1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2022 №43
  6. »
  7. Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX в. (системный анализ)
Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX в. (системный анализ)
Просмотров: 859

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.09

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX в. (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ)

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru

 

В статье рассматривается особый метод познания психики ребенка — анализ художественной литературы и автобиографий выдающихся людей, предложенный П. Ф. Каптеревым и получивший широкое распространение в российской детской и педагогической психологии конца XIX – начала XX в. Обращение к такому анализу обусловливалось, с одной стороны, поиском достоверных и ценных фактов о мире детства и объективных методов его исследования, а с другой — стремлением писателей, вводившим нового героя — ребенка, всесторонне изучить развитие его тонкой душевной жизни. Каптерев обосновывает приемлемость, возможности, цели и задачи этого метода познания для исследования хода психического развития в детском возрасте как систему взаимодействия внутренних (наследственных предрасположений, собственных опыта и деятельности, самовоспитания) и внешних его факторов (условий жизни, окружающей, общественной и физической, среды, семейного воспитания, школьного образования), который опирается на принципы всесторонности, целостности, индивидуализации такого изучения. Каптерев высказывает уверенность в том, что предлагаемый метод не заменяет теоретических исследований в детской психологии, а позволяет существенно дополнить, проверить установленные ею законы, наглядно показать формирование личности, определить значимость тех или иных влияний в этом процессе, поставить новые проблемы. Анализируя литературно-художественные произведения, Каптерев представляет общую картину психического развития в дошкольном возрасте, характеристику становления душевного склада личности и художественного таланта в детстве, рассматривает психологическое своеобразие детских типов и условий их появления. Главной проблемой для исследователей начала ХХ в. становится анализ обширной галереи детских типов в европейской и русской художественной литературе, т. е. определение отличительных особенностей — возрастных и индивидуальных черт личности ребенка, складывающихся в ходе психического развития при решающем влиянии не только наследственных условий, а прежде всего взаимодействия детского и взрослого миров.

 

Ключевые слова: П. Ф. Каптерев; детство; детский тип; метод исследования; наследственность; окружающая среда; психическое развитие; семейное воспитание; системный подход; талант; художественная литература; школьное образование.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии конца XIX – начала XX в. (системный анализ) // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 100–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.09

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

Литература

1. Айхенвальд Ю. Дети у Чехова // Вестник воспитания. 1905. № 1. С. 58–80.

2. Бороздин А. К. Дети в произведениях гр. Л. Н. Толстого // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 10. С. 768–788.

3. Брусянин В. В. Дети и писатели. Литературно-общественные параллели. (Дети в произведениях А. П. Чехова, Л. Андреева, А. Н. Куприна и Ал. Ремизова.) М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. 272 с.

4. Веселовский Ю. Дети смутного времени // Вестник воспитания. 1907. № 2. С. 42–55.

5. Веселовский Ю. А. Трагедия детской души. М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1908. 164 с.

6. Воскресенская В. Дети в литературе XIX века // Вестник воспитания. 1910. № 2. С. 119–160.

7. Воскресенская В. Дети в литературе XIX века. (Окончание) // Вестник воспитания. 1910. № 3. С. 75–114.

8. Галерея детских портретов (сб. типов). (По гр. Толстому, Достоевскому, Григоровичу, Тургеневу, гр. Салиас, Гончарову и Писемскому) / сост. Л. В. Постникова. М.: Изд-во тип. И. Д. Сытина и Ко, 1890. 399 с.

9. Герцык А. К. Дети в произведениях Ибсена // Русская школа. 1900. № 10. С. 80–101.

10. Гольцев В. А. Дети и природа в рассказах А. П. Чехова и В. Г. Короленко. М.: Изд. редакции журналов «Детское чтение», «Педагогический листок», 1904. 23 с.

11. Каптерев П. Ф., Мальцев А. П. Вопросы матерям о детях: (Опыт программы для систематических наблюдений над развитием детей). СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1881. X, 47 с.

12. Мерешкова З. И. Экспериментальная педагогика в России в трудах отечественных педагогов конца XIX – начала XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 23 с.

13. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

14. Омельченко Е. В. Сравнительный анализ развития детской психологии в странах Западной Европы (Англия, Германия, Франция) и России конца XIX – начала XX в.: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.

15. Пользинский П. С. Детский мир в произведениях Достоевского: Опыт психологического разбора детских типов Достоевского в связи с его суждениями о воспитании. Ревель: Изд. журнала «Гимназия», 1891. 86 с.

16. Сладкова Т. В. Становление и развитие педагогической диагностики в России конца XIX – начала XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2007. 18 с.

17. Рудевич Л. В. Детская душа. Сборник художественных отрывков из произведений русских писателей, обрисовывающих психологию детей. Т. I. М.: Изд. К. Тихомирова, 1907. XIV, 456 с.

18. Рудевич Л. В. Детская душа. Сборник художественных отрывков из произведений иностранных писателей, обрисовывающих психологию детей. Т. II. М.: Изд. К. Тихомирова,1909. VII, 622 с.

19. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20–30 гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2003. 503 с.

20. Янтарева Р. А. Детские типы в произведениях Достоевского: Психологические этюды Р. А. Янтаревой. СПб.: Тип. инж. Г. А. Бернштейна, 1895. 95 с.