PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Журнал » 2020 №34 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
    Просмотров: 506

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru,

 

Е. Н. Гошева,

ИРО, Мурманск,

GoshevaEN@yandex.ru

 

В статье представлены концептуальные основы деятельности по познанию ребенка дошкольного возраста воспитателем. Поскольку своеобразие профессионально-педагогической деятельности воспитателя заключается в ее системном строении, а интегральным компонентом данной деятельности выступает взаимодействие воспитателя с ребенком, существенным фактором ее успешного осуществления является познание дошкольника педагогом в условиях образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Значит, профессиональная деятельность воспитателя имеет исследовательский (гностический и диагностический) характер, а важнейшим ее аспектом является познание малыша. Оно осуществляется в виде деятельности, имеющей структурно-уровневую организацию. Соответственно, деятельность познания включает по аналогии с общепсихологической структурой деятельности ценностно-смысловой, технологический и сквозной, контрольно-оценочный, компоненты. Деятельность познания реализуется воспитателем как научное, в частности диагностическое, исследование, включая такие этапы, как проектировочный, организационный, аналитический и прогностический. Деятельность познания протекает на двух взаимосвязанных уровнях: во-первых, понимания, когда воспитатель познает ребенка в процессе непосредственного взаимодействия с ним, опираясь на гностические компетенции, что помогает ему сформировать образ воспитанника в своем сознании; во-вторых, на уровне целенаправленного изучения малыша как специально организованного исследования, опираясь на диагностические компетенции, что приводит к составлению его целостного возрастно-психологического портрета. Предложенные в статье концептуальные положения позволяют определить пути преодоления профессиональных дефицитов воспитателей в процессе реализации исследовательской профессиональной функции и в осуществлении стратегии индивидуализации образовательной деятельности с воспитанниками в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Ключевые слова: системный и антропологический подходы; воспитатель; гностические и диагностические компетенции; дошкольник; концептуальные основы деятельности воспитателя по познанию ребенка; профессионально-педагогическая деятельность воспитателя; уровни познания ребенка воспитателем.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 69–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-4889

 

Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск.

E-mail: GoshevaEN@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8405-4230

 

 

Литература

 

1. Асмолов А., Кудрявцев В. Детство ради настоящего и будущего // Обруч. 2017. № 4. С. 5–7.

2. Будже Т. А. Педагогическая диагностика как инструмент моделирования и оценки эффективности образовательной деятельности с дошкольниками // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 40–49.

3. Бутусова Т. Ценностные ориентиры дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 81–87.

4. Ежкова Н. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций // Дошкольное воспитание. 2017. № 6. С. 86–89.

5. Лепе П. Л., Никитина Т. А. Типичные ошибки при разработке основных образовательных программ дошкольного образования в рамках современных требований // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 106–112.

6. Найбауэр А. Какие они — дошкольники XXI века? Краткий обзор материалов современных исследований // Дошкольное воспитание. 2018. № 3. С. 62–67.

7. Найбауэр А. Что мы упускаем из нашей профессии? // Дошкольное воспитание. 2018. № 6. С. 85–91.

8. Ничипоренко Л. К., Яфизова Р. И., Атарова А. Н. Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства // Современное дошкольное образование. 2018. № 6. С. 50–61.

9. Пичугина В. К., Сериков В. В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. 2016. № 1. С. 19–30.

10. Слепцова И. Индивидуализация и социализация как инновация ФГОС ДО и результат дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 84–92.

11. Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 42–53.

12. Собкин В. С., Халутина Ю. А. Отношение родителей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1 (83). С. 6–18.

13. Солнцева О., Езопова С. Практика воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 74–80.

14. Скоролупова О. Качество дошкольного образования. Что и как оценивать в наступающем учебном году // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2018. № 8. С. 15–20.

15. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 215 с.

16. Фроловская М. Н. Педагогическое образование в герменевтическом круге // Педагогика. 2016. № 6. С. 26–34.

17. Barnett W. S., Hustedt J. T. Preschool: The Most important grade // Educational Leadership. 2003. Vol. 60. № 7. P. 54–57.

18. Haan A., Hoots E., Leseman P. Targeted versus mixed preschools and kindergartens: effects of class composition and teacher-managed activities on disadvantaged children's emergent academic skills // School effectiveness and school improvement. 2013. № 24. P. 177–194. DOI:10.1080/09243453.2012.749792

19. Media and young minds. AAP Council on Communications and Media // Pediatrics. 2016. № 138 (5). e20162591.

20. Slot P. L. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / P. L. Slot et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 33. P. 64–76.

21. Yamamoto Y., Li J. What makes a highquality preschool? Similarities and differences between Chinese immigrant and European American parents’ views // Early Childhood Research Quarterly. 2012. Vol. 27. Issue 2. P. 306–315.