1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2021 №37
  6. »
  7. В. П. Шейнов, ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
В. П. Шейнов, ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Просмотров: 1556

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4

 

ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию личностных свойств зависимых от смартфона учащихся медицинских колледжей. Для многих людей, особенно подростков, юношей и девушек, смартфон является неотъемлемой частью повседневной жизни. Из-за постоянно прикованного к смартфону внимания активные пользователи оказываются не в состоянии полноценно учиться, налаживать отношения с окружающими и в целом жить полноценной жизнью. Среди отрицательных последствий возникновения зависимости от смартфонов выделяют психологические и поведенческие проблемы, а также проблемы самоэффективности. Зависимость от смартфона связана с синдромом дефицита внимания, с гиперреактивностью, депрессией, тревожностью и стрессом. Эта зависимость затрудняет адаптацию учащихся к студенческой жизни, приводит к снижению успеваемости, постоянному недосыпанию и проблемам со здоровьем.

В исследовании использованы авторские методики оценки зависимости от смартфона, ассертивности, незащищенности от кибербуллинга и известные опросники прокрастинации и стеснительности. В статье показано, что зависимость от смартфона учащихся медицинского колледжа положительно связана с прокрастинацией, стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением. Все зависимости, кроме связи с прокрастинацией, являются линейными, а связь с прокрастинацией — нелинейной. Зависимость от смартфона девушек отличается от общей выборки только тем, что все связи являются линейными. У юношей зависимость от смартфона положительно связана со стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением, но отсутствует связь с прокрастинацией. Все зависимости, кроме связи с настроением, являются линейными, а связь с настроением — нелинейной.

Результаты проведенного исследования показывают наличие в русскоязычном и зарубежном социумах связи зависимости от смартфона с застенчивостью, кибербуллингом, ассертивностью, настроением. Однако не выявлено связей зависимости от смартфона с проблемами со сном и ухудшением здоровья учащихся, а также с прокрастинацией у юношей.

 

Ключевые слова: зависимость от смартфона; прокрастинация; стеснительность; кибербуллинг; ассертивность; настроение; девушки; юноши; учащиеся; колледж.

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Личностные свойства зависимых от смартфона учащихся колледжа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 50–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru ORCID: 0000-0002-2191-646X

 

 

Литература

 

1. Общая психология: введение в общую психологию: психология познавательных процессов: учеб. пособие для студентов психологических специальностей и направлений подготовки / Д. А. Донцов и др.; под науч. и общ. ред. Б. Н. Рыжова, Д. А. Донцова. М.: ФЛИНТА, 2020. 360 с. (Библиотека психолога).

2. Шейнов В. П. Опросник «Оценка степени незащищенности индивида от кибербуллинга»: разработка и предварительная валидизация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 521–541. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541

3. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107–116.

4. Esichaiku V. Relationship of smartphone addiction and academic procrastination: The role of selfregulated learning strategies / V. Esichaiku et al. // Репозиторий DSpace 2016. URL: http://www.cs.ait.ac.th/ xmlui/handle/123456789/822 (дата обращения: 28.02.2021).

5. Gu H. J., Lee O. S., Hong M. J. The relationship between SNS addiction tendency, self-assertiveness, interpersonal problems and in college students // Journal of the Korea Academia. 2016. Vol. 17. Iss. 4. P. 180–187. DOI: 10.5762/KAIS.2016.17.4.180

6. Han L. Relationship between shyness and mobile phone addiction in Chinese young adults: Mediating roles of self-control and attachment anxiety / L. Han et al. // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 76. P. 363–371. DOI: 10.1016/j.chb.2017.07.036

7. Im I. C., Jang K. The convergence influence of excessive smartphone use on attention deficit, learning environment, and academic procrastination in health college students // Journal of the Korea Convergence Society. 2017. Vol.

8. Iss. 12. P. 129–137. 8. Kim S. The relationship between smartphone addiction and symptoms of depression, anxiety, and attention-deficit/hyperactivity in South Korean adolescents / S. Kim et al. // Ann Gen Psychiatry. 2019. Vol. 18. № 1. DOI: 10.1186/s12991-019-0224-8

9. Li L., Gao H., Xu Y. The mediating and buffering effect of academic self-efficacy on the relationship between smartphone addiction and academic procrastination // Computers & Education. 2020. Vol. 159. 104001. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.104001

10. Lin L. Y. Association between social media use and depression among U. S. young adults / L. Y. Lin et al. // Depression and Anxiety. 2016. Vol. 33. P. 323–331. DOI: 10.1002/da.22466

11. Park J. H. The convergent effects of smartphone addiction on sleeping time and sleep deprivation among college students // Journal of Digital Convergence. 2019. Vol. 17 (9). P. 311–320. DOI: 10.14400/JDC.2019.17.9.311

12. Park J. Y., Park S. E., Park M. J. The effects of smartphone addiction on nursing students’ adaptation to college life: Focusing on mediation effect of social support // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2018. Vol. 19. Iss. 1. P. 218–229.

13. Qudah M. F. A. Smartphone addiction and its relationship with cyberbullying among university students / M. F. A. Qudah et al. // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 628–643. DOI: 10.1007/s11469-018-0013-7

14. Rozgonjuk D., Kattago M., Täht K. Social media use in lectures mediates the relationship between procrastination and problematic smartphone use // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 89. P. 191–198. DOI: 10.1016/j.chb.2018.08.003

15. Tateno M. Internet addiction, smartphone addiction, and hikikomori trait in Japanese young adult: Social isolation and social network / M. Tateno et al. // Front Psychiatry. 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00455

16. Wang J. Fear of missing out and procrastination as mediators between sensation seeking and adolescent smartphone addiction / J. Wang et al. // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 1049–1062. DOI: 10.1007/s11469-019-00106-0

17. Woo J. J., Kwak E. M., Lee H. J. The convergence study of smartphone overuse on cyberbullying: Focusing on mediating effects of aggression // Journal of the Korea Convergence Society. 2018. Vol. 9. Iss. 5. P. 61–67.

18. Xie X., Dong Y., Wang J. Sleep quality as a mediator of problematic smartphone use and clinical health symptoms // Journal of Behavioral Addictions. 2018. Vol. 7. Iss. 2. P. 466–472. DOI: 10.1556/2006.7.2018.40

19. Yang Z., Asbury K., Griffiths M. D. An exploration of problematic smartphone use among Chinese University students: Associations with academic anxiety, academic procrastination, self-regulation and subjective wellbeing // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 596–614. DOI:10.1007/ s11469-018-9961-1

20. Zencirci S. A. Evaluation of smartphone addiction and related factors among university students / S. A. Zencirci et al. // International Journal of Research in Medical Sciences. 2018. № 6 (7). P. 2210–2216. DOI: 10.18203/2320-6012.ijrms20182805

21. Zhang M. X., Wu A. M. S. Effects of smartphone addiction on sleep quality among Chinese university students: The mediating role of self-regulation and bedtime procrastination // Addictive Behaviors. 2020. Vol. 111. DOI: 10.1016/j.addbeh.2020.106552