1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2024 №52
Статьи журнала » 2024 №52 : Комарова О. Н., Рассказова А. Л. Социально-психологические детерминанты семейной среды и их влияние на аутодеструктивные проявления подросткового поведения
Просмотров: 25

УДК 159.9.07

DOI: 10.24412/2223-6872-2024-452-32-49

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АУТОДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

О. Н. Комарова,

МГПУ, Москва,

okomarova2009@yandex.ru,

А. Л. Рассказова,

МГПУ, Москва,

allarasskazova@mail.ru

 

В статье проанализированы основные подходы к изучению аутоагрессии как психологического феномена, выявлены детерминанты возникновения аутоагрессивности подростков. Показано, что в основе проявления самоповреждающего поведения лежат социально-психологические факторы, которые непосредственно связаны с условиями жизнедеятельности семьи, с характером отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах. Наиболее вероятными в контексте появления аутодеструктивного поведения у подростков являются ригидно-разобщенные семьи, поскольку суровые методы воспитания, строгие правила, жестко соблюдающийся принцип единоначалия, страх наказания формируют чувство отверженности и безысходности, которое в сочетании с гневом вызывает вину и депрессию.

 

В исследовании приняли участие 480 обучающихся 7–9-х классов московских школ. Сбор данных производился с использованием опросника «Ауто- и гетероагрессии» Е. П. Ильина, методики «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» М. В. Горской, опросника «Взаимодействие “родитель – ребенок”» И. М. Марковской, методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. В. Трояновской. У подростков с высокой аутоагрессией преобладает высокий уровень тревожности, фрустрации, импульсивности. Подтверждена связь между аспектами аутоагрессивного поведения подростков и взаимоотношений подростков с родителями. Аутоагрессивное поведение проявляют подростки, у которых не удовлетворены потребности в принятии и одобрении родителями, во внимании, эмоциональной близости. Анализ детско-родительских отношений показал, что основные дисфункции семейных отношений связаны с высокой эмоциональной дистанцией, низким уровнем сотрудничества, высокой конфликтностью. Родители подростков с аутоагрессивным поведением проявляют высокий контроль, авторитарность, жесткие меры психологического и физического воздействия, которые виктимизируют личность подростка.

 

Среди факторов, которые препятствуют формированию аутоагрессивного поведения у подростка, следует выделить активную родительскую позицию, внимание, поддержку, вовлеченность в жизнь своего ребенка, обоюдное доверие, высокий уровень сплоченности семьи. Доказано, что удовлетворенность отношениями в семье выступает в качестве мощного защитного фактора от аутоагрессии у подростков.

 

Ключевые слова: аутоагрессия; аутоагрессивное поведение; социально-психологические факторы; семья; детско-родительские отношения.

 

Для цитаты: Комарова О. Н., Рассказова А. Л. Социально-психологические детерминанты семейной среды и их влияние на аутодеструктивные проявления подросткового поведения // Системная психология и социология. 2024. № 4 (52). С. 32–49. https://doi.org/10.24412/2223-6872-2024-452-32-49

 

Комарова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

E-mail: okomarova2009@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-7799-0124

 

Рассказова Алла Львовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

E-mail: allarasskazova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9256-7308

Статьи журнала » 2024 №52 : Алексеенко М. С., Серова А. А. Системно-психологическая концепция профессионального отбора лиц летного и диспетчерского состава
Просмотров: 64

УДК 159.9.07

DOI: 10.24412/2223-6872-2024-452-18-31

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ЛИЦ ЛЕТНОГО И ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА

М. С. Алексеенко,

НИИЭС, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва, Россия,

ulitsapesen@gmail.com,

А. А. Серова,

Госкорпорация по ОрВД, Москва, Россия,

Serova_AA@matfmc.ru

 

В настоящее время наблюдается существенное снижение показателей развития профессионально важных качеств (ПВК) у летного и диспетчерского состава, что может в будущем негативно сказаться на авиационной отрасли. Отрицательная динамика развития требует анализа причин ее возникновения, а также актуализирует необходимость своевременного получения данных о снижении профессионально важных качеств специалистов и своевременной коррекции негативного тренда. В связи с этим цель данного аналитического исследования — разработка методических рекомендаций для проведения единого психологического отбора летного и диспетчерского состава, результатом которого должна стать общая база данных, пригодная для комплексного психологического сопровождения летной деятельности.

 

В ходе аналитического исследования удалось сформулировать и описать основные рекомендации для проведения профессионального отбора пилотов и диспетчеров управления воздушным движением. Разрабатывая мероприятия по профессиональному психологическому отбору лиц на определенные должности, важно точно определить внешние критерии оценки профессиональной деятельности специалиста. Внешние критерии должны объективно отражать успешность деятельности специалиста. Внешние критерии для одинаково поименованных должностей могут существенно различаться с учетом деятельности конкретного авиационного предприятия или организации гражданской авиации.

 

Выбирая методики для оценки тех или иных ПВК важно помнить о том, что свойства нервной системы не определяют способности и одаренность человека и не влияют на них, но тесно связаны с характерными общеличностными особенностями и индивидуальными проявлениями, такими как организация целенаправленных действий и движений, сложные интеллектуальные операции, высшие гностические процессы, программирование конструктивной деятельности, целенаправленная активность, потребности и высшие формы эмоций через регуляторную функцию. Таким образом, опираться на психофизиологические качества специалиста без учета мотивации, ценностей, характера, поведения личности малоэффективно.

 

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор пилотов и диспетчеров управления воздушным движением; критериальные нормы профессиональной пригодности; рекомендации по проведению профессионального психологического отбора.

 

Для цитаты: Алексеенко М. С., Серова А. А. Системно-психологическая концепция профессионального отбора лиц летного и диспетчерского состава // Системная психология и социология. 2024. № 4 (52). С. 18–31. https://doi.org/10.24412/2223-6872-2024-452-18-31

 

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий психолог Научно-испытательного института эргатических систем; доцент гуманитарной кафедры Института мировой медицины Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Минздрава России; преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training; специалист по профессиональному психологическому отбору и подготовке пилотов, Москва, Россия.

E-mail: ulitsapesen@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0152-7026

 

Серова Анна Аркадьевна, главный психолог службы управления безопасности и качества Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации; преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и «Северный ветер», Москва, Россия.

E-mail: Serova_AA@matfmc.ru

ORCID: 0000-0003-0152-7026

Статьи журнала » 2024 №52 : Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Системно-психологическая коррекция особенностей ценностно-мотивационной сферы обучающихся
Просмотров: 121

УДК 159.9.07

DOI: 10.24412/2223-6872-2024-452-5-17

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва, Россия,

ryzhovbn@mgpu.ru,

Л. Б. Смоловская,

МИП, Москва, Россия,

smolovskajalb@mgpu.ru

 

Ценностно-мотивационная сфера личности играет ключевую роль в определении поведения, выбора целей и способов их достижения. Однако практика психологической коррекции в этой области сталкивается с рядом сложностей, связанных с недостаточной концептуальной разработкой самого феномена мотивации. Таким образом, назрела необходимость создания научно обоснованного подхода, который бы объединял концептуальные положения о мотивации с эффективными коррекционными практиками. Одним из путей решения этой задачи может быть использование системной психологии к явлению мотивации и рассмотрению мотивационного ядра личности как композиции восьми основных видов мотивации. Учитывая это, целью работы являлась разработка и эмпирическая апробация программы системно-психологического консультирования, построенной на основных принципах системной психологии. Большинство методов, работающих с мотивацией, основано или на эмпирическом подходе (например, выделение ключевых слов как наиболее значимых видов мотивации), или на интроспективном подходе. Хотя существует множество разных взглядов на структуру мотивации и способы воздействия на нее, все они имеют описательный характер. Системно-психологическое консультирование и коррекция (СПКК) основывается на базе системной психологии, выводящей свои положения из системологии, а потому основанной не на частных предположениях, а на почве более фундаментальной науки. 

 

Для оценки эффективности программы системного психологического консультирования для обучающихся в системе дополнительного профессионального образования была взята группа из 52 человек в возрасте от 25 до 45 лет, получающих дополнительное профессиональное образование на базе Московского института психоанализа и Академии транскультуральной психотерапии (бывш. Московский центр позитивной психотерапии). Исследование проводилось с 2022 по 2024 год.

 

Исследование показало, что системное консультирование оказывает позитивное воздействие на внутренние конфликты личности, помогая участникам осознать свои мотивационные установки и развить адаптивные стратегии преодоления трудностей. Программа может быть использована непосредственно в системе ДПО для оценки эффективности обучения с точки зрения личностных факторов. Программа также может найти более широкое применение — при разрешении внутриличностных конфликтов. 

 

Ключевые слова: системно-психологическое консультирование; мотивация; профиль мотивации; внутренний конфликт; дополнительное профессиональное образование. 

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Системно-психологическая коррекция особенностей ценностно-мотивационной сферы обучающихся // Системная психология и социология. 2024. № 4 (52). С. 5–17. https://doi.org/10.24412/2223-6872-2024-452-5-17

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор; профессор Института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

E-mail: ryzhovbn@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Смоловская Любовь Борисовна, преподаватель Московского института психоанализа, аспирантка Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

E-mail: smolovskajalb@mgpu.ru

ORCID: 0009-0000-2030-6507