PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА

Журнал » 2020 №33 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА
    Просмотров: 404

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.10

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются взгляды и идеи, сфокусированные в теориях развития и воспитания В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова, являющиеся значимыми для отечественной истории психологической мысли XIX столетия. Имена этих мыслителей, их теории вошли в золотой фонд российской возрастной (детской) педагогической психологии, психологии личности. Общими для них стали проблемы духовно-нравственной психологии становящегося и развивающегося человека. Основополагающим феноменом в описаниях человека, его сущности, богатства внутреннего мира (психики), по мнению этих мыслителей, являлась борьба, причины которой определялись как личностно-ценностные, общественно полезные и армейско-военные. Психологические теории выдающихся отечественных мыслителей, их составляющие принципы, разработанные на основе длительных наблюдений, жизненного опыта и умозаключений, позволяли описывать природу феномена борьбы в повседневности человека, выделять ряд закономерностей, связанных с ним. Более важным явилось то, что психологические теории развития и воспитания позволяли предвидеть результат их воздействия на человека, сконструировать значимый для общества идеал. Представленные теории остаются ценными и в современной психологии, они содержат психологические механизмы, идеальные модели, подходящие для выделения тех атрибутов личности, которые позволяют ей стать успешной и полезной обществу.

 

Ключевые слова: психология сердца; человек борющийся; борьба; причины борьбы; психологические механизмы; рефлексия; поэзия; дружба; любовь; вдохновение; сочувствие; метаволя.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Психологические идеи в трудах В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 120–134. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.10

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков: монография. М.: ОГИЗ, 1947. 168 с.

2. Бармин С. В. Психолого-педагогическое наследие Н. И. Пирогова и современность: автореф. дис. …канд. психол. наук. Тверь, 1998. 24 с.

3. Белинский В. Г. Сочинения. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1881. Ч. 1. 532 с.

4. Белинский В. Г. Сочинения. 5-е изд. М.: Русская типо-литография, 1884. Ч. 3. 636 с.

5. Белинский В. Г. О воспитании умственном и нравственном / сост. А. Н. Сальников. СПб.: Изд. В. И. Губинского, 1898. 160 с.

6. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / ред. Н. Ф. Бельчиков. Т. 1: Статьи и рецензии, художественные произведения. 1829–1835 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 574 с.

7. Белинский В. Г. Статьи и рецензии / сост., вступ. ст., прим. И. Я. Полякова. М.: Московский рабочий, 1971. 464 с.

8. Беркович Э. Л. Очерки по истории психологии в России в XVIII и первой половине XIX в.: дис. … канд. пед. наук. Чкалов: Чкаловский гос. пед. ин-т им. В. П. Чкалова, 1939. 280 с.

9. Большакова В. В. Очерки истории русской психологии (XIX – начало XX вв.): монография. Ч. 1: Проблема формирования личности. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. 160 с.

10. Всемирная история: в 10 т. / отв. ред. Н. А. Смирнова. М.: Изд-во социально-экономической лититературы, 1959. Т. 6. 830 с.

11. Вульфович А. М. Критический био-библиографический обзор русской психологической литературы первой половины XIX века: дис. … канд. пед. наук. Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1945. 821 с.

12. «Диоптра» Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного Средневековья / [изд. подгот. Г. М. Прохоров, Х. Миклас, А. Б. Бильдюг; отв. ред. М. Н. Громов]. М.: Наука, 2008. 731 с. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси).

13. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. 7-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект; Фонд «Мир», 2007. 576 с.

14. Заркуа М. Б. Психологические взгляды В. Г. Белинского (рассмотренные и изложенные в связи с его же эстетическими взглядами): автореф. дис. … канд. пед. наук (по психологии). Кутаиси: Кутаисский госпединститут им. Ал. Цулукидзе, 1952. 16 с.

15. Иванов Д. В. Феномен борьбы в философско-психологической рефлексии отечественных мыслителей (Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский) // Вестник ИрГСХА. 2004. Вып. 25. С. 91–101.

16. Иванов Д. В. Генезис философско-психологической рефлексии о борьбе у российских мыслителей (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. К. Михайловский, П. А. Кропоткин) // Вестник ИрГСХА. 2005. Вып. 27. С. 81–97.

17. Клыпа О. В. Истоки психолого-педагогической мысли в России. М.: ВЛАДОС, 2017. 199 с.

18. Корнетов Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизованного подхода: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: Ин-т теорет. пед. и междунар. исслед. РАО, 1994. 64 с.

19. Костюк Г. С. Избранные психологические труды / под ред. Л. Н. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988. 304 с.

20. Кропоткин П. А. Этика: избр. труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.

21. Кузьмин Е. С., Якунин В. А. Развитие психологии в XVII – XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982. 112 с.

22. Кулешова Л. Н. История отечественной психологии воспитания, 60-е гг. XIX – XX вв.: автореф. дис. …д-ра психол. наук. СПб., 1999. 43 с.

23. Мироненко В. В. Вопросы психологии личности в трудах В. Г. Белинского: автореф. дис. … канд. пед. наук (по психологии). М: АПН РСФСР; НИИ психологии. 1954. 13 с.

24. Никольская А. А. Роль Н. И. Пирогова в русской педагогической психологии // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 127–133.

25. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

26. Овчинникова Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. 2007. № 1. С. 93–102.

27. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. Т. 23. № 8–9. С. 24–51.

28. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост., ввод. ст. проф. В. З. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 702 с.

29. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. 469 с.

30. Познанский Н. Ф. В. Г. Белинский о воспитании: монография. М.: Учпедгиз, 1949. 128 с.

31. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.

33. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: Воен. изд-во, 2004. 240 с.

34. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

35. Седов Л. Белинский о воспитании, индивидуальном и общественном // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 1–59.

36. Теплов Б. М. Психологические взгляды В. Г. Белинского // Советская педагогика. 1948. № 5. С. 38–60.

37. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР: монография. М.: Педагогика, 1975. 352 с.

38. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1999. 272 с.

39. Столетов В. Н. Становление личности: монография. М.: Мысль, 1987. 336 с.

40. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20-30-е гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 503 с.

41. Шабаева М. Ф. В. Г. Белинский как создатель революционно-демократической педагогической теории 40-х годов XIX века // Советская педагогика. 1945. № 1–2. С. 28–36.

42. Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. М.: Детгиз, 1957. 510 с.

43. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. I / отв. ред.-сост., коммент., археограф. работа Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с. (Российские Пропилеи).

44. Ярошевский М. Г. История психологии: монография. 3-е изд. дораб. М.: Мысль, 1985. 575 с.