![]() |
О ПСИХОЛОГИИ ТРАГИЧЕСКОГО В ИСКУССТВЕ
(НА ПРИМЕРЕ ГЕРОЕВ ОПЕР И ОРАТОРИЙ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ)
Г. Р. Консон,
РГСУ, Москва
Статья посвящена проблеме выявления психологии трагического в искусстве на примере произведений Г. Ф. Генделя. В ней осмысливаются понятие трагического и его переживание, в основе которого лежит внутриличностный конфликт долга и чувства. Решение этого конфликта автор связывает с важнейшим принципом общественного бытия — этическим отношением человека к действительности.
Ключевые слова: психология трагического; конфликт; характер; нравственный; образ; герой; оратория; Гендель.
THE PSYCHOLOGY OF THE TRAGIC IN ART
(ON THE EXAMPLE OF WORKS BY G. F. HANDEL)
G. R. Konson,
RSSU, Moscow
The article is devoted to the problem of identifying the psychology of the tragic in art — on the example of works by G. F. Handel. It explains the concept of the tragic and his experience, which is based on intrapersonal conflict of duty and feelings. The author of this work considers this intractable controversy solution is on the sphere of the most important principle of social life — the man ethical world perception.
Keywords: psychology of the tragic; conflict; temper; moral; image; character; oratorio; Handel.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ: К ИСТОКАМ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БОРЬБЕ И ТРУДЕ
(Продолжение, начало в № 4 (20) 2016)
Д. В. Иванов,
Н. А. Галюк,
НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются ведущие идеи отечественной психологической мысли XVII века, ставшие своего рода импульсом для последующего развития российской психологии. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений о человеке, его потенциальных возможностях, борьбе и труде, тех кардинальных вопросов, которые затрагивают сам смысл его существования.
Ключевые слова: человек; потенциальные возможности; принцип совершенствования; ремесло; обучение; труд; борьба.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE 17TH CENTURY: TO ORIGIN BASIC IDEAS ABOUT HUMAN OPPORTUNITIES, HIS STRUGGLE AND LABOR
(The continuation, the beginning is in № 4 (20) 2016)
D. V. Ivanov,
N. A. Galyuk,
NSPU, Novosibirsk
The article considers the leading ideas of the Russian psychological thought of the 17th century, which became a kind of impulse for the subsequent development of Russian psychology. The article uses historical and psychological reconstruction, a bibliographic method that facilitates the systematization of basic materials and sources, as well as a psychological interpretation of the ideas about the person, his potential capabilities, struggle and work, those cardinal issues that affect the very meaning of his existence.
Keywords: human; potential; principle of improvement; craft; education; work; struggle.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Р. С. Немов,
МГПУ, Москва,
И. И. Яценко,
МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
В статье предпринята попытка построения модели мотивации обучения взрослых людей русскому языку как иностранному, исходя из понимания мотивации поведения, по К. Левину. Раскрыты и описаны индивидуальные (личностные) и ситуационные (социально-психологические) составляющие такой мотивации. Приведены примеры из практики обучения русскому языку как иностранному, соответствующие данной модели и связанные с обучением иностранцев в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.
Ключевые слова: русский язык; мотивация обучения.
ADULTS’ TRAINING MOTIVATION IN STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
R. S. Nemov,
MCU, Moscow,
I. I. Yatsenko,
Lomonosov MSU, Moscow
The article attempts to build a model of motivation of adults teaching Russian as a foreign language, based on the understanding of the motivation for the behavior of K. Levin. Disclosed and described the individual (personal) and situational (psychosocial) components such motivation. Examples of teaching Russian as a foreign practice, this model is appropriate and related to foreigners studying at Lomonosov Moscow State University.
Keywords: Russian language; motivation training.
ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
Е. Г. Баранов,
ВА ВКО, Тверь
В статье рассматриваются психологические механизмы формирования ценностно-смысловых структур личности молодого человека. Убеждения и ценности индивида формируются в процессе внутриличностного конфликта. Существуют такие периоды в жизни человека, во время которых он становится более чувствительным и восприимчивым к новой информации. В эти периоды существенно увеличивается количество и качество внутриличностных конфликтов, происходит кардинальная перестройка мировоззрения и переосмысление ценностей. Обучение в вузе является одним из таких периодов, для которого особенно характерна гетерохронность когнитивного и психосоциального развития личности курсанта. Это создает условия для создания основы ценностно-смысловой сферы военного профессионала, которая окончательно сформируется непосредственно в войсках. Управленческие воздействия вышестоящего командования, профессиональное общение и взаимодействие с коллегами, а также система воспитательной работы являются всего лишь факторами, способствующими или тормозящими преобразования убеждений курсанта в профессиональные ценности офицера.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности; кризис развития личности; период информационно-психологической сензитивности; гетерохронность развития личности курсанта; ключевой коммуникатор.
DYNAMICS OF THE FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE OFFICER
Е. G. Baranov,
MA AD, Tver
In the article psychological mechanisms of formation of value-semantic structures of the person of the young man are considered. Сonvictions and values of the individual are formed in the process of intrapersonal conflict. There are such periods in a person's life, during which time he becomes more sensitive and receptive to new information. During these periods, the number and quality of intrapersonal conflicts increases significantly, a cardinal reorganization of the world outlook and a rethinking of values are taking place. Education in the university is one of such periods, for which the heterochronality of the cognitive and psychosocial development of the cadet is especially characteristic. This creates the conditions for creating the basis of the value-semantic sphere of the military professional, which will finally be formed directly in the troops. Administrative influences of higher command, professional communication and interaction with colleagues, as well as the system of educational work are just factors that contribute or impede the conversion of the cadet's сonvictions into the professional values of the officer.
Keywords: value-semantic sphere of the personality; crisis of personality development; period of information-psychological sensitivity; heterochronality of cadet personality development; key communicator.
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В. А. Борисова,
МГПУ, Москва
В статье представлены результаты изучения влияния развития воображения на эмоциональную сферу младших школьников. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что творческое воображение младших школьников развито недостаточно. Кроме того, в эмоциональной сфере завышены показатели отрицательных эмоций. Реализация программы по развитию творческого воображения способствовала не только улучшению показателей воображения, но и оказала положительное влияние на эмоциональную сферу младших школьников.
У учащихся снизилось переживание негативных эмоций (таких как гнев, страх, печаль), переживание положительных эмоций (радости) возросло. Таким образом, развитие воображения улучшает общее эмоциональное состояние младших школьников.
Ключевые слова: воображение; эмоциональная сфера; младшие школьники; уровень развития.
THE IMPACT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION ON THE EMOTIONAL SPHERE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
V. A. Borisova,
MCU, Moscow
The article presents the results of studying the influence of imagination on the emotional sphere of younger schoolchildren. The obtained data of the experiment allow to conclude that the levels of development of creative imagination of younger schoolboys is not sufficiently developed. In addition to the emotional sphere inflated figures of negative emotions. Implementation of the program for the development of creative imagination contributed to not only improve imaging, but also had a positive impact on the emotional sphere of younger schoolchildren. Students decreased the experience of negative emotions (such as anger, fear, sadness), positive emotions (joy) has increased. Thus, the development of the imagination, improves the emotional state of younger schoolchildren.
Keywords: imagination; emotional sphere; younger schoolchildren; the level of development.
САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С БИЛИНГВИЗМОМ
С. М. Валявко,
П. А. Жокина,
МГПУ, Москва
Изучение билингвизма началось более века назад. На протяжении многих десятилетий считалось, что двуязычие — причина различных нарушений развития. Несмотря на большой объем исследований, посвященных психологии билингвизма, личность ребенка-билингва остается открытой для изучения. Авторы проверили связь раннего детского двуязычия с самооценкой ребенка.
Ключевые слова: метаязыковая деятельность; билингвизм; мейнстрим; самооценка; старшие дошкольники.
SELF-EVALUATION ATTITUDE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH BILINGUALISM
S. M. Valyavko,
P. A. Zhokina,
MСU, Moscow
Studying of bilingualism has begun more than a century ago. For many decades it was considered that bilingualism is the reason of various violations of development. Despite the large volume of the researches devoted to bilingualism psychology, the identity of a bilingual-child is still open for studying. The authors have reviewed the interdependence of early children's bilingualism with self-esteem of the child.
Keywords: metalinguistic activities; bilingualism; mainstream; self-evaluation attitude; self-esteem; older preschoolers.
ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Б. Н. Рыжов,
МГПУ, Москва,
Л. А. Машкова,
МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва,
Г. И. Столярова,
лицей № 1533, Москва
Статья посвящена лонгитюдному исследованию мотивации старших подростков в начальном и завершающем периодах обучения в старшей школе. В исследовании, выполненном с использованием теста системного профиля мотивации (СПМ), показано существование на завершающем этапе обучения в школе тренда мотивационных показателей в сторону антропоцентрической мотивации с доминированием познавательной мотивации, а также мотивации защиты своего «Я» и самосохранения. Эти тенденции наблюдаются на фоне депрессии социоцентрических видов мотивации — альтруизма, нравственности и самореализации.
Ключевые слова: системная психология; системный профиль мотивации; системная периодизация развития; старший подростковый возраст; ранняя юность; антропоцентрическая мотивация; социоцентрическая мотивация; самореализация; нравственность; познавательная мотивация; защита «Я»; самосохранение.
АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Е. С. Романова,
Б. М. Абушкин,
МГПУ, Москва
Статья посвящена вопросам формирования активной жизненной позиции школьников на основе освоения психологических технологий личностной самооценки и профессионального самоопределения школьников. Обсуждается содержание и возможность использования системно выстроенной логики организации психологической работы с учащимися на основе их познавательной и созидательной активности, базирующихся на идее достижения максимальной эффективности в своем будущем карьерном развитии.
Ключевые слова: социальные установки; профессиональное развитие; личностные качества; карьерные ориентиры; эмоциональная направленность; интересы; способности.
ACTIVE LIFE POSITION OF STUDENTS AS THE LEADING FACTOR OF PERSONAL SELF-AFFIRMATION
E. S. Romanova,
B. M. Abushkin,
MCU, Moskow
The article is devoted to questions of formation of students’ active life position on the basis of the development of psychological technologies of personal-esteem and professional self-determination in schoolchildren. The problem of content and the possibility in system line with the logic of the organization of a psychological work with students is discussed based on their cognitive and creative activity, based on the idea of achieving of a maximum efficiency in their future career development.
Keywords: social attitudes; professional development; personal qualities; career guidance; emotional orientation; interests; abilities.
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
![]() |
ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. VAlYAVKO Svetlana Mikhailovna — PhD (psychology), docent. A docent at the department of clinical and special psychology at the Institute of psychology, sociology and social relations of the Moscow city university. E-mail: valyavko@yandex.ru |
Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с. [1]
Создание фундаментальной теории психологии — важнейшая и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной психологической науки. На пути решения этой проблемы и негативный опыт многих неудачных попыток создать такую теорию в предшествующие периоды развития психологии, и большое число препятствий, с которыми приходится сталкиваться в современной психологии. Среди этих препятствий одно из первых мест занимает отсутствие четких психологических дефиниций и критериев, чрезвычайно усложняющее сопоставление данных, полученных исследователями, представляющими разные научные направления.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
П. Б. Мрдуляш
РАНХиГС, Москва
В статье предложена классификация образовательных программ, построенных на проектной работе обучающихся. Основой для классификации является та часть проектной деятельности, которую осваивают обучающиеся — постановка задачи, формирование проектной идеи или планирование процесса организации и реализации проекта. Отдельно рассмотрены программы подготовки государственных служащих и проектно-проблемные программы.
Ключевые слова: управление проектами; образование; подготовка государственных служащих.
CLASSIFICATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS
P. B. Mrdulyash,
RANEPA, Moscow
The article proposes a classification of educational programs in which students make a project. The basis for the classification is that part of the project management that students master. This is either setting the task, or forming a project idea or planning the process of organizing and implementing a project. Training programs for government officials and design-problem programs are described in more detail.
Keywords: project management; education; training programs for government officials.
TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY
G. Simons,
The Center for Asymmetric Threat Studies (CATS)
at the Swedish Defence University, Stockholm
The article focuses on tangible threats through intangible means in the framework of broader agenda of information and communication security of BRICS.
Keywords: BRICS; intangible threats; brand; reputation; information security; communication security.
От Редакции
В 2017 году журнал начинает публикацию статей на английском языке. После текста, написанного на языке оригинала, следует развернутая аннотация содержащегося в статье материала на русском языке. Публикация статей на двух языках предусмотрена Свидетельством о регистрации средства массовой информации — журнала «Системная психология и социология» (регистрационный номер ПИ № ФС77–37716 и ЭИ № AC77–37715 от 29.09.2009 г.).
Ниже вниманию читателей предлагается статья старшего научного сотрудника кафедры евразийских исследований Шведского университета города Упсала Г. Саймонса «Материальные угрозы нематериальными средствами: аспекты информационной и коммуникационной безопасности БРИКС».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА. П. Я. ЧААДАЕВ
Д. В. Иванов,
НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются психологические идеи выдающегося деятеля российского просветительства, «неразгаданной личности» — П. Я. Чаадаева, —внесшего свой вклад в развитие отечественной философско-психологической мысли в первой трети XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеческой природе, человеке, его борьбе и тех принципах, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.
Ключевые слова: человеческая природа; система психологических понятий; личность; борьба; человек борющийся; разумность; чувственность; добродетельность.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE FIRST THIRD XIX CENTURY. P. Y. CHAADAYEV
D. V. Ivanov,
NSPU, Novosibirsk
The article deals with the idea of the outstanding figure of the Russian Enlightenment, «unsolved personality» — P. Y. Chaadaev, — who has made contributions to the development of Russian philosophical and psychological thought in the first third of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that allowed educator describe psychological phenomena.
Keywords: human nature; system of psychological concepts; personality; struggle; struggling people; intelligence; sensitivity; righteousness.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОНСОЛЬНЫХ ВИДЕОИГР В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Е. С. Романова, С. Б. Шубин,
МГПУ, Москва
В статье проведен обзор отечественной и зарубежной литературы на тему психологического воздействия компьютерных и консольных видеоигр на подростков и молодых людей. Приведена классификация видеоигр. На основе анализа литературы выделены жанры видеоигр, способные оказывать особенно сильное воздействие на психику подростка. Определены фактические и процессуальные недостатки в научном знании о проблеме психологического воздействия видеоигр на подростков и молодых людей.
Ключевые слова: подростки; молодые люди; зависимость; агрессия; классификация видеоигр; психологическое влияние видеоигр; игровая мотивация; личность.
THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF COMPUTER AND CONSOLE VIDEO GAMES ON YOUNG PEOPLE
E. S. Romanova, S. B. Shubin,
MCU, Moscow
The article reviewed some Russian and foreign literature about the psychological impact of computer and console video games on adolescents and young people. The classification of video games is also presented. According to the literature analysis there are some selected genres of video games that may have a particularly strong impact on an adolescent’s psyche. Actual and procedural deficiencies about the problem of the psychological impact of video games on adolescents and young people have been defined here.
Keywords: teenagers; young people; addiction; aggression; classification of video games; psychological impact of video games; game motivation; personality.
РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА
Н. Ю. Марчук,
Уральский федеральный университет,
Екатеринбург
На основании идеи о том, что потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека, автор описывает деструктивные и конструктивные последствия чрезвычайной ситуации. Роль чрезвычайных ситуаций в онтогенезе и филогенезе человека рассматривается отдельно на каждом из этапов развития ЧС.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; вызовы; риски; опасности; угрозы; кризис; катастрофа; крах.
THE ROLE OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE HUMAN PHYLOGENY AND ONTOGENY
N. Y. Marchuk,
Ural Federal University,Yekaterinburg
On the basis idea, that a need for security is one of the main motives of human activity, the author describes the destructive and constructive effects of anemergency. The role of emergency situations in the human phylogeny and ontogeny considered separately at each of the stages of an emergency.
Keywords: emergency situation; challenges; risks; dangers; threats; crisis; catastrophe; collapse.
НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ, ЛОКУС КОНТРОЛЯ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
В. П. Шейнов,
РИВШ, Минск, Республика Беларусь
В статье показано, что незащищенность студентов от манипуляций, их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе связаны между собой. Незащищенность от манипуляций студентов обоего пола положительно коррелирует с показателями их феминности. Интернальность юношей и девушек положительно связана с их уверенностью в себе и с социальной смелостью. Уверенность в себе студентов-юношей и девушек положительно коррелирует с их маскулинностью. Выявлены свойства личности и связи между ними, различающиеся для юношей и девушек. Обнаружены существенные признаки феминизации юношей.
Ключевые слова: незащищенность от манипуляций; маскулинность; феминность; андрогинность; интернальность; уверенность в себе; социальная смелость; студенты; курсанты.
STUDENTS’ VULNERABILITY TO MANIPULATION AND THEIR PSYCHOLOGICAL GENDER, LOCUS OF CONTROL AND SELF-CONFIDENCE
V. P. Sheinov,
Republication Institute of Higher Education, Minsk, Belarus
The article shows that students’ vulnerability to manipulation, their psychological gender, locus of control and self-confidence are linked together. Students’ vulnerability to the manipulations of both sexes is positively correlated with the performance of their femininity. The internality of boys and girls is positively associated with their confidence and social courage. The confidence of students-boys and students -girls positively correlates with their masculinity. Some personality features and the relationships between them have been identified, which differ for boys and girls. Significant signs of feminization of boys are discovered.
Keywords: vulnerability against manipulation; masculinity; femininity; internality; self-confidence; social courage; the students.
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ
Р. С. Немов,
МГПУ, Москва,
И. Р. Алтунина,
Д. А. Яценко,
МИП, Москва
В статье ставится и обсуждается вопрос о возможности отождествления психологических теорий личности и мотивации. Анализу подвергаются зарубежные теории личности, представляющие психоаналитическое, гуманистическое, факторно-аналитическое и когнитивное направления. Показано, что соответствующие теории личности не могут претендовать на то, чтобы назваться полноценными теориями мотивации.
Ключевые слова: мотивация; личность; теории мотивации; теории личности.
GENERAL AND DIFFERENT IN PSYCHOLOGICAL THEORIES OF PERSONALITY AND MOTIVATION
R. S. Nemov,
MСU, Moscow
I. R. Altunina,
D. A. Yatsenko,
MIP, Moscow
The article raises and discusses the question on the possibility to equate psychological theories about personality and motivation to each other. The analysis focuses on foreign personality theories, representing psychoanalytic, humanistic, factor and analytic and cognitive areas. It is shown that personality theories can’t be equated to motivation theories.
Keywords: motivation; personality; motivation theory; personality theory.
СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СУДЬБАХ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
Л. И. Бершедова,
Л. П. Набатникова,
МГПУ, Москва
В статье обозначены вопросы обусловленности образа семьи, брачно-семейных представлений социально-историческими условиями и конкретными взаимоотношениями в родительской семье. В истории жизни писательницы Н. Н. Берберовой, более известной за рубежом, чем в России, акцентированы детерминанты построения брачно-семейных основ своей жизни. Устанавливается взаимосвязь между детскими наблюдениями, впечатлениями, воспоминаниями и личным выбором модели семейной жизни.
Ключевые слова: семья; система; семейные ценности; семейные функции; брак; эмиграция; личность; брачно-семейные представления.
FAMILY IN THE SYSTEM OF VALUES AND IN THE FATE AND FORTUNES OF THE FIRST WAVE OF THE RUSSIAN EMIGRATION
L. I. Bershedova,
L. P. Nabatnikova,
MCU, Moscow
In the article the light is focused on the issues of dependence of marriage and family concepts on the social and historical conditions and particular relationships in the parental family. In the life story of the writer, which is better known abroad than in Russia, the initiating causes of building of family and marriage basics of her life is emphasized. The relation is established between babish observations, impressions, memories and personal choice of the model of family life.
Key words: family; system; family values; family functions; marriage; emigration; personality; marriage and family concepts.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ:
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
И. И. Васильева,
Институт психологии РАН, Москва
В статье рассмотрены противоречия в основных определениях справедливости как феномена коллективного труда, их разнокачественность и относительность. Функциональный анализ обнаружил значение справедливости как мотива к результативному целесообразному взаимодействию и как интеграционного механизма разделенного труда.
Проведенный анализ позволил определить справедливость как деятельностную установку, что дает теоретическую возможность интегрировать разнокачественные ее определения, с одной стороны, и раскрыть потенциал деятельностного подхода, с другой.
Ключевые слова: дистрибутивная справедливость; процедурная справедливость; межличностная справедливость; относительность справедливости; деятельностный подход; социальная рациональность; человекоразмерность; установка.
ORGANIZATIONAL JUSTICE: SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH
I. I. Vasileva,
Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow
The study examines the contradictions in the basic definitions of justice as a phenomenon of a team work, their heterogeneity and relativity. The analysis has revealed justice as the main employee’s motive to participate effectively in team efforts as well as the integrative mechanism of divided labor.
The analysis enables to define justice as activity attitude. That makes possible the integration of heterogeneous definitions on the one hand and unlocks the potential of activity approach on the other hand.
Key words: distributive justice; procedural justice; interpersonal justice; relativity of justice; activity approach; social rationality; human-sizedness; attitude.