PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С. М. Валявко, О. В. Чибискова, Ю. А. Шулекина, РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2020 №34 : С. М. Валявко, О. В. Чибискова, Ю. А. Шулекина, РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 342

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.07

 

РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkoSM@mgpu.ru,

 

О. В. Чибискова,

МГПУ, Москва,

ChibiskovaOV@mgpu.ru,

 

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва,

Juliah@mgpu.ru

 

Становление текстовой компетенции у дошкольников связано с целым комплексом психофизиологических и психологических преобразований в механизмах, направленных на обработку фонологической, знаковой, графической, образной, зрительной, слуховой и смысловой информации. По этой причине текстовая компетенция понимается как сложный системный процесс, который не ограничивается простым кодированием и декодированием знаково-символической информации, заложенной в текстах.

Статья посвящена проблеме изучения роли мнестических процессов, а именно влияния кратковременной и долговременной словесной памяти на смысловое восприятие устно предъявляемого текста и понимание его у детей дошкольного возраста, речь которых развивается нормально, и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Исследование проводилось на основе изучения объема кратковременной и долговременной памяти у 60 дошкольников Москвы по известной методике А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов» и методики по исследованию смыслового восприятия текста. Экспериментально доказано, что у нормально развивающихся дошкольников без выявленных особенностей речевого развития кратковременная и долговременная память положительно коррелируют с пониманием речевого высказывания, что способствует смысловому восприятию текста, улучшает качество пересказа дошкольником сюжета предъявляемого текста, и, как следствие, оптимизирует формирование текстовой компетенции.

Выявленные связи смыслового восприятия текста с развитием мнестических процессов позволили также обосновать специфику разных видов памяти при смысловом восприятии текстов различной сложности в группе детей с общим недоразвитием речи (дети с ОНР). Показано, что кратковременная память имеет большое значение для расшифровки скрытого смысла текста для группы дошкольников с ОНР. Аналогичная корреляция определена в отношении долговременной памяти, которая также проявила преимущественную значимость в процессе расшифровки скрытого смысла текста у дошкольников с ОНР.

 

Ключевые слова: память; системный подход в диагностике; словесная память; слухоречевая память; кратковременная память; долговременная память; объем памяти; смысловое восприятие текста; текстовая компетенция; дошкольный возраст; общее недоразвитие речи.

 

Для цитаты: Валявко С. М., Чибискова О.В., Шулекина Ю. А. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 82–93. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.07

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkoSM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7195-6374

 

Чибискова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ChibiskovaOV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1023-4885

 

Шулекина Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Juliah@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0526-4190

 

 

Литература

 

1. Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития // Специальное образование. 2013. № 3 (31). С. 14–31.

2. Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста // Системная психология и социология. 2017. № 1 (21). С. 5–15.

3. Веракса А. Н. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов / А. Н. Веракса и др. // Клиническая и специальная психология: электронный журнал. 2019. Т. 8. № 3. С. 56–84.

4. Грибова О. Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: монография. М.: АПКиППРО, 2009. 120 с.

5. Левченко И. Ю., Дубровина Т. И. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2014. № 5. С. 46–50.

6. Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. 2018. № 4 (52). С. 145–157.

7. Baddeley A. D. Working memories: Postmen, divers and the cognitive revolution. London: Routledge, 2018. 386 p.

8. Cabbage K. L., Farquharson K., Hogan T. P. Speech perception and working memory in children with residual speech errors: a case study analysis // Seminars in Speech and Language. 2015. № 36 (4). P. 234–246.

9. Clark G. M., Lum J. A. Procedural memory and speed of grammatical processing: Comparison between typically developing children and language impaired children // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 71. P. 237–247.

10. Hearnshaw S., Baker E., Munroe N. The speech perception skills of children with and without speech sound disorder // Journal of Communication Disorders. 2018. № 71. P. 61–71.

11. Jaeggi S. M. Short and long-term benefits of cognitive training / S. M. Jaeggi et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2011. № 108. P. 10081–10086.

12. Kim Y.-S., Wagner R. K., Lopez D. Developmental relations between reading fluency and reading comprehension: A longitudinal study from grade 1 to grade 2 // Journal of Experimental Child Psychology. 2012. № 113. P. 93–111.

13. Majerus S. Exploring the relationship between new word learning and short-term memory for serial order recall, item recall, and item recognition / S. Majerus et al. // European Journal of Cognitive Psychology. 2006. № 18. P. 848–873.

14. Newbury J. Interrelationships Between Working Memory, Processing Speed, and Language Development in the Age Range 2–4 years / J. Newbury et al. // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2016. № 59 (5). P. 1146–1158. DOI: 10.1044/2016_JSLHR-L-15-0322

15. Rojas-Barahona C. A. Improvement of working memory in preschoolers and its impact on early literacy skills: A study in deprived communities of rural and urban areas / C. A. Rojas-Barahona et al. // Early Education and Development. 2015. № 26 (5–6). P. 871–892.

16. Szmalec A. Control of interference during working memory updating / A. Szmalec et al. // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2011. № 37. P. 137–151.

17. Shipstead Z., Redick T. S., Engle R. W. Does working memory training generalize? // Psychologica Belgica. 2010. № 50. P. 245–276.

18. Shulekina Ju. Language competence of children with speech disorders (interdisciplinary aspect) // Вестникобразованияинауки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. № 3. P. 34–38.

19. Verhagen J., Leseman P. How do verbal short-term memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar? A comparison between first and second language learners // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. № 141. P. 65–82.

20. Wardlow L. Individual differences in speakers’ perspective taking: The roles of executive control and working memory // Psychonomic Bulletin & Review, 2013. № 20. P. 766–772.

21. Warning R. Speech development in preschool children: evaluating the contribution of phonological short-term and phonological working memory / R. Warning et al. // Journal Child Language. 2019. № 46 (4). P. 632–652. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000919000035).

22. Yoon S. O., Brown-Schmidt S. Lexical differentiation in language production and comprehension // Journal of Memory and Language. 2013. № 69. P. 397–416.