PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. Р. Артамонова, Е. В. Лобанов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО

Журнал » 2020 №36 : Е. Р. Артамонова, Е. В. Лобанов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО
    Просмотров: 438

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО

 

Е. Р. Артамонова, 

ВлГУ, Владимир,

art1960.2@yandex.ru

 

Е. В. Лобанов, 

МГМСУ имени А. И. Евдокимова, Москва,

lobanov.evg@inbox.ru

 

В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей в психологической науке. Описываются актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, нашедшие отражение в фундаментальных трудах автора. Рассматривается используемый им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещается концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого спектра затрагиваемой автором проблематики: исследование вопроса о значении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека, выделение различных стадий возрастного развития и специфических переходов между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретно-исторического направления ее решения. 

Отмечается наличие в работах Блонского новаторских идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций с целью понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделяется тем представлениям П. П. Блонского по вопросам возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес по настоящее время. 

Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к осмыслению психолого-педагогических закономерностей становления человеческой личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается значение активной включенности в соответствующую возрасту деятельность как необходимого условия гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений. 

В трудах Блонского высказываются идеи системной взаимосвязи психических процессов. Им постулируются основные принципы организации изучения психологии ребенка. Острый интерес вызывают взгляды автора относительно психологических особенностей обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского, затрагивающие специфику интеллектуального развития детей. 

 

Ключевые слова: П. П. Блонский; системные идеи; педагогическая психология; возрастная психология; диалектико-материалистический подход; деятельность; закономерности развития; психолого-педагогические закономерности.

Для цитаты: Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8.

 

Артамонова Елена Романовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир.

E-mail: art1960.2@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1714-3625

 

Лобанов Евгений Валерьевич, аспирант Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, Москва.

E-mail: lobanov.evg@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-2249-004X

 

 

Литература

 

1.Ананьев Б. Г. Важная проблема современной педагогической антропологии: Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь // Советская педагогика. 1966. № 1. С. 33–53.

2.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

3.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учений и трудовой деятельности детей. М.: Просвещение, 1986. 251 с.

4.Артамонова Е. Р. Вопросы детской и педагогической психологии в трудах П. П. Блонского: дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 149 с.

5.Артамонова Е. Р. Научное наследие П. П. Блонского — богатейший источник психологической мысли // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 89–99.

6.Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание. 1987. 80 с. 

7.Блонский П. П. Вопросы психологии школьника. Лекция 1-я: Как образовывается характер ребенка и как в нем разобраться. Лекция 2-я: Элементы характера и основные недостатки его // Народный учитель. 1934. № 3. С. 33–36; № 4. С. 25–27.

8.Блонский П. П. Память и мышление / Наркомпрос, Гос. науч. исслед. инст. психологии. М.; Л.: Гос. соц.-экон. изд-во. 1935. 213 c.

9.Блонский П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические тр. / под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 629 с.

10.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

11.Вагнер В. А. Биопсихология и смежные науки. Пг.: Образование, 1923. 71 с.

12.Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. М.: АПН РСФСР, 1957. 214 с.

13.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с. 

14.Данильченко М. Г. Выдающийся советский педагог и психолог. К 85-летию со дня рождения П. П. Блонского // Народное образование. 1969. № 7. С. 96–98.

15.Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 150 с.

16.Калмыкова З. И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. С. 132–138.

17.Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. 96 с.

18.Кострюков В. Я. Некоторые вопросы всестороннего развития личности в трудах П. П. Блонского // Учен. зап. Горьковского пед. ин-та им. М. Горького. Серия: Общественные науки. 1970. Вып. 76. С. 173–180.

19.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.

20.Леонтьев А. А. Вижу революционное наследие // Учительская газета. 1988. 7 ноября.

21.Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

22.Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. 184 с.

23.Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 349–387.

24.Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

25.Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

26.Петровский А. В. Проблемы психологии в последних трудах П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 15–28.

27.Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

28.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. 199 с.

29.Славина С. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М.: АПН РСФСР, 1958. 214 с.

30.Характеристика Государственного института психологии на имя П. П. Блонского (1939) // Научный архив РАО. Личный фонд П. П. Блонского. Ф. 112. Оп. 1. Ед. хр. 215. Л. 1.

31.Шеин А. А. П. П. Блонский как психолог // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 29–39.

32.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.