PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал » 2020 №35 : Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Просмотров: 398

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7

 

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Л. Э. Семенова,

ПИМУ МЗ РФ, Нижний Новгород,

 

В. Э. Семенова,

НИРО, Нижний Новгород,

verunechka08@list.ru

 

В статье обсуждается проблема детской версии восприятия ситуации пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляции. Отмечается сложность и высокая стрессогенность данной ситуации, приводятся данные, свидетельствующие о негативном влиянии на психическое и психологическое здоровье личности предыдущих эпидемий. Обосновывается необходимость изучения опыта переживания пандемии COVID-19 и самоизоляции детьми, находящего отражение в их восприятии и интерпретации воспринятого.

На основе анализа 114 сказочных историй, сочиненных детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, исследовалась специфика детской версии восприятия пандемии COVID-19 и самоизоляции. Посредством методики открытого кодирования проведен содержательный анализ текстов, который был направлен на получение следующей информации: изучение точки зрения детей о характеристиках коронавируса; выявление обозначенных детьми актуальных потребностей применительно к ситуации пандемии и самоизоляции и основных ресурсов, используемых для разрешения трудностей; определение доминирующих эмоций и переживаний в контексте происходящего; тематизация ключевых событий, выделяемых детьми в контексте ситуации пандемии и самоизоляции, через которые они перерабатывают и осмысливают свой опыт происходящего.

Установлено, что дети чаще всего представляют образ коронавируса как опасность и угрозу жизни и здоровью, наделяют его в основном отрицательными характеристиками. Кроме того, ситуация пандемии COVID-19 и самоизоляции воспринимается детьми в контексте неудовлетворенных потребностей, среди которых преобладают безопасность, получение удовольствий и положительных эмоций, свобода и активность, а также в контексте ресурсов преодоления возникших трудностей с особым акцентом на правила гигиены и медицинские мероприятия. Констатировано, что ситуация пандемии и самоизоляции связана преимущественно с негативными переживаниями старших дошкольников и младших школьников, и в частности с преобладанием чувства страха, однако финал происходящих событий в большинстве своем оценивается детьми оптимистично. Обнаружено, что в более младшем возрасте дети чаще обращают внимание на необходимость позитивных изменений сознания и поведения для решения проблемы пандемии и лучшей жизни в будущем; тогда как в более старшем возрасте увеличивается реалистичность описания коронавируса и фиксация детей на трагических событиях, а также усиливается акцент на самоотверженном труде врачей в условиях пандемии.

По результатам выполненного исследования сделан вывод о том, что в целом ситуация пандемии коронавируса и самоизоляции воспринимается детьми как опасная и дискомфортная, но при этом вполне решаемая, в том числе посредством собственных усилий.

 

Ключевые слова: пандемия коронавирусной инфекции; самоизоляция; субъективное восприятие; субъективные представления; старшие дошкольники; младшие школьники; стресс; эмоциональное состояние.

 

Для цитаты: Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 85–101. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7

 

Семенова Лидия Эдуардовна, доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, Нижний Новгород.

E-mail: verunechka08@list.ru

ORCID: 0000-0001-5077-394X

 

Семенова Вера Эдуардовна, кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород.

E-mail: verunechka08@list.ru

 ORCID: 0000-0001-5841-5354

 

 

Литература

 

1. Абраменкова В. В. Картина мира современного ребенка: представления о добре и зле // Справочник педагога-психолога. Школа. 2012. № 2. С. 46–62.

2. Абраменкова В. В. Картина мира современных российских детей на рубеже тысячелетий: наше будущее глазами ребенка // Мир психологии. 2013. № 2. С. 108–120.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 59–60.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 208 с.

5. Вещикова М. И. Восприятие опасности подростками и его связь с личностными чертами у подростков в норме и при психической патологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 56–62.

6. Гавриченко О. В. Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 26 с.

7. Дейнека О. С., Максименко А. А. Оценка психологического состояния общества в условиях инфодемии посредством анализа социальных сетей: обзор зарубежных публикаций // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2020. № 2. С. 28–39.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 208 с.

9. Зырянова Н. М. Исследование представлений детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 10. С. 22–32.

10. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л. С. Выготского // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С. 52–60.

11. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 14–30.

12. Николаева Л. В. Представления об опасностях и типические особенности реагирования в ситуациях угрозы у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 2. Т. 2. С. 140–144.

13. Осипова Е. С. Тематизация страха в концепции У. Бека // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 374. С. 55–58.

14. Радина Н. К. Город как фабрика страха и риска: детский взгляд на городское пространство // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 131–145.

15. Семенова Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: дис. … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2010. 521 с.

16. Семенова Л. Э., Семенова В. Э. «Что такое хорошо и что такое плохо»: гендерное измерение версии современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2012. № 1. С. 25–41.

17. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

18. Федосенко Е. В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № XXV. С. 34–47.

19. Чем опасен вирус паники? Александр Асмолов об инфодемии [Электронный ресурс] // Психологическая газета: профессиональное интернет-издание. 2020. 22 марта. URL: https://psy.su/feed/8044/ (дата обращения: 23.10.2020).

20. Яркина Л. В., Савицкая Ю. А. Формирование картины мира у дошкольников // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 191–195.

21. Braunack-Mayer A, Tooher R., Collins J. E. Understanding the school community's response to school closures during the H1N1 2009 influenza pandemic // BMC Public Health. 2013. № 13 (344). P. 1–15.

22. Brubacher S. Guidelines for teachers to elicit detailed and accurate narrative accounts from children / S. Brubacher et al. // Children and Youth Services Review. 2016. Vol. 63. Р. 83–92.

23. Caleo G. The factors affecting household transmission dynamics and community compliance with Ebola control measures: a mixed-methods study in a rural village in Sierra Leone / G. Caleo et al. // BMC Public Health. 2018. № 18 (1): 248. DOI: 10.1186/s12889-018-5158-6.

24. Desclaux A., Badji D., Ndione A. G. Accepted monitoring or endured quarantine? Ebola contacts' perceptions in Senegal // Social Science and Medicine. 2017. April. № 178. P. 38–45. DOI: 10.1016/j.socscimed.2017.02.009

25. Jouhki M. R. Participation in siblings' birth at home from children's viewpoint / M. R. Jouhki et al. // Midwifery. 2016. Vol. 34. P. 150–157. URL: https://doi.org/10.1016/j.midw.2015.11.018

26. Kuzanyan S. Linguocultural environment and the «philosophizing» child // Imastut'yun. 2015. Vol. 4. № 1. P. 164–170. 27. Lloyd K., Devine P., Carney G. Imagining their future selves: children's attitudes to older people and their expectations of life at

resource] // Children & Society. 2018. Vol. 32. № 6. URL: https://www.researchgate.net/publication/326180208_Imagining_their_Future_Selves_Children%27s_Attitudes_to_Older_People_and_their_Expectations_of_Life_at_Age_70 (датаобращения: 23.10.2020).

28. Makuch K. E., Acczel M., Zaman S. Do children want environmental rights? Ask the Children! [Electronic resource] // Electronic Green Journal. 2020. Vol. 1. № 43. URL: https://www.researchgate.net/publication/341095913_Do_children_want_environmental_rights_Ask_the_Children (датаобращения: 23.10.2020).

29. Pellecchia U., Crestani R., Decroo T. Social consequences of Ebola containment measures in Liberia // PLoS One. 2015. № 10 (12): e0143036. DOI: 10.1371/journal.pone.0143036

30. Reimagining Childhood Studies / ed. by S. Spyrou, R. Rosen, D. T. Cook. London: Bloomsbury, 2018. 272 p.

31. Scoffham S. The world in their heads: children’s ideas about other nations, peoples and cultures // International Research in Geographical and Environmental Education. 2019. Vol. 28. № 4. P. 1–14.

32. Wang Y., Xu B., Zhao G. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? // General Hospital Psychiatry. 2011. № 33 (1). P. 75–77. DOI: 10.1016/j.genhosppsych.2010.11.001

33. Woodhead M. Reconstructing developmental psychology: Some first steps // Children and Society. 1999. Vol. 13. № 1. P. 44–57.