Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2022 №44 : Титульный лист 4(44)

Просмотров: 524

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 4 (44) 2022

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2022

 

 

 


 

Журнал » 2022 №44 : Содержание 4(44)

Просмотров: 488

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные личностные ресурсы школьников в развитии компетенций самоутверждения в современном мире

Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов

Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости

Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития

Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций

Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием

Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья (продолжение статьи № 2 (42), 2022)

Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом

Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса у казахоязычных детей с кохлеарным имплантом

 

История психологии и психология истории

 

Иванов Д. В. Системные этико-психологические представления в диалогах Платона (продолжение статьи № 2 (42), 2022)

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2022, № 4 (44)

 

 


 

Журнал » 2022 №44 : Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона

Просмотров: 1098

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

СИСТЕМНЫЕ ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются этико-психологические представления зрелого Платона, чье наследие является существенным вкладом в развитие психологической мысли, остается актуальным для современной историко-психологической науки. Этико-психологические представления Платона состоят из обоснованных им идей об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека. Показано, что основой добродетелей в этико-психологической концепции Платона становится человеческая душа, которую необходимо обогащать мудростью, воспитывать в ней мужество, обучать умеренности. Человеку необходимы идеалы в качестве образцов поведения и действий, с которыми он себя идентифицирует. В гармонизации души и восхождении к миру вечных идей заключается смысл человеческого бытия. Этико-психологические представления Платона остаются ценными для современной психологической науки, системно и целостно рассматривающей человека и потенциальные возможности его совершенствования.

 

Ключевые слова: Платон; Пифагор; орфизм; пифагорейцы; система; этико-психологические представления; душа; метемпсихоз; знание; добродетельность; принцип совершенствования.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Cистемные этико-психологические представления в диалогах Платона // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 113–120. DOI 10.25688/2223-6872.2022.44.4.10

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468

 


 

Журнал » 2022 №44 : Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом

Просмотров: 668

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМАТИКИ ИНТОНАЦИОННЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ

 

Р. О. Агавелян,

НГПУ, Новосибирск,

ruben_h_ag@mail.ru,

Р. Т. Байчинов,

НГПУ, Новосибирск,

rauan.b_1991@mail.ru

 

Статья посвящена определению и обоснованию систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом в процессе коммуникации. На сегодняшний день наблюдается недостаточность методик и программ на казахском языке для изучения, коррекции и развития интонационных структур голоса у казахоязычных детей с кохлеарным имплантом. В этой связи требуется создание современных диагностических и коррекционно-развивающих программ, направленных на решение данного вопроса.

Учитывая необходимость применения комплексной методики решения реабилитации детей с кохлеарным имплантом, в статье рассматриваются исследования интонационных характеристик голоса в анамнестическом, компенсаторном и психолингвистическом аспектах. При этом психолингвистический аспект включает в себя определение особенностей коммуникации, а также исследование интонационных структур голоса.

В качестве основных критериев изучения интонационных структур голоса выступает восприятие, различение, понимание, запоминание и воспроизведение интонации. В составе данных критериев изучение интонационных структур голоса рассматривается на уровне звуков, звукоподражаний, слов, словосочетаний и простых предложений. В качестве основного направления изучения интонационных структур голоса выделяются лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса. В то же время параметром исследования становится интонация голоса и такие акустические компоненты интонации, как логическое ударение, модуляция голоса по высоте и силе, тембр голоса, темпо-ритмическая организация речи. Выделяются также лингвистические и паралингвистические стороны интонационных структур голоса в качестве основных направлений исследования.

 

Ключевые слова: кохлеарный имплант; дети с нарушением слуха; систематика интонационных характеристик голоса; комплексная методика.

 

Для цитаты: Агавелян Р. О., Байчинов Р. Т. Возможности систематики интонационных характеристик голоса казахоязычных детей с кохлеарным имплантом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 104–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.09

 

Агавелян Рубен Оганесович, доктор психологических наук, профессор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ruben_h_ag@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6494-8544

 

Байчинов Рауан Толеуханович, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: rauan.b_1991@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1528-6358

 


 

Журнал » 2022 №44 : Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом

Просмотров: 638

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Н. В. Садов,

МГПУ, Москва,

SadovNV@mgpu.ru,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

Статья посвящена рассмотрению актуальных подходов к проблеме организации дистанционного обучения. Современные образовательные и социально-экономические реалии устанавливают особые требования к форме обучения. Важным в дистанционном обучении является интеграция современных информационных технологий, обеспечивающих продуктивность учебного процесса и интерактивность образовательных средств. Специфика удаленного обучения требует системного подхода для анализа взаимодействия между учеником и учителем. В разных странах процесс организации удаленного обучения происходит по-своему.

Для более детального рассмотрения проблемы используется системный анализ особенностей дистанционного обучения в России и за рубежом. Его результаты свидетельствуют о том, что система организации дистанционного образования во многом зависит от политических, социокультурных, экономических характеристик, в которых проявляются те или иные самобытные черты, присущие каждой из стран. Одновременно с этим отмечается многовариантность используемых электронных ресурсов, применяемых в дистанционном образовании в той или иной стране.

 

Ключевые слова: системный анализ; дистанционное обучение; педагогика; эмоциональное выгорание; психологические трудности.

 

Для цитаты: Садов Н. В., Машкова Л. А. Системный анализ подходов к дистанционному обучению в России и за рубежом // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 95–103. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.08

 

Садов Никита Валерьевич, аспирант кафедры общей психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: SadovNV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0003-0168-0637

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-7877-5418

 


 

Журнал » 2022 №44 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья

Просмотров: 671

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

 

СИСТЕМНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Е. А. Медведева,

МГПУ, Москва,

medvedeva-ea@mail.ru,

Ю. Н. Данилова,

школа № 1151, Москва,

ucklya1@rambler.ru

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи. В статье представлен теоретический обзор общественных и научных вглядов на вопрос социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрена трансформация отношения общества к обозначенному феномену в разные исторические периоды, начиная от полного непринятия и избавления от ребенка c различными физическими и психическими недостатками в Античности и заканчивая современными тенденциями, направленными на стремление к принятию, интеграцию и социализацию ребенка c ограниченными возможностями. В статье демонстрируются критерии оценки человека, имеющего физические и психические недостатки, характерные для европейского общества в различные эпохи. Приведен системный анализ отношения общества к ребенку c ограниченными возможностями здоровья, к его семье, a также отношения самой семьи к такому ребенку.

Предпосылки зарождения научного интереса к данной категории детей начали появляться только в эпоху Возрождения; в Новейшее время ученые и педагоги отмечали влияние семьи на гармоничное развитие и социализацию детей c ограниченными возможностями здоровья; в наше время наблюдается взрыв научных исследований в этой области: во многих современных научных работах семью рассматривают как системообразующую детерминанту в социальном и культурном статусе ребенка, a также как равноправного участника процесса воспитания и обучения ребенка c ограниченными возможностями здоровья наряду cо специализированной помощью.

 

Ключевые слова: системный анализ; семья; ребенок c ограниченными возможностями здоровья; общество; государство; наука.

 

Для цитаты: Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07

 

Медведева Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

Е-mail: medvedeva-ea@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4727-6501

 

Данилова Юлия Николаевна, педагог-психолог школы № 1151, Москва.

Е-mail: ucklya1@rambler.ru

ORCID: 0000-0002-9964-0256

 


 

Журнал » 2022 №44 : Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием

Просмотров: 970

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

 

ДВА ЭФФЕКТА СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

 

Н. Л. Карпова,

ПИ РАО, Москва,

nlkarpova@mail.ru,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена исследованию особенностей мотивационной сферы личности заикающихся при оценке эффективности семейной групповой логопсихотерапии. Заикание — одна из наиболее распространенных форм нарушения речи, следствием которой является невозможность полноценного взаимодействия с окружающими. На сегодняшний день метод семейной групповой логопсихотерапии зарекомендовал себя как эффективный способ социореабилитации и развития личностного потенциала лиц с речевыми нарушениями. В этой связи цель настоящей работы состоит в оценке динамических показателей мотивационной сферы участников психокоррекционной работы и выявлении эффектов семейной групповой логопсихотерапии.

Исследование проводилось в разновозрастных группах семейной логопсихотерапии на базе Психологического института Российской академии образования. В исследовании приняли участие лица с нарушением речевого общения в форме заикания, а также их родственники. Общее количество обследуемых — 84 человека в возрасте 16–45 лет. Для оценки динамических показателей мотивационной сферы использовался тест системного профиля мотивации (СПМ).

В ходе оценки результатов социореабилитации заикающихся были выявлены два эффекта семейной групповой логопсихотерапии, нашедших отражение в мотивационном профиле личности испытуемых. Первый эффект состоит в положительной динамике показателей социальных видов мотивации (познавательной мотивации и мотивации самореализации), что выражается в успешном освоении социально-коммуникативных навыков, стремлении к самопознанию, саморазвитию и реализации творческого потенциала. Второй эффект заключается в активизации внутренних ресурсов на индивидуальном и личностном уровнях при актуализации ценности альтруистической мотивации. Таким образом, участие в группах семейной логопсихотерапии является эффективным способом преобразования личности заикающихся в процессе социореабилитации.

 

Ключевые слова: заикание; логоневроз; семейная групповая логопсихотерапия; системная психология; мотивация; психокоррекция; социореабилитация.

 

Для цитаты: Карпова Н. Л., Рыжов Б. Н. Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 68–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

 

Карпова Наталия Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Москва.

E-mail: nlkarpova@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9964-7629

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 


 

Журнал » 2022 №44 : Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций

Просмотров: 701

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.05

 

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Е. П. Васечко,

НВИ войск национальной гвардии РФ, Новосибирск,

Vasechko.1977@bk.ru,

Т. А. Кононова,

НВИ войск национальной гвардии РФ, Новосибирск,

Teka712@mail.ru

 

Статья посвящена проблеме системной организации психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих. В статье анализируется специфика процесса системного формирования стрессоустойчивости у курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ с применением специализированных программ, учитывая психолого-педагогические особенности процесса обучения в военном вузе. Проводится оценка уровня стрессоустойчивости курсантов как одного из важнейших профессиональных качеств. Особое внимание при формировании стрессоустойчивости уделяется психологической подготовке будущих офицеров. В этой связи цель представленного исследования состояла в оценке эффективности программы формирования стрессоустойчивости курсантов.

Психологическая подготовка к военно-профессиональной деятельности — это система мероприятий, направленных на поддержание профессионального долголетия личного состава благодаря оценке качеств, определяющих профессиональную пригодность и работоспособность военнослужащего, а также коррекцию психологических состояний, снижающих результативность и надежность служебно-боевой деятельности. В настоящем исследовании представлены результаты оценки эффективности программы формирования стрессоустойчивости курсантов, реализованной на базе Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ.

Системный анализ показывает, что успешность освоения военно-профессиональной деятельности во многом зависит от стрессоустойчивости. Настоящая работа является логическим продолжением исследования проблемы системной оценки стрессоустойчивости курсантов военных институтов. Результаты апробации программы формирования стрессоустойчивости позволяют сделать вывод о высокой эффективности использованных методов формирования навыков противодействия негативному влиянию стресс-факторов в боевых условиях. Таким образом, разработанная программа формирования стрессоустойчивости курсантов может быть использована в рамках образовательного процесса военного вуза с целью наиболее качественного осуществления системной профессиональной подготовки военных специалистов.

 

Ключевые слова: системные особенности; стрессоустойчивость; личность военнослужащего; психологическая подготовка; военно-профессиональная пригодность; курсанты военных вузов.

 

Для цитаты: Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системные особенности процесса формирования стрессоустойчивости у курсантов военных образовательных организаций // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 59–67. DOI: 10.25688/2223- 6872.2022.44.4.05

 

Васечко Евгений Петрович, подполковник, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

E-mail: vasechko.1977@bk.ru

ORCID: 0000-0002-2132-6873

 

Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

E-mail: teka712@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9250-7359

 


 

Журнал » 2022 №44 : Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития

Просмотров: 657

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.04

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ПОДХОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Б. М. Коган,

МГПУ, Москва,

KoganBM@mgpu.ru

А. М. Ляпина,

«Первая школа», Нижний Новгород,

akalashnikova@mail.ru

 

Статья посвящена системной оценке возможностей нейропсихологического подхода к коррекционной работе с детьми с особенностями развития. Существующая ранее методология коррекции детей с определенными трудностями в обучении или поведении, а также с признаками дезадаптационных расстройств не давала необходимых результатов, так как не могла повлиять на развитие ребенка системно и комплексно. Нейропсихологический подход способен решить данную задачу, потому как именно он учитывает синдромный анализ нарушения и предполагает не прямое воздействие на изолированную функцию, а комплексную работу с ней, включая ее постепенное формирование и развитие, а также вовлечение в деятельность и в систему работы других функций. По итогам коррекционной работы, учитывающей нейропсихологию детского возраста и нейропсихологическую структуру дефекта конкретного ребенка, удается достичь максимально эффективных результатов. Таким образом, на сегодняшний день знание основ нейропсихологии детского возраста необходимо каждому коррекционному специалисту для достижения максимальных результатов в своей работе.

Несмотря на то что нейропсихология является относительно молодой отраслью психологии, именно ее методы способны обеспечить оптимальный подход к каждому конкретному случаю. Представленный обзор направлен на системный анализ актуальных методов нейропсихологического воздействия на когнитивные и поведенческие аспекты работы с детьми с разными нарушениями. Предложена классификация современных нейропсихологических методов, на которых может основываться нейропсихологическая коррекционная работа.

 

Ключевые слова: системный анализ; нейропсихология; задержка психического развития; трудности в обучении; психокоррекция; нейропсихологические методы.

 

Для цитаты: Коган Б. М., Ляпина А. М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 48–58. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.04

 

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KoganBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-1396-5720

 

Ляпина Анна Михайловна, нейропсихолог частного общеобразовательного учреждения «Первая школа», учитель-дефектолог школы-интерната № 1, Нижний Новгород.

E-mail: akalashnikova@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1340-8529

 


 

Журнал » 2022 №44 : Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости

Просмотров: 727

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.03

 

ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

К СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Е. О. Ермолова,

НГПУ, Новосибирск,

shamka05@mail.ru

С. А. Чаганова,

НГПУ, Новосибирск,

aurum94@mail.ru

 

В статье обосновывается значимость системного изучения структуры связей между типами психологических границ личности и механизмами психологической защиты (защитными механизмами личности и копинг-стратегиями) у лиц с преобладанием разных типов чувствительности к справедливости. Акцентируется внимание на росте числа ситуаций в обществе, вызывающих у людей чувство несправедливости, а также на особенностях сознательной и неосознанной регуляции данных переживаний личностью студента.

Приведены результаты эмпирического исследования на студенческой выборке, осуществленного методом тестирования по следующим методикам: «Опросник чувствительности к справедливости»; «Индекс жизненного стиля»; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; «Границы Я»; «Психологические границы личности». Обработка данных проводилась методами математической статистики: кластерным (метод Варда и k-средних), сравнительным (критерий Краскела – Уоллиса (Н-критерий)) и корреляционным (критерий rs Спирмена). Выявлены и описаны взаимосвязи психологических границ, защитных механизмов личности и копинг-стратегий у лиц с разными типами чувствительности к справедливости.

Сделан вывод о существовании групп лиц с преобладанием одного конкретного типа чувствительности к справедливости: нарушителя, бенефициара, свидетеля, жертвы. Выявлены значимые различия между группами в использовании ряда механизмов регуляции чувства несправедливости. При этом в группе лиц с преобладанием одного типа чувствительности к справедливости выявлены как сходства, так и различия с другими группами в структуре взаимосвязи психологических границ и механизмов психологической защиты.

Отмечена тенденция к системному объяснению структурной организации личности через призму психологических границ и механизмов психологической защиты личности с разным типом чувствительности к справедливости, выполняющих роль минимизатора отрицательных переживаний, вызванных попаданием в ситуацию несправедливости.

 

Ключевые слова: системный анализ; структура; чувствительность к справедливости; ситуация несправедливости; психологические границы; защитные механизмы; копинг-стратегии; личность студента.

 

Для цитаты: Ермолова Е. О., Чаганова С. А. Границы личности и механизмы психологической защиты студентов с различными типами чувствительности к справедливости // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 28–47. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.03

 

Ермолова Екатерина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: shamka05@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1636-1527

 

Чаганова Светлана Алексеевна, аспирант по направлению «Общая психология, психология личности и история психологии» Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: aurum94@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7391-5653

 


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница