Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
 

Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Журнал » 2020 №34 : Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    Просмотров: 1794

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

Т. В. Ледовская,

ЯГПУ, Ярославль,

karmennnn@yandex.ru,

 

Н. Э. Солынин,

ЯГПУ, Ярославль,

SoNik7-39@yandex.ru

 

В науке реализуются преимущественно аналитические подходы к изучению коммуникативных способностей. В исследовании применен системный подход, с опорой на концепцию В. Д. Шадрикова. Представлены результаты разработки теоретической модели психологической структуры коммуникативных способностей (ПСКС). Показано, что ПСКС имеет следующие компоненты: общие способности (обучаемость), личностные особенности (Я-концепция, эмпатия, общительность), коммуникативные умения и навыки. Подобраны и апробированы психодиагностические методики, позволяющие изучить индивидуально-психологические качества, входящие в структуру. Эмпирическое исследование проведено в группах студентов педагогического вуза. Объем выборки — 87 человек.

Проведен компонентный и структурный анализ коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Установлено, что психологическая структура коммуникативных способностей представляет собой целостную психологическую структуру индивидуально-психологических качеств, имеющих взаимосвязи. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении. Внутренний каркас структуры, который является основой развития и компенсации других качеств, составляют коммуникативные навыки (фактор познания результатов поведения), коммуникативные умения (компетентная позиция в общении); эмпатия (эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии); общительность (эргичность, стеничность, интернальность, экстернальность, социоцентричность, осмысленность). Проведен сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей у студентов разных профилей подготовки и установлены ее структурные и компонентные различия.

 

Ключевые слова: способности; коммуникативные способности; студенты; педагогический вуз; коммуникативная компетентность; структура; коммуникативные умения.

 

Для цитаты: Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 59–68. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

Ледовская Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: karmennnn@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436

 

Солынин Никита Эдуардович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: SoNik7-39@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479

 

 

Литература

 

1. Аскерова Г. Г. Взаимосвязь коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности у юношей и девушек // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 72– 77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24296998

2. Бабенко Ю. А., Деревянко Ю. П. Особенности коммуникативных способностей у студентов с разным уровнем эмпатии // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 563–568. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106422

3. Конокпаева И. С., Ермолаева А. Ю. Коммуникативные и организаторские способности у студентов педвуза // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5–1. С. 123–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26142909

4. Лидская Э. В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 1 (25). С. 82–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41359539

5. Приходько О. В., Хващевская Д. И. Исследование коммуникативных способностей студентов — будущих педагогов // Педагогика современности. 2015. № 2 (6). С. 26–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25023478

6. Сапегина Т. А. Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических вузов // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № T15. С. 366–370. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25917944

7. Смирнова П. Ю., Морова Н. С. Формирование коммуникативных способностей в юношеском возрасте // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 53–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100248

8. Тахохов Б. А., Сикоева М. Т. Совершенствование коммуникативных способностей студентов-психологов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 147– 151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24987342

9. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. М.: Ин-т психологии РАН, 2019. 274 с.

10. Шутова Н. В., Ходыкина О. А. Особенности развития коммуникативных и эмпатийных способностей студентов как компонентов коммуникативной культуры // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2016. № 1. С. 115–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28184142

11. Agostino A. Understanding ironic criticism and empathic praise: The role of emotive communication / A. Agostino et al. // British Journal of Developmental Psychology. 2017. Vol. 35. Issue 2. P. 186–201. URL: https://doi.org/10.1111/bjdp.12155

12. Anikeyeva J. V., Lozhechkina A. D. Рsychological determinants of communication abilities of university students within the framework of implementation of the federal state educational standards // Психологияобразованиявполикультурномпространстве. 2017. № 39 (3). С. 8–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30014626

13. Dhondt A. Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay / A. Dhondt et al. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. № 3 (33). P. 529–541. URL: https://doi.org/10.1111/jar.12695

14. Evans K. S. Explicating Affordances: A conceptual framework for understanding affordances in communication research / K. S. Evans et al. // Journal of Computer Mediated Communication. 2017. Vol. 22. Issue 1. Р. 35–52. URL: https://doi.org/10.1111/jcc4.12180

15. Kittelman S., Calvo Amodio J., Martínez León H.C. A Systems Analysis of Communication: Defining the Nature of and Principles for Communication Within Human Activity Systems // Systems Research and Behavioral Science. 2018. Vol. 35, Issue 5. P. 520–537. URL: https://doi.org/10.1002/sres.2562

16. Lou N. M., Mantou N., Noels K. A. Breaking the vicious cycle of language anxiety: Growth language mindsets improve lower-competence ESL students’ social experiences // Contemporary Educational Psychology (In press). 2020. URL: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101847

17. Ma L. I am one of them: Examining crisis communication from an intergroup communication approach // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2019. Vol. 27. Issue 1. P. 50–60. URL: https://doi.org/10.1111/1468-5973.12232

18. Nilsen E. S., Bacso S. A. Cognitive and behavioural predictors of adolescents' communicative perspective-taking and social relationships // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 56. Р. 52–63. URL: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.01.004

19. Rothenberger L. T., Auer C., Pratt C. B. Theoretical approaches to normativity in communication research // Communication Theory. 2017. Vol. 27. Issue 2. Р. 176–201. URL: https://doi.org/10.1111/comt.12103

20. Taljaard A., de Beer E. Integrative communication for organisational sustainability — An integrative communication relationship model as communication management tool // Journal of Public Affairs. 2019. Vol. 19. Issue 4. URL: https://doi.org/10.1002/pa.1957

21. Uzundag B. A., Küntay A. C. Children’s referential communication skills: The role of cognitive abilities and adult models of speech // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 172. Р. 73–95. URL: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.02.009