PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Журнал » 2020 №34 : Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    Просмотров: 381

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

Т. В. Ледовская,

ЯГПУ, Ярославль,

karmennnn@yandex.ru,

 

Н. Э. Солынин,

ЯГПУ, Ярославль,

SoNik7-39@yandex.ru

 

В науке реализуются преимущественно аналитические подходы к изучению коммуникативных способностей. В исследовании применен системный подход, с опорой на концепцию В. Д. Шадрикова. Представлены результаты разработки теоретической модели психологической структуры коммуникативных способностей (ПСКС). Показано, что ПСКС имеет следующие компоненты: общие способности (обучаемость), личностные особенности (Я-концепция, эмпатия, общительность), коммуникативные умения и навыки. Подобраны и апробированы психодиагностические методики, позволяющие изучить индивидуально-психологические качества, входящие в структуру. Эмпирическое исследование проведено в группах студентов педагогического вуза. Объем выборки — 87 человек.

Проведен компонентный и структурный анализ коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Установлено, что психологическая структура коммуникативных способностей представляет собой целостную психологическую структуру индивидуально-психологических качеств, имеющих взаимосвязи. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении. Внутренний каркас структуры, который является основой развития и компенсации других качеств, составляют коммуникативные навыки (фактор познания результатов поведения), коммуникативные умения (компетентная позиция в общении); эмпатия (эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии); общительность (эргичность, стеничность, интернальность, экстернальность, социоцентричность, осмысленность). Проведен сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей у студентов разных профилей подготовки и установлены ее структурные и компонентные различия.

 

Ключевые слова: способности; коммуникативные способности; студенты; педагогический вуз; коммуникативная компетентность; структура; коммуникативные умения.

 

Для цитаты: Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 59–68. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

Ледовская Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: karmennnn@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436

 

Солынин Никита Эдуардович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: SoNik7-39@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479

 

 

Литература

 

1. Аскерова Г. Г. Взаимосвязь коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности у юношей и девушек // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 72– 77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24296998

2. Бабенко Ю. А., Деревянко Ю. П. Особенности коммуникативных способностей у студентов с разным уровнем эмпатии // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 563–568. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37106422

3. Конокпаева И. С., Ермолаева А. Ю. Коммуникативные и организаторские способности у студентов педвуза // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5–1. С. 123–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26142909

4. Лидская Э. В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 1 (25). С. 82–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41359539

5. Приходько О. В., Хващевская Д. И. Исследование коммуникативных способностей студентов — будущих педагогов // Педагогика современности. 2015. № 2 (6). С. 26–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25023478

6. Сапегина Т. А. Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических вузов // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № T15. С. 366–370. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25917944

7. Смирнова П. Ю., Морова Н. С. Формирование коммуникативных способностей в юношеском возрасте // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 53–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100248

8. Тахохов Б. А., Сикоева М. Т. Совершенствование коммуникативных способностей студентов-психологов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 147– 151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24987342

9. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. М.: Ин-т психологии РАН, 2019. 274 с.

10. Шутова Н. В., Ходыкина О. А. Особенности развития коммуникативных и эмпатийных способностей студентов как компонентов коммуникативной культуры // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2016. № 1. С. 115–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28184142

11. Agostino A. Understanding ironic criticism and empathic praise: The role of emotive communication / A. Agostino et al. // British Journal of Developmental Psychology. 2017. Vol. 35. Issue 2. P. 186–201. URL: https://doi.org/10.1111/bjdp.12155

12. Anikeyeva J. V., Lozhechkina A. D. Рsychological determinants of communication abilities of university students within the framework of implementation of the federal state educational standards // Психологияобразованиявполикультурномпространстве. 2017. № 39 (3). С. 8–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30014626

13. Dhondt A. Communicative abilities in young children with a significant cognitive and motor developmental delay / A. Dhondt et al. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2020. № 3 (33). P. 529–541. URL: https://doi.org/10.1111/jar.12695

14. Evans K. S. Explicating Affordances: A conceptual framework for understanding affordances in communication research / K. S. Evans et al. // Journal of Computer Mediated Communication. 2017. Vol. 22. Issue 1. Р. 35–52. URL: https://doi.org/10.1111/jcc4.12180

15. Kittelman S., Calvo Amodio J., Martínez León H.C. A Systems Analysis of Communication: Defining the Nature of and Principles for Communication Within Human Activity Systems // Systems Research and Behavioral Science. 2018. Vol. 35, Issue 5. P. 520–537. URL: https://doi.org/10.1002/sres.2562

16. Lou N. M., Mantou N., Noels K. A. Breaking the vicious cycle of language anxiety: Growth language mindsets improve lower-competence ESL students’ social experiences // Contemporary Educational Psychology (In press). 2020. URL: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101847

17. Ma L. I am one of them: Examining crisis communication from an intergroup communication approach // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2019. Vol. 27. Issue 1. P. 50–60. URL: https://doi.org/10.1111/1468-5973.12232

18. Nilsen E. S., Bacso S. A. Cognitive and behavioural predictors of adolescents' communicative perspective-taking and social relationships // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 56. Р. 52–63. URL: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.01.004

19. Rothenberger L. T., Auer C., Pratt C. B. Theoretical approaches to normativity in communication research // Communication Theory. 2017. Vol. 27. Issue 2. Р. 176–201. URL: https://doi.org/10.1111/comt.12103

20. Taljaard A., de Beer E. Integrative communication for organisational sustainability — An integrative communication relationship model as communication management tool // Journal of Public Affairs. 2019. Vol. 19. Issue 4. URL: https://doi.org/10.1002/pa.1957

21. Uzundag B. A., Küntay A. C. Children’s referential communication skills: The role of cognitive abilities and adult models of speech // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. Vol. 172. Р. 73–95. URL: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.02.009