PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С. М. Валявко, О. Ю. Володина, ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Журнал » 2021 №37 : С. М. Валявко, О. Ю. Володина, ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
    Просмотров: 109

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

 

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

valyavko@yandex.ru,

О. Ю. Володина,

МГППУ, Москва,

saint_olga@list.ru

 

Статья посвящена изучению особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье раскрывается сущность и компонентный состав вербальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с детским аутизмом в сравнении с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи первичного генеза. Понимание особенностей коммуникативных и речевых нарушений детей с аутизмом способствует определению приоритетных направлений коррекционной работы.

Исследование проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью». В качестве сравнительной группы были взяты дети, посещающие занятия по развитию речи в центре «Наш солнечный мир» и имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Их уровень развития речи был максимально близок к уровню детей из группы детского аутизма.

Результаты исследования показали, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройствами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки.

 

Ключевые слова: вербальные коммуникативные навыки; социальные навыки; речевые навыки; детский аутизм; общее недоразвитие речи.

 

Для цитаты: Валявко С. М., Володина О. Ю. Особенности вербальных коммуникативных навыков дошкольников с аутистическими расстройствами // Системная психология и социология. 2021. № 1. (37). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: valyavko@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7195-6374

Володина Ольга Юрьевна, тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: saint_olga@list.ru ORCID: 0000-0002-7332-7173

 

 

Литература

 

1. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2 (74). С. 38–43.

2. Валявко С. М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию? // Дефектология. 2009. № 2. С. 59–65.

3. Волковская Т. Н. Теоретические аспекты проблемы коммуникативной дезадаптации детей с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 4 (70). С. 8–12.

4. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. С. Соловьевой. Архангельск: Поморский университет, 2009. 403 с.

5. Комплексный подход к социализации детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие / [под ред. Е. С. Романовой]; Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т психологии, социологии и соц. отношений. М.: Редкая птица, 2019. 124 с.

6. Леонова И. В. Развитие коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС и другие нарушения развития. М.: Наш солнечный мир, 2016. 34 с.

7. Лыгина М. А., Куц А. В. Комплексный подход к обучению детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогическое образование и наука. 2019. № 4. С. 126–129.

8. Мамохина У. А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24–31.

9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.

10. Морозов С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие. М.: [б. и.], 2015. 539 с.

11. Романова А. А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами // Дефектология. 2011. № 2. С. 44–51.

12. Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: дис. … канд. психол. наук: 13.00.03. М., 2005. 176 с.

13. Хаустов А. В., Красносельская Е. Л., Хаустова И. М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. 2014. № 1. С. 32–50.

14. Bailey A. Autism treatment research // Autism Research. 2014. Vol. 7. Iss. 1. P. 1–3. DOI: 10.1002/ aur.1358

15. Ganz J. B. AAC interventions for individuals with autism spectrum disorders: State of the science and future research directions // Augmentative and Alternative Communication. 2015. Vol. 31. Iss. 3. P. 203–214. DOI: 10.3109/07434618.2015.1047532

16. London E. The role of the neurobiologist in redefining the diagnosis of autism // Brain Pathol. 2007. Vol. 17 (4). P. 408–411. DOI: 10.1111/j.1750-3639.2007.00103.x

17. McVey A. J. The neurobiological presentation of anxiety in autism spectrum disorder: A systematic review // Autism Research. 2019. Vol. 12. Iss. 3. P. 346–369. DOI: 10.1002/aur.2063

18. Posserud M. B., Lundervold A.J., Gillberg C. Autistic features in a total population of 7-9-year-old children assessed by the ASSQ (Autism Spectrum Screening Questionnaire) // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47 (2). P. 167–175. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.01462.x

19. Russell G. Contextualising autism diagnosis // Autism-Open Access. 2014. Vol. 4. Iss. 1. P. 1–2. DOI: 10.4172/2165-7890.1000128

20. Russell G. Social and behavioural outcomes in children diagnosed with autism spectrum disorders: longitudinal cohort study / G. Russell at el. // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (7). P. 735–744. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2011.02490.x