Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2020 №35 : Титульный лист №35

Просмотров: 1107

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 3 (35) 2020

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2020

 

 

 

 


 

Журнал » 2020 №35 : Содержание №35

Просмотров: 2120

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

 

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)

Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда

Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации

Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок

Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)

Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума

Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 

История психологии и психология истории

 

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))

Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)

Требования к оформлению статей


 

Журнал » 2020 №35 : В. В. Лемиш, CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА

Просмотров: 2336

УДК 159.99

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.9

 

CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА

 

В. В. Лемиш,

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,

verlem2004@yandex.ru

 

В статье осуществлен анализ теоретических идей Б. Г. Ананьева в области психологии старения, разрабатывавшихся в рамках комплексного подхода. Показано, что данная методология позволяет преодолеть существующий разрыв биологических, психологических и социальных подходов в понимании и объяснении специфики феномена старения человека. Представление о человеке как сложной многоуровневой полисистеме, включающей в себя как природные (индивидные), так и социальные (личностные и субъектные) свойства, задает не только теоретическое, но и эмпирическое направление изучения характера взаимосвязей между вышеуказанными структурными элементами, интегрирующимися в индивидуальности. Ананьевым было определено направление поиска механизмов, обеспечивающих психологическое долголетие, на всех уровнях организации человека. На уровне индивида эти механизмы связаны с особенностями изменений характера функционирования мозга; в развитии личности ученый подчеркивал важную роль трудовой деятельности и сохранения социальных ролей; на уровне индивидуальности одним из таких механизмов является рефлексия. Опираясь на фундаментальный закон развития — закон гетерохронности, — выявленный на основе структурно-генетического метода, Ананьев теоретически обосновал принципиальную возможность двух различных типов старения — конвергентного и дивергентного. При конвергентном варианте онтогенез определяет развитие личности; при дивергентном — жизненный путь противостоит естественному угасанию организма. Результатом дивергентного развития является не только возможность сохранения личности, но и ее дальнейшее развитие.

Важным вкладом ученого в развитие психологии старения было обоснование использования качественных методов исследования при изучении жизненного пути человека как личности и субъекта, при этом особую роль он отводил биографическому методу, позволяющему реконструировать внутренний мир человека, особенности его самосознания и саморегуляции. Показано, что идеи Ананьева получили эмпирическое подтверждение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

 

Ключевые слова: Б. Г. Ананьев; человек; многоуровневая полисистема; комплексный подход; системный подход; психология старения; типы старения; механизмы психологического долголетия; биографический метод.

 

Для цитаты: Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 119–129. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.9

 

Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия.

E-mail: verlem2004@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7165-5248


 

Журнал » 2020 №35 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА. И. М. КАНДОРСКИЙ

Просмотров: 2216

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.8

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА. И. М. КАНДОРСКИЙ

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

Статья представляет собой продолжение серии публикаций, посвященных анализу системных идей и представлений в российской науке XVIII – середины XIX в. В ней рассматриваются основные психологические идеи одного из видных деятелей российского просвещения — И. М. Кандорского, известного интересующимся историей психологии читателям под псевдонимом Иван Михайлов, Пагкратiевский дiакон. По внутренней твердой «учительной» потребности Кандорский стремился наставлять человека в познании им сущности своей души. Он автор целого ряда богословских, философских, психологических сочинений в трактатном стиле. Его психологического характера трактат «Наука о душе» (1796) — важная страница в истории становления и развития отечественной психологической мысли. Ценность этой работы, ее значение позволяют поставить «Науку о душе» Кандорского в один ряд с трактатами Аристотеля «О душе» и Авиценны «Книга о душе», подчеркнув тем самым творческую активность российской психологической мысли. В трактате Кандорского преследуется цель систематизировать психологическую проблематику и донести до заинтересованного читателя основные положения науки о душе. Личные научные воззрения Кандорского носят отпечаток рационалистической традиции, признающей разум важнейшим основанием поведения человека. Также обнаруживаются симпатии к эмпирическому принципу, что позволяет видеть в нем сенсуалиста, отмечавшего важность органов чувств в познании. Базовым положением трактата является представление о возможном развитии человека, достижении им самостоятельности мышления и контроле своих чувств. Кандорский говорит о необходимости борьбы, способствующей становлению человеческого в человеке. Его человек борющийся познает себя, способен регулировать свои возрастающие потенциальные возможности. В статье применяется историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, а также психологическая интерпретация идей и взглядов российского просветителя.

 

Ключевые слова: духовный чин; системные идеи; психология; душа; мозг; рационализм; сенсуализм; чувства; борьба; человек борющийся.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М.Кандорский // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 102–118. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.35.3.8

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468


 

Журнал » 2020 №35 : Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова, ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Просмотров: 1769

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7

 

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 И САМОИЗОЛЯЦИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Л. Э. Семенова,

ПИМУ МЗ РФ, Нижний Новгород,

 

В. Э. Семенова,

НИРО, Нижний Новгород,

verunechka08@list.ru

 

В статье обсуждается проблема детской версии восприятия ситуации пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляции. Отмечается сложность и высокая стрессогенность данной ситуации, приводятся данные, свидетельствующие о негативном влиянии на психическое и психологическое здоровье личности предыдущих эпидемий. Обосновывается необходимость изучения опыта переживания пандемии COVID-19 и самоизоляции детьми, находящего отражение в их восприятии и интерпретации воспринятого.

На основе анализа 114 сказочных историй, сочиненных детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, исследовалась специфика детской версии восприятия пандемии COVID-19 и самоизоляции. Посредством методики открытого кодирования проведен содержательный анализ текстов, который был направлен на получение следующей информации: изучение точки зрения детей о характеристиках коронавируса; выявление обозначенных детьми актуальных потребностей применительно к ситуации пандемии и самоизоляции и основных ресурсов, используемых для разрешения трудностей; определение доминирующих эмоций и переживаний в контексте происходящего; тематизация ключевых событий, выделяемых детьми в контексте ситуации пандемии и самоизоляции, через которые они перерабатывают и осмысливают свой опыт происходящего.

Установлено, что дети чаще всего представляют образ коронавируса как опасность и угрозу жизни и здоровью, наделяют его в основном отрицательными характеристиками. Кроме того, ситуация пандемии COVID-19 и самоизоляции воспринимается детьми в контексте неудовлетворенных потребностей, среди которых преобладают безопасность, получение удовольствий и положительных эмоций, свобода и активность, а также в контексте ресурсов преодоления возникших трудностей с особым акцентом на правила гигиены и медицинские мероприятия. Констатировано, что ситуация пандемии и самоизоляции связана преимущественно с негативными переживаниями старших дошкольников и младших школьников, и в частности с преобладанием чувства страха, однако финал происходящих событий в большинстве своем оценивается детьми оптимистично. Обнаружено, что в более младшем возрасте дети чаще обращают внимание на необходимость позитивных изменений сознания и поведения для решения проблемы пандемии и лучшей жизни в будущем; тогда как в более старшем возрасте увеличивается реалистичность описания коронавируса и фиксация детей на трагических событиях, а также усиливается акцент на самоотверженном труде врачей в условиях пандемии.

По результатам выполненного исследования сделан вывод о том, что в целом ситуация пандемии коронавируса и самоизоляции воспринимается детьми как опасная и дискомфортная, но при этом вполне решаемая, в том числе посредством собственных усилий.

 

Ключевые слова: пандемия коронавирусной инфекции; самоизоляция; субъективное восприятие; субъективные представления; старшие дошкольники; младшие школьники; стресс; эмоциональное состояние.

 

Для цитаты: Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 85–101. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7

 

Семенова Лидия Эдуардовна, доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения РФ, Нижний Новгород.

E-mail: verunechka08@list.ru

ORCID: 0000-0001-5077-394X

 

Семенова Вера Эдуардовна, кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород.

E-mail: verunechka08@list.ru

 ORCID: 0000-0001-5841-5354


 

Журнал » 2020 №35 : В. П. Шейнов, АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА «ШКАЛА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА» ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНОГО СОЦИУМА

Просмотров: 2799

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.6

 

АДАПТАЦИЯ И ВАЛИДИЗАЦИЯ ОПРОСНИКА «ШКАЛА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СМАРТФОНА» ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНОГО СОЦИУМА

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru

 

Удобства, доставляемые смартфоном, очевидны, однако они порождают у многих пристрастие к чрезмерному его использованию и страх остаться без него. Зависимость от смартфона — это новое явление настоящего времени и одна из наиболее распространенных немедицинских зависимостей, которая по своей массовости уже оставила позади интернет-зависимость и игроманию, образовав с ними опасный конгломерат. Отрицательные последствия зависимости от смартфонов могут включать психологические и поведенческие проблемы и проблемы с самоэффективностью у людей с этой зависимостью.

За основу данной разработки принят англоязычный опросник зависимости от смартфона «Smartphone Addiction Scale» (SAS). Интернет-зависимость количественно оценивалась тестом Кимберли Янг. Уровень тревожности и депрессии определялись посредством «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии». Удовлетворенность жизнью измерялась с помощью опросника экспресс-оценки субъективного благополучия, адаптированного и валидизированного Е. Н. Осиным и Д. А. Леонтьевым. Уровень самоконтроля определялся тестом М. Снайдера «Самоконтроль в общении», стрессоустойчивость — адаптированным тестом С. Коухена и Г. Виллиансона.

В статье показано, что предложенная автором русскоязычная версия опросника «Smartphone Addiction Scale» (SAS) надежна и валидна. Она удовлетворяет стандартным требованиям к опросникам по критериям надежности и валидности. Диагностируемая опросником зависимость от смартфона положительно коррелирует с тревожностью, депрессией, стрессом и отрицательно связана с самоконтролем и с удовлетворенностью жизнью. Зависимость от смартфона женщин, диагностированная опросником, статистически значимо превосходит зависимость от смартфона мужчин. Обнаружена значимая положительная связь тяги к курению у мужчин с зависимостью от смартфона.

 

Ключевые слова: зависимость от смартфона; опросник; надежность; валидность; тревожность; депрессия; стресс; самоконтроль; удовлетворенность жизнью; женщины; мужчины.

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума // Системная психология и социология. 2020 № 3 (35). С. 75–84 DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.6

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор. Академик Международной академии информационных технологий, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2191-646X


 

Журнал » 2020 №35 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Просмотров: 1497

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru,

 

Е. Н. Гошева,

ИРО, Мурманск,

GoshevaEN@yandex.ru

 

В статье представлены концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к деятельности по познанию дошкольника. Положения разработаны для достижения цели психологического обучения студентов — развития у них профессиональных компетенций по применению теоретических психологических знаний о дошкольнике в педагогической деятельности и для преодоления противоречия в педагогическом образовании, состоящем в расхождении требования выполнения исследовательской профессионально-педагогической функции будущими педагогами с реальным уровнем ее владения студентами.

Общим концептуальным положением является представление о системном строении деятельности по познанию дошкольника и подготовки к ней, а также об идентичности их структур. Подготовка как система включает компоненты, интегральным среди которых выступает взаимодействие педагога и ребенка, строящееся на глубоком познании воспитанника. Частными положениями выступили следующие идеи: 1) подготовка направлена на формирование компонентов деятельности по познанию ребенка (ценностно-смыслового, технологического и сквозного — контроля и оценки, причем технологический компонент разворачивается согласно логике научного/диагностического исследования); 2) подготовка нацелена на развитие структуры гностических и диагностических компетенций, обеспечивающих познание дошкольника на двух уровнях познания — эмпирического понимания и целенаправленного изучения; 3) подготовка осуществляется с помощью использования практических форм обучения продуктивного типа (психологические задачи/кейсы, психологический практикум, психолого-диагностическая практика), моделирующих как отдельные компоненты деятельности по познанию, так и эту деятельность в целом, а также сквозной формы (интерактивный психологический театр), создающей условия для объединения линий профессионального и личностного развития педагогов и различных аспектов познания. Выбор методов и форм обучения происходит в соответствии с целями и задачами этапов подготовки (начального, основного и заключительного), принципом целостности организации познания дошкольника и принципами интермодального подхода в использовании экспрессивных искусств как средства развития педагога.

Предложенные концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника носят практико-ориентированный характер, могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.

 

Ключевые слова: системный подход; воспитатель; профессиональная подготовка воспитателя к познанию дошкольника; интерактивный импровизационный театр; психологические задачи/кейсы; психологический практикум; психолого-диагностическая практика.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя в познании дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 61–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск.

E-mail: GoshevaEN@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-8405-4230


 

Журнал » 2020 №35 : Е. В. Синбухова, А. Н. Занковский, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК

Просмотров: 1654

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.4

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК

 

Е. В. Синбухова,

НМИЦ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, Москва,

ESinbukhova@nsi.ru,

 

А. Н. Занковский,

ИП РАН, Москва,

azankovsky@gmail.com

 

Сегодня безопасность пациентов является главной задачей всех систем здравоохранения во всем мире. Каждый человек может ошибаться, но врачебная ошибка напрямую связана не только с жизнью и переживаниями пациентов и их семей, но также может в значительной степени приводить к неблагоприятному эмоциональному состоянию врачей, появлению у них чувства вины, выгорания и т. д.

Цель работы заключалась в разработке и валидизации шкалы «Врачебная ошибка» (авторы: Е. В. Синбухова, А. Н. Занковский), основанной на базе более раннего теста Ч. Хобгуда (2005). Исследование также включало оценку уровня тревожности у врачей, которые сообщили о врачебной ошибке в своей практике. Для исследования уровня тревожности применялась шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина (State-Trait Anxiety Inventory — STAI). Валидность шкалы «Врачебная ошибка» была установлена при помощи коэффициента альфа Кронбаха и сравнения его результатов со шкалами опросника ориентации на ошибки (Error Orientation Questionnaire) и уровнем тревоги Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.

В анонимном исследовании приняли участие 15 врачей анестезиологов-реаниматологов, которые сообщили о том, что в их практике была медицинская ошибка. В результате исследования выяснилось, что уровень тревожности в двух точках оказался высоким: медиана по шкале «Ситуативная тревожность» — 60, медиана по шкале «Личностная тревожность» — 60 (первая и вторая точки исследования p-value = 0,828 — незначимый результат). Согласно данным исследования ни один из респондентов никому не сказал о своей ошибке, однако 66,7 % респондентов отметили, что сейчас по прошествии времени хотели бы рассказать о своей медицинской ошибке своим коллегам; 33,3 % респондентов готовы сообщить эту информацию семье пациента.

В заключение отмечается, что выявление врачебной ошибки может быть первый шагом к ее осмыслению и исправлению, что, с одной стороны, будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, а с другой — поможет врачам в преодолении психоэмоциональных переживаний последствий врачебных ошибок. В приложении к статье также представлен полный вариант шкалы «Врачебная ошибка», которую разрешается использовать со ссылкой на авторов.

 

Ключевые слова: врачебная ошибка; тревожность; психология медицинской безопасности; шкала «Врачебная ошибка»; валидизация.

 

Для цитаты: Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 51–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.4

 

Синбухова Елена Васильевна, медицинский психолог, нейропсихолог Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко, Москва.

Е-mail: ESinbukhova@nsi.ru

ORCID: 0000-0003-3665-9416

 

Занковский Анатолий Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии Института психологии Российской академии наук, Москва.

Е-mail: azankovsky@gmail.com

ORCID: 0000-0002-4534-7388


 

Журнал » 2020 №35 : И. Н. Кормачёва, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ

Просмотров: 1909

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ВОЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОКРАСТИНАЦИИ

 

И. Н. Кормачёва,

ПЦ «Ирис», Новосибирск,

irina@kormacheva.ru

 

В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о том, что существуют эмоциональные, мотивационные, волевые детерминанты прокрастинации. Респонденты — 213 студентов в возрасте 18–36 лет. В исследовании применяется множественный регрессионный анализ. Используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, опросник волевой организации личности А. А. Хохлова, опросник мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана. Выявлены эмоциональные детерминанты прокрастинации — эмоциональные переживания астенического типа, в том числе поведение в состоянии фрустрации при астеническом типе переживания. Определены волевые детерминанты прокрастинации: самостоятельность и настойчивость; общий показатель волевой организации личности. Выявлены мотивационные детерминанты прокрастинации: социальный статус в рабочем или учебном коллективе (реальное состояние мотива); общение в жизни в целом (реальное состояние мотива); поддержание жизнеобеспечения в жизни (реальное состояние мотива); социальный статус в жизни в целом (идеальное состояние мотива). По результатам исследования сделаны выводы об эмпирическом подтверждении выдвинутой гипотезы, а также о наибольшем влиянии на прокрастинацию волевых предикторов и наименьшем — эмоциональных.

 

Ключевые слова: системные представления; прокрастинация; множественный регрессионный анализ; эмоциональные, волевые, мотивационные детерминанты прокрастинации.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 39–50. DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.3

 

Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

ORCID: 0000-0001-9208-0922


 

Журнал » 2020 №35 : Е. С. Романова, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА

Просмотров: 1611

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru

 

В статье представлена модель психологической и педагогической работы со студентами, направленной на формирование социальных качеств, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Модель создавалась и разрабатывалась на основе концептуального обоснования и создания системной модели работы. Модель включает в себя построение алгоритма психологической помощи студентам в формировании необходимых социальных качеств для достижения высокого уровня конкурентоспособности в рамках выбранного направления профессиональной деятельности.

В статье представлены результаты поэтапной психологической помощи студентам по формированию социальных качеств, обеспечивающих им персональные и командные преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Предлагаемая модель позволяет выполнить следующие актуальные задачи работы со студенческой молодежью: разработать технологии успешного выхода на современный рынок труда; составить проект маршрута вхождения в профессию и профессионального саморазвития; сформировать необходимые компетенции у студентов; определить необходимые социальные качества и развить их.

Полученные данные показывают, что развитие основных интегральных личностных и социальных качеств на уровне, отвечающем требованиям эффективного поведения на рынке труда, характерно только для 30 % студентов. Неудовлетворительный уровень показали примерно 15 % студентов. Средний уровень развития охватывает оставшиеся 55 %: он также недостаточен и требует специальной психолого-педагогической работы со студентами.

В работе выделено 37 целевых компетенций, требующих развития для достижения необходимой эффективности подготовки студентов к взаимодействию с рынком труда.

 

Ключевые слова: личностные и социальные качества; конкурентоспособность; конкурентные сегменты рынка труда; личностное саморазвитие; профессиональное самоопределение; компетенции; самореализация; успешная карьера.

 

Для цитаты: Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница