![]() |
|
УДК 159.9
DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.09
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ
Е. Н. Андрущак,
РУТ (МИИТ), Москва,
andrushchak.katrin@gmail.com
Статья представляет собой результаты исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов и успешности изучения китайского языка. Во введении обсуждается психологическая специфика изучения китайского языка, а также обосновывается актуальность темы исследования. Обучение китайскому языку включает в себя ряд психологических особенностей. Понимание и принятие во внимание этих особенностей может повысить эффективность и результативность обучения. Индивидуальные личные характеристики учащихся, которые могут способствовать успешному изучению китайского языка, до сих пор изучены недостаточно и требуют дальнейших исследований.
В исследовании применены методики, с помощью которых были выявлены индивидуальные психологические особенности студентов, изучающих китайский язык, измерены познавательные особенности, а также субъективная оценка успешности изучения китайского языка. Подробно рассматриваются результаты корреляционного анализа индивидуально-личностных особенностей студентов и успешности в освоении ими китайского языка. Исследования показали, что развитие образного мышления усиливает творческий подход и способствует запоминанию, что критически важно для освоения сложного китайского языка и приводит к более продуктивным методикам обучения. Интеграция символического и образного мышления повышает аналитические и познавательные способности учащихся, способствуя улучшению учебных результатов.
Обсуждаются также основные выводы по итогам проведенного исследования и определяются дальнейшие направления для изучения данной темы; предлагается исследовать влияние других психологических и когнитивных факторов на изучение китайского языка. В частности, интерес представляет изучение влияния стратегий обучения, мотивационных факторов и роли социальной поддержки в процессе изучения китайского языка. Кроме того, полезным может быть исследование влияния онлайн-технологий и цифровых инструментов на эффективность изучения китайского языка, учитывая современные тенденции в образовании. Представляет интерес изучение долгосрочного влияния интенсивности и регулярности языковой практики на уровень владения китайским языком, включая аспекты как устной, так и письменной речи.
![]() |
Литература
1. Ганзен В. А., Малышев К. Б., Огинец Л. В. Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2001.175 с.
2. Девятов А. Китайская специфика: как понял ее я в разведке и бизнесе: монография. М.: Муравей, 2002. 328 с.
3. Конколь М. М. Психология и ее роль в изучении иностранных языков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2018. № 3. С. 59–64.
4. Кочергин И. В. Очерки методики обучения китайскому языку. М.: Муравей, 2000. 160 с.
5. Кулманакова Е. В. Психология студентов и развитие их мотивации к изучению китайского языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 12-2. С. 105–110.
6. Кургинян С. С., Осаволюк Е. Ю. Опросник когнитивной флексибильности (CFI): адаптация на русскоязычной выборке // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 105–119. DOI: 10.7868/S0205959218020101
7. Курдюмова Ю. В. Психологические основы использования драматизации в обучении иностранным языкам // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2010. № 1 (5). С. 108–112.
8. Масловец О. А. Основы обучения китайскому языку в вузе и школе: теория и практика: учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИД «ВКН», 2019. 264 с.
9. Сюй Л. Основные расхождения в системах русского и китайского языков, создающие трудности при изучении русского языка китайцами и китайского языка русскими // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 14. № 4. С. 68–71. DOI: 10.14529/ling170411
10. Agudo J. de D. M. Emotions in second language teaching: theory, research and teacher education. Springer, 2018. 406 p.
11. Boudreau C., MacIntyre P. D., Dewaele J. M. Enjoyment and anxiety in second language communication: an idiodynamic approach // Studies in Second Language Learning and Teaching. 2018. Vol. 8. P. 149–170.DOI: 10.14746/ssllt.2018.8.1.7
12. Chow B. W., Chiu H. T., Wong S. W. Anxiety in reading and listening English as a foreign language in Chinese undergraduate students // Language Teaching Research. 2018. Vol. 22. P. 719–738. DOI:10.1177/1362168817702159
13. Culhane S. F. An intercultural interaction model: acculturation attitudes in second language acquisition // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2004. Vol. 1. № 1. Р. 50–61.
14. Dewaele J. M., Li C. Emotions in SLA // Studies in Second Language Learning and Teaching. 2018. Vol. 8. № 1. P. 15–19. DOI: 0.14746/ssllt.2018.8.1.1
15. Dörnyei Z. The psychology of second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 2019. 342 р.
16. Jiang Y., Dewaele J. M. How unique is the foreign language classroom enjoyment and anxiety of Chinese EFL learners? // System. 2019. № 82. P. 13–25.DOI: 10.1016/j.system.2019.02.017
17. Khajavy G. H., MacIntyre P. D., Barabadi E. Role of the emotions and classroom environment in willingness to communicate: applying doubly latent multilevel analysis in second language acquisition research // Studies in Second Language Acquisition. 2018. Vol. 40. P. 605–624.
18. Li C., Dewaele J.-M., Jiang G. The complex relationship between classroom emotions and EFL achievement in China // Applied Linguistics Review. 2019. Vol. 11. № 3. P. 485–510.DOI:10.1515/applirev-2018-0043
19. Novikova I. A., Berisha N. S., Novikov A. L., Shlyakhta D. A. Creativity and personality traits as foreign language acquisition predictors in university linguistics students // Behavioral Science. 2020. Vol. 10. № 1. P. 12–35. DOI: 10.3390/bs10010035
20. Saito K., Dewaele J.-M., Abe M., In’nami Y. Motivation, emotion, learning experience and second language comprehensibility development in classroom settings // Language Learning. 2018. Vol. 68. № 3. P. 709–743.DOI: 10.1111/lang.12297