Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса
 

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Журнал » 2020 №34 : Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса
    Просмотров: 1582

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

В. В. Рябов,

МГПУ, Москва,

RyabovV@mgpu.ru,

 

В. М. Ананишнев,

МГПУ, Москва,

AnanishnevVM@mgpu.ru,

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

TkachenkoAV@mgpu.ru,

 

В. И. Меркушин,

МГПУ, Москва,

MerkushinVI@mgpu.ru,

 

Л. А. Машкова,

МГУ, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

В статье представлены результаты теоретической части исследования, проведенного в рамках инновационной площадки, созданной на базе Московского городского педагогического университета на тему «Социальная адаптация студентов в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса». Основной целью создания площадки являлась разработка системы социализации и социальной адаптации студентов в условиях формирования образовательного комплекса городского университета.

Задачи теоретической части исследования:

– изучение системного характера социализации российской молодежи;

– анализ и разработка инновационных технологий социализации студентов в вузе;

– определение структуры организационной поддержки социализации студентов университетского образовательного комплекса.

Гипотеза теоретической части исследования: создание городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса и разработка инновационных технологий социализации студентов будет способствовать притоку абитуриентов в вузы в условиях демографического спада.

Московский городской педагогический университет формируется как распределенный городской университетский образовательный комплекс, состоящий из образовательных учреждений разного уровня: университетская школа, педагогические колледжи, институты университета и университетский образовательный округ, включающий образовательные учреждения, имеющие партнерские отношения с университетом. Расширение университетского образовательного комплекса будет способствовать росту базы производственной практики и корректировке учебных планов под нужды организаций-партнеров. Данное расширение может происходить благодаря развитию сети малых инновационных предприятий, созданию широкой партнерской сети организаций как социальной сферы (социальная защита, здравоохранение, культура), так и крупных предпринимательских структур, находящихся в столичном мегаполисе. процента трудоустроенной молодежи.

Такой подход не только дает определенные преимущества в наборе абитуриентов, формирует «лестницу жизненного успеха» обучающихся, но и создает проблемы при их социализации и социальной адаптации, особенно для социально уязвимых категорий студентов (инвалиды, сироты, иностранцы и иногородние). Следовательно, разработка системы социализации и социальной адаптации учащихся в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды, что, в свою очередь, привлечет дополнительное число абитуриентов в вуз.

Особое внимание уделено анализу и разработке инновационных технологий социализации студентов в вузе, а также рекомендаций по созданию университетской службы консультантов по интеграции, которая поможет в развитии системы социализации всех категорий студентов.

В заключение делается вывод о необходимости создания и внедрения трехуровневой системы инновационных технологий социализации студента: комплексной (моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе), практико-ориентированной (организация различных видов студенческих практик), индивидуально-личностной (ориентирование на индивидуальные особенности и способности студента). Внедрение этой системы дает возможность создания благоприятной образовательной среды, способствует сглаживанию процессов социализации молодежи в университете, что будет привлекать дополнительное число абитуриентов. Создание университетской службы консультантов по интеграции поможет в развитии системы социализации и социальной адаптации студентов.

 

Ключевые слова: социализация; социальная адаптация; социальная система; университет; образовательный комплекс; кампус; мегаполис.

 

Для цитаты: Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 119–133. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

Рябов Виктор Васильевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Московского городского педагогического университета, заведующий общеуниверситетской кафедрой всеобщей и российской истории Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyabovV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7270-2744

 

Ананишнев Владимир Максимович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AnanishnevVM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-1365

 

Меркушин Владимир Иванович, cпециалист управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Merkushinvi@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-0543-9480

 

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: TkachenkoAV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5271-3665

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7877-5418

 

 

 

Литература

 

1. Александров Е. Л., Шульман М. Г. Формирование инновационной образовательной среды высшей школы как фактор активизации познавательной деятельности студентов: зарубежный опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 116–122.

2. Воскрекасенко О. А. Модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 186–195.

3. Ковалева А. И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. С. 48–62.

4. Константиновский Д. Л. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований: монография / Д. Л. Константиновский и др. M.: ИС РАН, 2017. 167 с.

5. Лобова А. Ю. Восприятие образовательной среды как условия профессионального становления студентов педагогических специальностей // На пути в педагогическую науку. Владимир: ВлГУ, 2017. С. 128–132.

6. Пак Л. Г. Специфика реализации технологий социализации студента в вузе // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся: Материалы 13-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. Казань: Школа, 2019. С. 391–396.

7. Сибгатуллин Р. Р., Яруллина Л. Р. Психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом социальной адаптации студентов // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Р. С. Сафина, Е. А. Корчагина. Казань: Школа, 2017. С. 335–339.

8. Степаненко Л. В. Опыт социокультурной адаптации обучающихся и преподавателей в условиях модернизации российской высшей школы // Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы. Ялта: Крымский фед. ун-т им. В. И Вернадского, 2018. С. 185–191.

9. Сухорукова Н. Г. Формирование у студентов профессиональной нормативно-ценностной структуры в образовательном пространстве вуза // Могущество Сибири будет прирастать!?: сб. докладов междунар. науч. форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». Новосибирск: НГУЭУ, 2018. С. 358–361.

10. Ядова М. А. Моральные авторитеты российской молодежи (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11: Социология. 2017. № 1 (18). С. 120–131.

11. Arifin R. binti M. Influence of social environment on student’s behaviour / R. binti M. Arifin et al. // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2018. 8 (7). P. 930–939.

12. Bæck Unn-Doris K. It is the air that we breathe. Academic socialization as a key component for understanding how parents influence children’s schooling // Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2017. № 3 (2). P. 123–132.

13. Guk O. F., Chernuha N. M. Socialization of student youth: Vectors of success // Public Administration. 2017. № 2. P. 76–87.

14. Nigmatullina I. A., Simonova G. I., Agathangelou E. The content of pedagogical support of student's social adaptation // Mathematics Education. 2016. № 11 (1). P. 243–254.

15. Roksa J., Feldon D. F., Maher M. First-generation students in pursuit of the PhD: Comparing socialization experiences and outcomes to continuing-generation peers // Journal of Higher Education. 2018. № 89 (5). P. 728–752.

16. Sergeeva L. V. Academic mobility as expansion factor of migratory flows. Cross-cultural studies // Education and Science. 2016. № 1. P. 87–92.

17. Sosnovskiy B. A., Bitter N. V., Shakhovalov N. N. Psycho-pedagogical adaptation of foreign students to the educational process in high school // Research Result. Series: Pedagogic and Psychology of Education. 2015. № 1 (4). P. 19–22.

18. Terziev V. Conceptual framework of social adaptation. Proceeding of INTCESS 2019: 6th International conference on education and social sciences (4–6 February 2019). Dubai: U.A.E., 2019. P. 494–503.

19. Vikhman V. V., Romm M. V., Vilberger M. E. Phenomenon of social adaptation in modern socio-economic changes in society // Advances in Engineering Research: Proceedings of the International Conference “Actual Issues of Mechanical Engineering”. 2018. № 157. P. 612–617.

20. Zerengok D., Guzel P., Ozbey S. The impact of leisure participation on social adaptation of international students // Journal of Education and Training Studies. 2018. № 6 (2). P. 1–9.