Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2024 №49 : Хилханов Д. Л. Системный подход в исследованиях культурной дистанции (на примере типологии Всемирного исследования ценностей)

Просмотров: 251

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.01


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ДИСТАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТИПОЛОГИИ ВСЕМИРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ)


Д. Л. Хилханов,
МГПУ, Москва,
khilkhanovdl@mgpu.ru


Системный подход наиболее полно проявляет себя при составлении различного рода типологий и классификаций. В настоящей статье мы рассмотрим реализацию системного подхода в определении культурной дистанции в типологии Всемирного исследования ценностей (WVS). Рассмотрены итоги WVS по России за 2017–2022 гг. (7-я волна), которые представлены в открытом доступе1. Р. Инглхарт (куратор и автор Всемирного исследования ценностей) в своей диаграмме реализует системный подход в пространстве двух многокомпонентных факторов: традиционные/секулярно-рациональные ценности и ценности выживания/самовыражения.
Все социальное и культурное пространство делится для нас на Я и Другой. Данное деление осуществляется на видимых и невидимых признаках в сложном процессе идентификации/самоидентификации. Культурная дистанция в виде маркеров определяет уникальность и отличие одной культуры или субкультуры от другой. Диакритиками культурной дистанции могут выступать разные признаки, при этом базовыми признаются родной язык и религия. Большинство таких признаков значимы лишь в комплексе. Более того, они постоянно меняются.
Р. Инглхарт переосмыслил теорию модернизации, доказав, что с ростом экзистенциальной безопасности в современном обществе постматериалистические ценности неизбежно трансформируются в ценности светские и ценности самовыражения. Всемирное исследование ценностей 2017–2022 гг. проводилось по 290 тематическим вопросам. В результате было выявлено, что показатели отношений к другим расам, национальностям, носителям других языков тесно взаимосвязаны с религиозным фактором. В данной классификации религиозный фактор является базовым для определения культурной дистанции, что и доказывается результатами исследования по России. В российских условиях религиозный фактор становится еще более весомым в силу того, что большинство респондентов признают, что религия и религиозные институты играют либо значимую, либо важную роль в их жизни.


 

Журнал » 2024 №49 : Дядык Н. Г. Системный анализ музейной арт-терапии как способа формирования конструктивных копинг-стратегий (на примере студентов педагогического вуза)

Просмотров: 317

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.02


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЕЙНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)


Н. Г. Дядык,
ЮУрГГПУ, Челябинск,
djadykng@cspu.ru


Целью статьи является изучение воздействия музейной арт-терапии на формирование копинг-стратегий. Музейная арт-терапия — это направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии искусства, когда музей становится особой социальной средой, призванной оказывать благотворное воздействие на психику и здоровье человека.

Исследование состоит из комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирических (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам), статистических методов обработки. Нами были использованы следующие методики: метод наблюдения, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма, тест Р. Лазаруса «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
В результате разработана психолого-педагогическая модель формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза с использованием методов музейной арт-терапии. Авторами представлена методика работы с музейными артефактами с целью расширения поведенческого
диапазона копинг-стратегий студентов педвуза.

Использование методов музейной арт-терапии позволило сформировать конструктивные копинг-стратегии у студентов педвуза. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогической модели формирования конструктивных копинг-стратегий средствами музейной арт-терапии будет способствовать формированию стрессоустойчивой личности будущего педагога.


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница