PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Б. Н. Рыжов, Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ

Журнал » 2020 №34 : Б. Н. Рыжов, Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ
    Просмотров: 534

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.01

 

Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена описанию новой схемы системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности. Методологической базой для разработки предложенной схемы явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь ее основных видов, включая четыре вида мотивации, направленных на развитие и сохранение вида и общества, и четыре вида мотивации, способствующих развитию и сохранению индивида и личности.

В работе предложено описание методики самооценки мотивационного профиля личности, позволяющей в сочетании с тестом системного профиля мотивации — СПМ — получить ряд взаимодополняющих содержательных характеристик мотивационного ядра личности. В их числе: Я-реальное, или определяемый на основе данных теста СПМ системный профиль мотивации; Я-идеальное, или установленный на основе описанной в настоящем исследовании методики системный профиль самооценки мотивационных тенденций, в котором отражено давление на мотивационное ядро личности принятых в обществе социальных норм; и Я-скрытое, или построенный на основе суперпозиции Я-реального и Я-идеального профиль мотивационных диспозиций, отражающий компенсирующее давление на мотивационное ядро личности индивидуалистических побуждений, направленных на развитие и сохранение индивида и личности. Для верификации предложенной психодиагностической схемы было проведено популяционное исследование сравнительных характеристик Я- реального и Я-идеального. Исследование проводилось в период 2019–2020 гг. с участием 187 обследуемых обоего пола в возрасте 18–48 лет.

Полученные результаты показали наличие устойчивого эффекта социального давления на самооценку мотивационных тенденций, обусловливающего целесообразность интерпретации данных самооценки как Я-идеального.

В работе также отмечена возможность использования выделенных структур мотивационного ядра личности для системной интерпретации принятых в психоаналитической традиции инстанций личности. Предложенная схема диагностики позволяет получить количественную оценку влияния различных системных факторов на структуру мотивационных диспозиций личности и может быть рекомендована для использования в практике консультационной и психотерапевтической работы.

 

Ключевые слова: системная психология; мотивация; мотивационное ядро личности; Я-реальное; Я-идеальное; Я-скрытое; эго; суперэго; ид; профиль мотивации; ценностные ориентации; ранжирование ценностей.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8848-3622

 

 

Литература

 

1. Вебстер Р. Почему Фрейд был неправ? М.: АСТ, 2013. 732 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 512 с.

3. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. М.: Когито-Центр, 2011. 384 с.

4. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 23. С. 5–11.

5. Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Методика системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности: М-тест // Системная психология и социология. 2018. № 28. С. 26–39.

6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 704 с. 7. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. 448 с.

8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

9. Chess S. Temperament: theory and clinical practice // Harvard Mental Health Letter. 1997. № 14 (5). P. 5–7.

10. Deci E., Ryan R. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. 2008. № 49 (3). P. 182–185. 11. Hergenhahn B. An introduction to the history of Psychology. 6th ed. Wadsworth Publishing, Cengage Learning, 2009. 752 p.

12. Kahn А., Jensen J et all. Improving temporal cognition by enhancing motivation // Behavioral Neuroscience. 2015. № 129 (5). P. 576–588.

13. Todes D. Ivan Pavlov: A Russian life in science. New York: Oxford University Press, 2014. 855 p.

14. Trofimova I. N., Robbins T. Temperament and arousal systems: a new synthesis of differential психологии and functional neurochemistry // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2016. Т. 64. P. 382–402.

15. Zeanah C., Fox N. Temperament and attachment disorders // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2004. № 33 (1). P. 32–41.