.

Статьи журнала » 2016 №18 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Просмотров: 6914

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Е. С. Романова,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются разные аспекты влияния личностных и социальных установок на формирование профессиональных интересов подростков в период 13–15 лет. Представлены результаты ряда исследований, показывающих тесную взаимосвязь между особенностями социализации личности, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Показана неготовность для большинства подростков осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере осознают социальную значимость характерных для них форм реагирования и поведения в настоящее время.

Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональные предпочтения, социально-психологические характеристики, ценностные установки, жизненные установки, мотивационные установки.

 

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE FORMATION AT SCHOOL

 

E. S. Romanova,

B. M. Abushkin,

MCU, Moscow

 

The article discusses different aspects of the influence of personal and social attitudes on the formation of vocational interests of adolescents in the period of 13-15 years. Presents the results of several studies showing a close relationship between the socialization of the individual, their values and motivational attitudes and social character of their choice of professional fields of development. Shows the unwillingness for most teenagers to exercise a direct choice of their professional development due to the fact that they are still not fully aware of the social importance of the characteristic responses and behavior in real time.

Key words: career orientation, vocational preferences, social and psychological characteristics, values, attitudes, motivational attitudes

Статьи журнала » 2016 №18 : Б. М. Коган, А. А Яшин, ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Просмотров: 89029

 

ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Б. М. Коган,

А. А Яшин,

МГПУ, Москва

 

В статье приведены результаты исследования мнений родителей и учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы о стиле семейного воспитания, который практикуется одним или обоими родителями; продемонстрировано, как и насколько отличаются позиции родителей и их детей в данном вопросе; делается попытка анализа достоверности результатов исследования детско-родительских отношений, проведенного в формате групповой диагностики.

Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительские отношения, групповая диагностика.

 

THE STYLE OF FAMILY UPBRINGING THROUGH THE EYES OF TEENAGERS AND PARENTS

B. M. Kogan,

A. A. Yashin,

MСU, Moscow

 

The article represents the results of an original study of the views of parents, secondary and high school pupils in the style of family upbringing practiced by one parent or both ones. It also demonstrates how, and to what degree, the position of parents differs from that one of their children. The author attempts to analyze the veracity of the results of parent-child relationships surveys conducted in the format of group diagnosis.

Key words: family upbringing, parent-child relationships, group diagnosis.

Статьи журнала » 2016 №18 : Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Просмотров: 8470

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Н. К. Бакланова,

К. В. Бакланов,

МГПУ, Москва

 

В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.

 

PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH

 

N. K. Baklanova,

K. V. Baklanov,

MCU, Moscow

 

The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception.

Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality

Статьи журнала » 2016 №18 : В. А. Борисова, ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Просмотров: 7067

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В. А. Борисова,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты изучения уровней развития воображения и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме; кроме того, было выявлено, что дошкольники подготовительной группы имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности; полученные в исследовании высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности.

Ключевые слова: воображение, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, уровень развития.

 

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE IMAGINATION AND THE EMOTIONAL SPHERE IN PRESCHOOL AGE

 

V. A. Borisova,

MСU, Moscow

The article presents the results of a study of levels of development of the imagination and the emotional sphere of preschool children. The obtained data of the the ascertaining experiment allow to conclude that the levels of development of the imagination and the emotional sphere of the older and middle preschoolers in the whole are approaching the age norm; in addition, it was revealed that the preschool children of the preparatory group have comprehensive idea about the emotional process and can reproduce on the model the different emotions in communicative activity; obtained in the study, the high correlation between the indicators of the imagination and the emotional sphere of preschool children show the significant role of imagination in the development of their emotional sphere, which in turn promotes the formation of their motives for activities.

Key words: imagination, emotional sphere, preschool age, level of development.

Статьи журнала » 2016 №18 : Т. А. Шилова, Е. А. Пономарева, СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Просмотров: 6829

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Т. А. Шилова,

Е. А. Пономарева,

МГПУ, Москва

 

В работе рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на состояние социального взаимодействия участников образовательного пространства. Показана роль организационной культуры, социально-психологического климата, социально-психологической адаптации, стиля руководства, урегулирования конфликтов в структуре управления школой.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, социально-психологический климат, социально-психологическая адаптация, стиль руководства, управление в образовательном пространстве.

 

SOCIAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL SPACE

 

T. A. Shilova,

E. A. Ponomareva,

 

MСU, Moscow

 

 

In the present work examines the socio-psychological factors influencing the condition of social interaction between the participants of the educational space. The role of organizational culture, socio-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, conflict resolution in the management structure of the school.

Keywords: social interaction, social-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, management in the educational space.

Статьи журнала » 2016 №18 : Р. С. Немов, Д. А. Яценко, ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
Просмотров: 6270

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

 

Р. С. Немов,

МПГУ, Москва,

Д. А. Яценко,

МосГУ, Москва

 

В статье представлены результаты перекрестной валидизации системы метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных исследований и методов практической работы с личностью, а также их согласованности между собой. Одно из исследований касалось использования данной системы независимыми экспертами для оценки психологических теорий личности; другое содержало экспертную оценку параметров, входящих в состав данной системы; третье относилось к сравнению критериев оценки психологических теорий личности, предложенных зарубежными учеными, с параметрами, входящими в состав данной системы анализа.

Ключевые слова: система метанаучного конструктивно-критического анализа; теоретическая и эмпирическая валидность; перекрестная валидизация.

 

THE СROSS-EXAMINED VALIDATION THE CONSRUCTIVE-CRITICAL SYSTEM OF METASCIENTIFIC ANALYSES OF PERSONALITY INVESTIGATIONS

 

R. S. Nemov

MCU, Moscow,

D. A. Jatsenco,

MosHU, Moscow

 

The results of cross-examined validation of the system of constructive-critical metascientific analyses of theories, empirical investigations, methods of practical personality psychology and their interconnections are presented in the article. The sums of three investigations are presented in the report. In the first of them that system was used by independent experts to estimate various theories of personality. The second investigation concerned estimations of parameters, included in that system. The third investigation related comparison the criteria, that proposed by foreign scientists, for analysis personality theories, with parameters of that analytical system.

Keywords: the system of constructive-critical metascientific analyses, empirical validity, cross-examined validation.

Статьи журнала » 2016 №18 : Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (RT-TEST)
Просмотров: 7312

ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(RT-TEST)

 

Б. Н. Рыжов,

Л. Б. Смоловская,

МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена описанию теста на переключение умственных действий RT-TEST, предназначенного для оценки одного из показателей гибкости мышления. Статья включает описание принципов работы методики, процедуры применения теста и регистрации результатов тестирования. В статье также приводятся результаты валидизации методики RT-TEST.

Ключевые слова: системная психология, переключение умственных действий, RT-TEST, психическая работоспособность, типология интеллекта, версативный и ингенитивный интеллект.

 

TEST SWITCH MENTAL ACTIONS (RT-TEST)

 

B. N. Ryzhov,

L. B. Smolovskaya,

MCU, Moscow

 

The article is devoted to description of the method of RT-TEST. The article includes a detailed description of the methodology, the procedure of application test and data processing. The article also contains information about validation.

Keywords: system psychology, switching mental actions, RT-TEST, mental efficiency, typology of intelligence, versativ and ingenitive intelligence.

Статьи журнала » 2016 №18 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН
Просмотров: 7817

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. П. КУНИЦЫН

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства А. П. Куницына, внесшего существенный вклад в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеке и человеческой природе, борьбе и тех принципов, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: право, нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, личность, борьба, человек борющийся, разумность, чувственность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA

BEGINNING OF XIX CENTRY. A. P. KUNITSYN

 

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of leading a prominent figure of the Russian Enlightenment A. P. Kunitsyn, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that have allowed educator describe psychological phenomena.

Keywords: law, moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, personality, struggle, struggling people, intelligence, sensitivity, righteousness.

Статьи журнала » 2016 №18 : Сведения об авторах №18
Просмотров: 7407

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

 

РЕМОРЕНКО Игорь Михайлович — кандидат педагогических наук, доцент, ректор Московского городского педагогического университета, почетный работник общего образования Российской Федерации.

REMORENKO Igor Mikhaylovitch — PhD (Pedagogy), associate professor, rector of the Moscow City University, honorary employee of general public education of the Russian Federation.

E-mail: rector@mgpu.ru

 

 

 

 

 

Статьи журнала » 2016 №17 : С. В. Львова, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
Просмотров: 9478

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

 

С. В. Львова,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается современное состояние исследований самооценки школьников. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки двух групп испытуемых: младших школьников и подростков. Выявлены характерные особенности самооценки респондентов в каждой из групп. Сделаны выводы о практической значимости исследования.

Ключевые слова: самооценка, самосознание, младший школьник, подросток, виды самооценки, особенности самооценки.

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SELF-ESTEEM FEATURES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS

 

S. V. Lvova,

MCU, Moscow

 

The article discusses the current status of studies of the students’ self-esteem in two groups of subjects: younger students and adolescents. The features of the respondents’ self-esteem is done in each group. The practical study relevance is written.

Key words: self-esteem, self-awareness, Junior high school student, a teenager, forms of self-esteem, self-esteem features.

Статьи журнала » 2016 №17 : И. Ю. Кулагина, Н. И. Константинова, РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Просмотров: 10702

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И. Ю. Кулагина,

Н. И. Константинова,

МГППУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию мотивации родителей (матерей) и их детей младшего школьного возраста. Показаны общее сходство их мотивационных профилей и различия в выраженности мотивации разного типа; взаимосвязи родительских и детских мотивационных систем с преобладанием духовно-нравственной мотивации и отсутствием дифференциации мотивов; более тесные ценностно-смысловые связи между матерями и дочерями, по сравнению с матерями и сыновьями.

Ключевые слова: духовно-нравственная мотивация, эгоцентрическая мотивация, гедонистическая мотивация, мать, ребенок, младший школьный возраст.

 

PARENTS AND CHILDREN: TENDENCIES OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT

 

I. Ju. Kulagina,

N. I. Konstantinova,

MSPPU, Moscow

 

The article is devoted to the study of the motivation of parents (mothers) and children of early school age. The total similarity of their motivational profiles and differences in the significance of different types of motivation; the relationship of parent and child`s motivational systems with predominance of moral motivation and lack of motive`s differentiation; closer semantic-value links between mothers and daughters, compared with mothers and sons, are shown.

Keywords: moral motivation, egocentric motivation, hedonistic motivation, mother, child, early school age.

Статьи журнала » 2016 №17 : Б. М. Коган, М. М. Ахмедова, ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ
Просмотров: 7725

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР

 ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

Б. М. Коган,

М. М. Ахмедова,

МГПУ, Москва

 

Проведено сравнительное исследование эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 8–11 лет, больных аутизмом и шизофренией. У всех обследованных выявлена недостаточность сформированности эмоциональной сферы. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы могут быть использованы как критерии диагностики ранних проявлений этих расстройств.

Ключевые слова: эмоциональная и когнитивная сфера, аутизм, шизофрения

 

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL AND COGNITIVE SPHERES OF CHILDREN WITH AUTISM AND SCHIZOPHRENIA

 

B. M. Kogan,

M. M. Akhmedova,

MCU, Moscow

 

A comparative study of emotional and cognitive sphere of children aged 8–11 years with autism and schizophrenia. All surveyed identified insufficient formation of the emotional sphere. Features of emotional and cognitive spheres can be used as criteria for the diagnosis of early symptoms of these disorders.

Key words: emotional and cognitive sphere, autism, schizophrenia

Статьи журнала » 2016 №17 : С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Просмотров: 8854

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

С. М. Валявко,

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва

 

Целью настоящей публикации является обзор психологических, нейропсихологических и психолингвистических закономерностей формирования смыслового восприятия в норме и изучение сформированности пространственных представлений у младших школьников. Анализируются психологические причины, обусловливающие ограничение возможностей смысловой обработки языковых конструкций, содержащих пространственные и квазипространственные отношения младшими школьниками в норме и с недоразвитием речи.

Ключевые слова: смысловое восприятие устной речи, декодирование речи, пространственные представления, логико-грамматические конструкции языка, младшие школьники, общее недоразвитие речи.

 

SPATIAL REPRESENTATIONS IN STRUCTURE OF SMYS-LOVOGO OF PERCEPTION OF THE SPEECH OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

 

S. M. Valyavko,

Ju. A. Shulekina,

MCU, Moscow

 

The aim of this issue is a review of psychological, neuropsychological and psycholinguistic regularities of speech comprehension in norm and study of formation of spatial representations in younger students. Analyzes the psychological reasons for the limited possibilities of the semantic processing of language constructs that contain spatial and quasispatial relations for primary school children in norm and with general speech underdevelopment.

Key words: spatial representations, oral speech comprehension, decoding of speech, logical-grammatical struсtures of language, younger students, general speech underdevelopment.

Статьи журнала » 2016 №17 : Л. В. Сенкевич, ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Просмотров: 11509

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Л. В. Сенкевич,

РГСУ, Москва

 

В статье содержатся результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей индивидуально-мотивационного профиля аддиктивно развивающейся личности. Методологической основой исследования является системная теория мотивации, разработанная Б. Н. Рыжовым. Автор статьи на основе теоретического анализа разрабатывает программу исследования, формулирует его цель, задачи и с помощью эмпирических методов проверки гипотез выявляет взаимосвязь и взаимообусловленность особенностей мотивационного профиля личности, ее мотивационного потенциала и склонности к аддиктивному поведению.

Ключевые слова: мотивационный профиль, системная теория мотивации, аддиктивное поведение, алкогользависимые, наркозависимые, биологические и социальные виды мотивации.

 

THE PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL PROFILE OF ADDICTIVE DEVELOPING PERSONALITY EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH WITHIN SYSTEMS THEORY OF MOTIVATION

 

L. V. Senkevich,

RSSU, Moscow

 

The article contains the results of empirical research focused on identifying characteristics of individual motivational profile-paced addictive personality. The methodological basis of the study is the system theory of motivation developed by B. N. Ryzhov. The author of the article on the basis of theoretical analysis developing a program of research, formulates research problems and with empirical methods for testing hypotheses identifies the relationship and interdependence of the characteristics of motivational profile of personality, its motivational potential and propensity for addictive behavior.

Key words: motivational profile, system theory of motivation, addictive behaviors, persons dependent on alcohol, persons dependent on drugs, biological and social types of motivation.

Статьи журнала » 2016 №17 : Т. И. Бонкало, В. В. Ананикова, КОГЕРЕНТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСГРЕССИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ
Просмотров: 6726

КОГЕРЕНТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСГРЕССИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Т. И. Бонкало,

РГСУ, Москва,

В. В. Ананикова,

МПГУ, Москва

 

В статье раскрывается сущность нового методологического подхода к исследованию процессов приобщения личности к наркотикам и последующей реинтеграции наркозависимой личности в социум. Предлагаемый методологический подход синтезирует основные положения синергетического и социально-психологического подходов. В статье раскрывается психологическая природа наркозависимости с позиций трансгрессивной теории личности; определяются основные положения теории трансгрессии наркозависимой личности. В рамках нового подхода на основе эмпирических исследований планируется разработка социально-психологической концепции личностной трансгрессии наркозависимых, раскрывающей стадии формирования отношенческих деструкций наркозависимой личности в процессе постепенной ее трансформации под влиянием субкультуры наркоманов, освоение которой и является источником сложностей и трудностей возвращения наркозависимого к нормальной жизни и созидательной деятельности.

Ключевые слова: наркозависимость, трансгрессия, трансгрессивный процесс, синергетические механизмы, субкультура наркоманов.

 

COHERENT AND SYNERGETIC APPROACH

TO THE STUDY OF DRUG-ADDICTED PERSONALITY TRANGRESSION

 

T. I. Bonkalo,

RSSU, Moscow,

                                                                                    V. V. Ananikova,

 MSPU, Moscow

 

The article reveals the essence of a new methodological approach to the study of the processes of initiation to drug culture, identity and the subsequent reintegration of drug-dependent person in society. The proposed methodological approach synthesizes the main provisions of the synergistic and socio-psychological approaches. The article deals with the psychological nature of the drug from the standpoint of transgressive personality theory; defines the basic tenets of the theory of transgression drug addicted person. In a new approach, based on empirical research, it is planned to develop the socio-psychological concept of personal transgression addicts, revealing the formation stage attitudinal destructions drug addicted person in the course of gradual its transformation under the influence of the drug subculture, the development of which is the source of complexities and difficulties of returning addict to normal life and creative activities.

Keywords: addiction, transgression transgressive process, synergistic mechanisms, drug subculture.

Статьи журнала » 2016 №17 : В. П. Шейнов, МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ПРИВОДЯЩИХ К КОНФЛИКТАМ
Просмотров: 12219

МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,

ПРИВОДЯЩИХ К КОНФЛИКТАМ

 

В. П. Шейнов,

Республиканский институт высшей школы,

Минск, Республика Беларусь

 

В статье показано, что процесс возникновения и развития конфликтов может быть описан посредством общей модели психологического воздействия. Дано теоретическое объяснение установленной ранее эмпирически закономерности эскалации конфликтогенов. Показано, что случайные конфликты возникают по общей модели психологического воздействия и по ней же могут быть предотвращены. Сконструирована модель психологического воздействия, приводящего к неслучайным конфликтам.

Ключевые слова: психологические воздействия, модели, конфликты, конфликтогены, формулы, закономерности.

 

PSYCHOLOGICAL INFLUENCE MODELS THAT CAUSE CONFLICTS

 

V. P. Sheinov,

 Republican Institute of Higher Education,

Minsk, Belarus

 

The article shows how the process of initiation of a conflict can be described with the common model of psychological influence. It gives a theoretical explanation for the mechanism of conflictogene escalation which has been previously empirically established. The article also demonstrates that accidental conflicts appear based on the common model of psychological influence, and can be prevented based on it, too. The model of psychological influence which leads to a non-accidental conflict has been presented, too.

Keywords: psychological influence, model, conflicts, conflictogenes, formulas, mechanisms