Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » С. Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ
 

С. Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

Журнал » 2020 №34 : С. Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ
    Просмотров: 1637

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

 

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

 

С. Б. Перевозкин,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru,

 

А. С. Тишкова,

НГПУ, Новосибирск,

umarowa.albina@yandex.ru

 

В статье рассматриваются темпоральные характеристики ролевого поведения личности как фактора, оказывающего влияние на процесс адаптации в социуме в контексте системного подхода.

Целью проведенного исследования является теоретическое изучение темпоральных характеристик ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации учащихся кадетских образовательных учреждений с позиции системного подхода. При этом проявление системной темпоральности в социально-психологическом контексте находит свое отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара. Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности. Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, направленный на изучение специфики временно́ й перспективы кадетов подросткового возраста с учетом уровня их социально-психологической адаптации. С этих позиций отмечается, что ролевой статус респондентов взаимосвязан не только с уровнем социально-психологической адаптации, но с временно́ й перспективой личности.

На основе полученных результатов делается вывод, что специфика темпоральности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте выступает в качестве системной организации и находится в отношениях взаимообусловленности с рядом факторов: уровнем социально-психологической адаптации, представлениями о будущей профессиональной деятельности, особенностями межличностных отношений, наличием целей и планов на будущее.

 

Ключевые слова: темпоральность; социально-психологическая адаптация; ролевое поведение; кадеты; временна́ я перспектива; диахрония; синхрония; система; системный подход.

 

Для цитаты: Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

 

Перевозкин Сергей Борисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6790-4835

 

Тишкова Альбина Сергеевна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: umarowa.albina@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3854-982X

 

 

Литература

 

1. Акименко А. К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 131–142.

2. Барабанщиков В. А. Системное исследование психики // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 1 (5). С. 8–19.

3. Бочарова Е. Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 1. С. 57–63.

4. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 1. С. 54–58.

5. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (43). С. 127–130.

6. Иванов Д. В. Истоки формирования российской ментальности (становление образа «человека борющегося») // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 1 (43). С. 87–95.

7. Карпов А. В., Орёл В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации: монография. Ярославль: Институт «Открытое Общество»; РПО, 2003. 161 с.

8. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.

9. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5–17.

10. Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Cоциальная роль как фактор учебной мотивации кадет // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 113–120.

11. Кошенова М. И., Волохова В. И. К вопросу о взаимосвязи темпоральной компетентности и психологических границ личности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 96–100.

12. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 5–15.

13. Логутова Е. В. Восприятие психологического времени старшеклассниками образовательных учреждений различного типа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 62–68.

14. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–45.

15. Лукьянов О. В. Принцип транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 59–66.

16. Марин А. П., Румба О. Г., Григорович Л. А. Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы военного

института физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5–6 (157–158). С. 121–134.

17. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

18. Парамонова Ю. А. Особенности временной перспективы личности подростков // Развитие общественных наук российскими студентами: сборник научных трудов. Краснодар: Ассоциация молодых ученых, 2017. С. 35–38.

19. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимодетерминация учебной мотивации подростков кадетского корпуса и ролевой идентичности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 225–235.

20. Перевозкина Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование: Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 19–21.

21. Попов В. В. Темпоральные характеристики исторического процесса в контексте социального моделирования / В. В. Попов и др. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 7. С. 105–108.

22. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Издательские Технологии, 2017. 356 с.

23. Терещенко А. Г. Системно-синергетический подход к проблеме социальной адаптации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 123–125.

24. Тишкова А. С., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевые корреляты социальной адаптации кадетов // Социокультурные проблемы современного человека: сб. тр. конф. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 241–249.

25. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета.

Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 4. С. 106–112.

26. Шапочка Н. В. Лексические формы выражения категории темпоральности // Вісник Запорізького національного університету. Філологічнінауки. 2002. Т. 2. № 2. С. 175–177.

27. Besnard T., Letarte M-J. Effect of male and female early childhood education teacher’s educational practices on children’s social adaptation // Journal of Research in Childhood Education. 2017. Vol. 31. Iss. 3. P. 453–464. DOI: 10.1080/02568543.2017.1319445

28. Boniwell, I., Zimbardo, P. G. Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning // Positive Psychology in Practice. 2012. P. 165–178.

29. Callina K. S. et al. Character in context: Character structure among United States Military academy cadets // Journal of Moral Education. 2019. Vol. 48. Iss. 4. P. 439–464. DOI: 10.1080/03057240.2018.1528442

30. Deasy-Spinetta P., Spinetta J. J., Oxman J. B. The relationship between learning deficits and social adaptation in children with leukemia // Journal of Psychosocial Oncology. 1989. Vol. 6. Iss. 3–4. P. 109–121. DOI: 10.1300/J077v06n03_08

31. Dorozhkin Iu. N., Mazitova L. T. Problems of the social adaptation of foreign college students // Russian Education & Society. 2008. Vol. 50. Iss. 2. P. 23–30. DOI: 10.2753/RES1060-9393500202

32. Eckhardt A. G., Egert F. Differences in childcare quality — a matter of personality traits, socialization goals and pre-service curriculum? // Early Child Development and Care. 2018. Vol. 188. Iss. 12. P. 1726–1737. DOI: 10.1080/03004430.2016.1278372

33. Ferrari L., Nota L., Soresi S. Time perspective and indecision in young and older adolescents // British Journal of Guidance & Counselling. 2010. Vol. 38. Iss. 1. P. 61–82. DOI: 10.1080/03069880903408612

34. Frank L. K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293–312.

35. Garaigordobil M. Assessment of the effects of a cooperative play programme for children aged 10–11 years on social adaptation and on the perception that parents, teachers and peers have of children's prosocial behaviours // Journal for the Study of Education and Development. 2008. Vol. 31. Iss. 3. P. 303–318. DOI: 10.1174/021037008785702974

36. Kvalsund R., Bele I. V. Adaptive situations and social marginalization in early adult life: students with special educational needs // Scandinavian Journal of Disability Research. 2010. Vol. 12. Iss. 1. P. 59–76. DOI: 10.1080/15017410903309078

37. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. P. 286.

38. Little M. E., Blau E. Social adaptation and climate mitigation through agrotourism: a case study of tourism in Mastatal // Costa Rica: Journal of Ecotourism. 2019. DOI: 10.1080/14724049.2019.1652305

39. Mannino G. et al. Subjective perception of time: Research applied on dynamic psychology // World Futures. 2017. Vol. 73. Iss. 4–5. P. 285–302. DOI: 10.1080/02604027.2017.1333850

40. Mello Z. R , Finan L. J., Worrell F. C. Introducing an instrument to assess time orientation and time relation in adolescence // Journal of Adolescence. 2013. Vol. 36. P. 551–563. DOI:10.1016/j.adolescence.2013.03.005

41. Philips L. Human adaptation and his failures. New York & London: Academic Press, 1968. 395 p.

42. Punia S., Sangwan S. Emotional intelligence and social adaptation of school children // Journal of Psychology. 2011. Vol. 2. Iss. 2. P. 83–87. DOI: 10.1080/09764224.2011.11885466

43. Rolf B. Fasting adapted education: the Norwegian pathway to inclusive and efficient education // International Journal of Inclusive Education. 2013. № 3 (17). P. 263–276. DOI: 10.1080/13603116.2012.676083

44. Tishkova A. S. Specificity of social-psychological adaptation of pupils to the conditions of training in the cadet corps: theoretical review // SMALTA. 2017. № 5. P. 72–75.

45. Turasli N. K. Analysis of the relationship between the social-emotional adaptation and self perception of 5–6 year old children and the problem solving abilities of their mothers and teachers // The Anthropologist. 2015. Vol. 20. Iss. 1–2. P. 101–110. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891729

46. Waddell K. J. The self‐concept and social adaptation of hyperactive children in adolescence // Journal of Clinical Child Psychology. 1984. Vol. 13. Iss. 1. P. 50–55. DOI: 10.1080/15374418409533169

47. Willemsen P., Newen A., Kaspar K. A new look at the attribution of moral responsibility: The underestimated relevance of social roles // Philosophical Psychology. 2018. Vol. 31. Iss. 4. P. 595–608. DOI: 10.1080/09515089.2018.1429592