![]() |
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Е. В. Истомина,
СПбАППО,
Санкт-Петербург, Россия,
ekryzhko@yandex.ru
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15–18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2–4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный — завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный — чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный — отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.
Ключевые слова: профессиональные установки; профессиональный выбор; профессионально-личностное развитие; образ телесного Я; обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для цитирования: Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 18–27. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.2
Истомина Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, Санкт-Петербург, Россия.
ORCID: 0000-0003-4822-5877
Е-mail: ekryzhko@yandex.ru
UDC 159.9
DOI 10.25688/2223-6872.2024.50.2.7
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
М. Д. Якуб,
Медицинский университет Биньчжоу,
Яньтай, Китайская Народная Республика,
danish@stu.bzmc.edu.cn,
У. Чо,
Больница королевы Елизаветы,
Гонконг, Китайская Народная Республика,
williamcscho@gmail.com
К. Салим,
Даляньский технологический университет,
Далянь, Китайская Народная Республика,
s.kiran@mail.dlut.edu.cn,
К. Анджум,
Университет менеджмента и технологий,
Лахор, Пакистан,
kaiynat2001@gmail.com,
М. Доу,
Шаньдунский профессионально-технический
университет международных исследований,
Жичжао, Китайская Народная Республика,
3047885483@qq.com,
С. Фэн,
Шаньдунский университет традиционной китайской медицины,
Цзинань, Китайская Народная Республика,
fengxiyu0630@126.com,
Х. Чаттха,
Кампус школьной системы Beaconhouse для девочек,
Лахор, Пакистан,
hajrax19@gmail.com
В последние годы использование социальных сетей подростками и молодыми людьми значительно расширилось, и это привело к значительному росту проблем с психическим здоровьем и благополучием среди подростков и молодых взрослых. Несмотря на то что социальные сети обвиняют в росте проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых взрослых, они по-прежнему вызывают споры. В этом обзоре предпринята попытка обобщить имеющуюся информацию о связи между (1) интенсивным и проблемным использованием социальных сетей, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей. Обзор литературы проводится и публикуется в соответствии с рекомендациями по предпочтительным статьям отчетности для систематических обзоров и метаанализа (PRISMA). Систематический поиск публикаций осуществляется в шести базах данных в период с 2017 по 2022 год. Включение статей ограничено взаимосвязью между следующими типами использования социальных сетей: (1) интенсивным и проблемным использованием, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет и рецензируемая публикация на английском языке. Поиск выявил 13 статей, в том числе 11 поперечных исследований, 1 лонгитюдное исследование и 1 экспериментальное исследование. Интенсивное использование социальных сетей по-прежнему не оказывает негативного влияния на психическое здоровье и благополучие подростков, однако проблемное использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье и благополучии подростков. Основной переменной в отрицательной связи между активным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков было время, проведенное в социальных сетях. Что касается связи между пассивным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков и молодых людей, то обнаружено сдерживающее воздействие первоначального настроения и оптимизма и опосредующий эффект зависти, вызванной социальными сетями. Благодаря тому, что социальное сравнение является посредником между тенденцией к социальному сравнению и восходящим социальным сравнением, а также модератором результатов социального сравнения и самоэффективности, социальное сравнение является важнейшим механизмом пассивного использования социальных сетей, а также обеспечения благополучия подростков и их психического здоровья. Связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей весьма сложна. На эти взаимосвязи влияют индивидуальные особенности человека, воздействие окружающей среды и другие сопутствующие факторы.
Ключевые слова: социальные сети; подростки; психическое благополучие; депрессия; систематический обзор.
Для цитирования: Взаимосвязь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков: систематический обзор / М. Д. Якуб и др. // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). P. 77–96. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.7
Якуб Мухаммад Даниш, Медицинский университет Биньчжоу, Яньтай, Шаньдун, Китайская Народная Республика.
ORCID: 0000-0003-4618-2332
E-mail: danish@stu.bzmc.edu.cn
Уильям Чо, доктор философии, зарегистрированный практик китайской медицины, приглашенный профессор в Институте биомедицинских наук (Великобритания), Гонконгском институте биомедицинских наук и в Гонконгском обществе молекулярных диагностических наук. Отделение клинической онкологии больницы королевы Елизаветы, Гонконг, Китайская Народная Республика.
E-mail: williamcscho@gmail.com
ORCID: 0000-0003-4174-4586
Салим Киран, Школа программного обеспечения, Даляньский технологический университет, Далянь, Китайская Народная Республика.
ORCID: 0000-0003-0278-6492
E-mail: s.kiran@mail.dlut.edu.cn
Анджум Кайнат, магистр в области питания человека и диетологии Школы медицинских наук Университета менеджмента и технологий, Лахор, Пакистан.
E-mail: kaiynat2001@gmail.com
Доу Мэнсюэ, бакалавр по специальности «Прикладной английский» в Шаньдунском профессионально-техническом университете международных исследований, Жичжао, Шаньдун, Китайская Народная Республика.
ORCID: 0009-0006-9414-6503
E-mail: 3047885483@qq.com
Сию Фэн, Шаньдунский университет традиционной китайской медицины, Цзинань, Шаньдун, Китайская Народная Республика.
E-mail: fengxiyu0630@126.com
Чаттха Хаджра, кампус школьной системы Beaconhouse для девочек на берегу канала, Лахор, Пенджаб, Пакистан.
ORCID: 0009-0006-3806-0131
E-mail: hajrax19@gmail.com
© Yaqoob M. D., Cho W., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H., 2024
УДК 159.9.07
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.6
КРИТЕРИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Ф. Прюс,
ЭМАУ,
Грайфсвальд, Германия,
franz@pruess.eu,
Ю. М. Перевозкина,
НГПУ, НВИ войск национальной гвардии,
Новосибирск, Россия,
per@bk.ru,
С. Б. Перевозкин,
НВИ войск национальной гвардии,
Новосибирск, Россия,
per_sj@mail.ru,
М. И. Мороз,
НВИ войск национальной гвардии,
Новосибирск, Россия,
mihail-moroz@bk.ru
В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности. И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.
Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Критерии цифровой грамотности: системный анализ // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 65–76. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.6
Прюс Франц, доктор педагогики, профессор, профессор-исследователь Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия.
ORCID: 0000-0001-9433-2046
E-mail: franz@pruess.eu
Перевозкина Юлия Михайловна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и военной психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия.
ORCID: 0000-0003-4201-3988
E-mail: per@bk.ru.
Перевозкин Сергей Борисович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделов Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия.
ORCID: 0000-0002-6790-4835
E-mail: per_sj@mail.ru
Мороз Михаил Игоревич, майор юстиции, старший помощник начальника юридической службы Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия.
ORCID: 0009-0008-4804-0761
E-mail: mihail-moroz@bk.ru
© Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И., 2024
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.8
ТРАНССПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА ВРЕМЕНИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Е. В. Бредун,
ТГУ,
Томск, Россия,
bredun.88@mail.ru
В статье представлена теоретическая реконструкция предметной области психологии — концепт восприятия времени. Показано, что операциональные черты отражают временные характеристики, поэтому содержание временных показателей может стать значимым маркером, описывающим человека в целом. Проблемным является отсутствие упорядоченных представлений о системном исследовании восприятия времени, включающем в себя психологические, когнитивные, эмотивные и поведенческие характеристики, описывающие детерминирующий характер времени в процессах жизнеосуществления. Таким образом, важно понять, какие факторы имеют решающее значение для определения способности оценивать течение времени и каким образом они модулируют психические процессы и состояния. Одним из методов исследования стал трансспективный анализ, позволивший описать новые закономерности хронотопической направленности изучаемого феномена. Кроме того, он позволяет операционализировать понятие «хронотоп» для понимания уникальных специфических характеристик времени и пространства в реализуемом исследовании. В статье отражено, что новый подход к исследованию времени позволяет перейти к изучению хронотопической обусловленности психического процесса и описать концептуальные особенности пространственно-временных характеристик образа мира человека. Специфика восприятия времени, отраженная в операциональных характеристиках решения задачи, способна выступать индикатором когнитивного ресурса человека. Понимание специфики отражения временных характеристик в процессах жизнеосуществления поможет понять механизмы восприятия и интерпретации событий окружающего мира, поведение человека в различных ситуациях. Трансспективный анализ изучения современных исследований времени позволяет зафиксировать, что время может выступать важным когнитивным ресурсом человека в решении повседневных задач. Обозначена необходимость поиска новых методов и подходов изучения для достижения более глубокого теоретического понимания основного взаимодействия данных явлений.
Ключевые слова: восприятие времени; хронотоп «жизнеосуществление»; трансспективный анализ; когнитивный ресурс.
Благодарности: результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект № FSWM-2020-0040.
Для цитирования: Бредун Е. В. Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 97–105. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.8
Бредун Екатерина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Национального исследовательского Томского государственного университета,
Томск, Россия.
E-mail: bredun.88@mail.ru
© Бредун Е. В., 2024
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.5
ОСОБЕННОСТИ ВЫДВИЖЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ЗВЕЗД И ИЗГОЕВ В НОРМАТИВНЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ГРУППАХ
И. Ю. Суворова,
МПСУ,
Москва, Россия,
i.suvorova89@gmail.com,
Л. Я. Дубовец,
МПСУ,
Москва, Россия,
mila.veresovich@mail.ru
Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11–17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах (r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует (r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценка звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных (U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено (U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.
Ключевые слова: нормативные группы; девиантные группы; социометрия; социометрический статус; групповая конфликтность; травля.
Для цитаты: Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 56–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.5
Суворова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Московского психолого-социального университета, Москва, Россия.
E-mail: i.suvorova89@gmail.com
ORCID: 0000-0003-3804-2129
Дубовец Людмила Яковлевна, студентка Московского психолого-социального университета, Москва, Россия.
E-mail: mila.veresovich@mail.ru
ORCID: 0009-0001-5141-7709
© Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я., 2024
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.4
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕЛЕСНЫХ МОДИФИКАЦИЙ И САМООЦЕНКИ
Д. А. Курдин,
Академия ФСИН России,
Рязань, Россия,
dnskurdin@gmail.com,
Х. Б. Жамбалова,
Академия ФСИН России,
Рязань, Россия,
khandazhab2406@mail.ru,
Т. В. Савина,
Академия ФСИН России,
Рязань, Россия,
tanya150501@yandex.ru
Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи — выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.
Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.
В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.
Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка (N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.
Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
Ключевые слова: телесные модификации; самооценка; идентичность; курсанты; исследование.
Для цитирования: Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Взаимосвязь телесных модификаций и самооценки // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 44–55. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.4
Курдин Денис Алексеевич, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии и пробации Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия.
ORCID: 0000-0002-9292-7342
E-mail: dnskurdin@gmail.com
Жамбалова Хандажаб Баторовна, курсант факультета психологии и пробации Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия.
ORCID: 0009-0008-8250-8524
E-mail: khandazhab2406@mail.ru
Савина Татьяна Васильевна, студентка Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия.
ORCID: 0009-0004-0267-5017
E-mail: tanya150501@yandex.ru
© Кудрин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В., 2024
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.3
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
С. Е. Мухина,
НГПУ,
Новосибирск, Россия,
svetlanamukh@mail.ru,
Е. П. Федосеева,
средняя школа № 6,
Чита, Россия,
elenafedoseewa@mail.ru
Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.
Цель статьи — представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).
Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
Ключевые слова: системный подход; жизнестойкость; родители; копинг-стратегии; аутизм; расстройства аутистического спектра (РАС); детско-родительские отношения.
Для цитаты: Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 28–43. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.3
Мухина Светлана Еруслановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.
ORCID: 0009-0007-3860-305X
E-mail: svetlanamukh@mail.ru
Федосеева Елена Петровна, учитель ресурсного класса средней общеобразовательной школы № 6, Чита, Россия.
ORCID: 0009-0005-3367-6431
E-mail: elenafedoseewa@mail.ru
© Мухина С. Е., Федосеева Е. П., 2024
УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.1
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
О. И. Миронова,
Финуниверситет,
НИУ ВШЭ,
Москва, Россия,
mironova_oksana@mail.ru
В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.
В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов. Ключевые слова: коммуникативный барьер; психологический барьер; профессиональная деятельность психолога; коммуникативные барьеры в деятельности начинающих психологов.
Для цитирования: Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельностиначинающих психологов // Системная психология и социология. 2024. № 2 (50). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.1
Миронова Оксана Ивановна, доктор психологических наук, профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
ORCID: 0000-0003-4822-5877
E-mail: mironova_oksana@mail.ru
© Миронова О. И, 2024