PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

В. П. Шейнов, В. А. Карпиевич, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС

Журнал » 2020 №33 : В. П. Шейнов, В. А. Карпиевич, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС
    Просмотров: 355

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.07

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

 

В. А. Карпиевич,

УГЗ МЧС Беларуси, Минск, Республика Беларусь,

karpievich68@yandex.by

 

Исследование феномена виктимизации, или особого состояния жертвы у человека, формируемого в процессе переживаемого им негативного опыта с признаками жестокого обращения и/или агрессивного поведения по отношению к нему, актуально ввиду его большой распространенности в современном обществе и выявляемых многочисленных отрицательных последствий для людей с данной проблемой. Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи виктимизации курсантов МЧС с их эмоциональным интеллектом, успеваемостью, тягой к курению. Данные исследования сопоставлялись с результатами аналогичных зарубежных работ.

Установлено, что четыре типа виктимизации отрицательно связаны с компонентами эмоционального интеллекта, а именно: агрессивность отрицательно связана с управлением своими эмоциями, эмпатией, самомотивацией, способностью идентифицировать эмоции других людей и показателями эмоционального интеллекта; некритичное поведение отрицательно связано с управлением своими эмоциями, самомотивацией и общим показателем эмоционального интеллекта; общий показатель виктимизации отрицательно связан с управлением своими эмоциями и общим показателем эмоционального интеллекта. Тяга к курению оказалась положительно связанной с агрессивностью, некритичным поведением и общей виктимизацией. Незащищенность от манипуляций отрицательно коррелирует с эмоциональной осведомленностью. Сопоставление полученных результатов с результатами зарубежных исследований (преимущественно детей) показывает, что характер, направленность взаимосвязей, выявленных для курсантов в целом не отличается от обнаруженных в зарубежных исследованиях. В данном исследовании эти связи конкретизированы посредством обнаружения связей между типами виктимизации и компонентами эмоционального интеллекта. Проведенные занятия с курсантами позволили повысить уровень их эмоционального интеллекта по всем его компонентам.

 

Ключевые слова: виктимизация; буллинг; общий интеллект; эмоциональный интеллект; манипуляция; незащищенность от манипуляций; курсанты МЧС.

 

Для цитаты: Шейнов В. П., Карпиевич В. А. Эмоциональный интеллект и виктимизация курсантов МЧС // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 85–99. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.33.1.07

 

Шейнов Виктор Павлович, профессор, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, академик Международной академии информационных технологий, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

 

Карпиевич Виктор Александрович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: karpievich68@yandex.by

 

 

Литература

 

1. Вишневецкий К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 226–227.

2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Институт психологии Российской академии наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. Изд-во ИП РАН, 2004. С. 29–36.

3. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

4. Холл Н. Диагностика «эмоционального интеллекта» // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая

диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. C. 57–59.

5. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147–154.

6. ШейновВ. П. (Sheinov V. P.) Developing the technique for assessing the degree of victimization in adults // Российскийпсихологическийжурнал. 2018-а. Т. 15. № 2/1. С. 69–85. DOI: 10.21702/rpj.2018.2.1.

7. Шейнов В. П. Психология виктимизации жертв издевательств как источник их отрицательных эмоциональных состояний // Институт психологии Российской академии наук. Социальнаяиэкономическаяпсихология. 2019. Т. 4. № 1 (13). С. 94–123.

8. Beaver K. M. The association between intelligence and personal victimization in adolescence and adulthood / K. M. Beaver et al. // Personality and Individual Differences. August 2016. Vol. 98. P. 355–360.

9. Belacchi C., Farina E. Feeling and thinking of others: affective and cognitive empathy and emotion comprehension in prosocial / hostile preschoolers // Aggressive Behavior. 2012. № 38. P. 150–165. DOI:10.1002/ab.21415.

10. Boutwell B. B. On the genetic and environmental reasons why intelligence correlates with criminal victimization Intelligence / B. B. Boutwell et al. // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 62. P. 155–166.

11. Chan H. C. O., Wong D. S. W. The overlap between school bullying perpetration and victimization: Assessing the psychological, familial, and school factors of Chinese adolescents in Hong Kong // Journal of Child and Family Studies. 2015. November. Vol. 24. Issue 11. P. 3224–323.

12. Chan S. F., La Greca A. M. Cyber Victimization and aggression: are they linked with adolescent smoking and drinking? // Child & Youth Care Forum. 2016. February. Vol. 45. Issue 1. P. 47–63.

13. Chaux E., Castellanos M. Money and age in schools: bullying and power imbalances // Aggressive Behaviour. 2015. № 41. P. 280–293. DOI: 10.1002/ab.21558.

14. Ciucci E., Baroncelli A. The emotional core of bullying: Further evidences of the role of callous-unemotional traits and empathy // Personality and Individual Differences. 2014. № 67. P. 69–74. DOI:10.1016/j.paid.2013.09.033.

15. Crane C. A., Hawes S. W., Weinberger A. H. Intimate partner violence victimization and cigarette smoking: a meta-analytic review // Trauma, Violence, & Abuse. 2013. Vol. 14. Issue 4. 2013. P. 305–315.

16. Domino M. Measuring the impact of an alternative approach to school bullying // Journal of School Health. 2013. № 83(6). P. 430–437. DOI: 10.1111/josh.12047.

17. Espelage D. L. Associations between peer victimization and academic performance / D. L. Espelage et al. // Journal Theory Into Practice. 2013. Vol. 52. Issue 4. P. 233–240.

18. Fan W., Dempsey A. G. The mediating role of school motivation in linking student victimization and academic achievement // Canadian Journal of School Psychology. 2017. Vol. 32. Issue 2. P. 162–175.

19. Hilton N. Z. Childhood sexual victimization and lack of empathy in child molesters: explanation or excuse? // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 1993. Vol. 37. № 4. P. 287–296.

20. Hutchinson M. Bullying as workgroup manipulation: a model for understanding patterns of victimization and contagion within the workgroup // Journal of Nursing Management. 2013. Vol. 21. P. 563–571. DOI: 10.1111/j.1365-2834.2012.01390.x. 21. Hutchinson M., Hurley J. Exploring leadership capability and emotional intelligence as moderators of workplace bullying // Journal of Nursing Management. 2013. Vol. 21. P. 553–562. DOI: 10.1111/j.1365-2834.2012.01372.x.

22. Jenkins L. N., Demaray M. K. Indirect effects in the peer victimization academic achievement relation: the role of academic self‐concept and gender Psychology in the School. 2015. March. Vol. 52. Issue 3. P. 235–247.

23. Karim J. Emotional Intelligence and Perceived Work-related Outcomes: Mediating Role of Workplace Incivility Victimization / J. Karim et al. // Pakistan Journal of Psychological Research. 2015. Vol. 30. № 1. 21–37.

24. Keskin H. Cyberbullying Victimization, Counterproductive Work Behaviours and Emotional Intelligence at Workplace / H. Keskin et al. // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. November. Vol. 235. № 24. P. 281–287.

25. Kokkinos C. M., Kipritsi E. The relationship between bullying, victimization, trait emotional intelligence, self-efficacy and empathy among preadolescents // Social Psychology of Education. 2012. Vol. 15 (1). P. 41–58. DOI: 10.1007/s11218-011-9168-9.

26. Liu J., Bullock A., Coplan R. J. Predictive relations between peer victimization and academic achievement in Chinese children // School Psychology Quarterly. 2014. № 29 (1). P. 89–98.

27. Lomas J. Brief report: Emotional intelligence, victimization and bullying in adolescents / J. Lomas et al. // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35 (1). P. 207–211. DOI: 10.1016/j.adolescence.2011.03.002.

28. Malti T., Perren S., Buchmann M. Children’s peer victimization, empathy, and emotional symptoms // Child Psychiatry & Human Development. 2010. February. P. 41–98.

29. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507–536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646.

30. Poteat V. P., DiGiovanni C. D., Scheer J. R. Predicting homophobic behavior among heterosexual youth: Domain general and sexual orientation-specific factors at the individual and contextual level // Journal of Youth and Adolescence. 2013. № 42. P. 351–362. DOI: 10.1007/s10964-012-9813-4.

31. Pursoo T. Predicting reactive and proactive relational aggression in early adolescence as a function of individual differences in Machiavellianism, empathy, and emotion regulation / Faculty of Social Sciences School of Psychology University of Ottawa. Ottawa, 2013. DOI:10.20381/ruor-3218.

32. Sapouna M., Wolke D. Resilience to bullying victimization: The role of individual, family and peer characteristics // Child Abuse & Neglect. 2013. Vol. 37 (11). P. 997–1006. DOI: 10.1016/j.chiabu.2013.05.009.

33. Sticca F. Longitudinal risk factors for cyberbullying in adolescence / F. Sticca et al. // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2013. № 23. P. 52–67. DOI:10.1002/casp.2136.

34. Tirza H. J. van Noorden. Disentangling the frequency and severity of bullying and victimization in the association with empathy / Tirza H. J. van Noorden et al. // Social Development. 2015. Vol. 25. Issue1. February 2016. P. 176–192.

35. Tolegenova A. A. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents / A. A. Tolegenova et al. // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 69. P. 1891–1894. International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.12.142.

36. Totura Ch. M. W., Karver M. S., Gesten E. L. Psychological distress and student engagement as mediators of the relationship between peer victimization and achievement in middle school youth // Journal of Youth and Adolescence. 2014. January. Vol. 43. Issue 1. P. 40–52.

37. Young-Jones A. Bullying affects more than feelings: the long-term implications of victimization on academic motivation in higher education / A. Young-Jones et al. // Social Psychology of Education. 2015. March. Vol. 18. Issue 1. P. 185–200.

38. Zych I., Ortega-Ruiz R., Marín-López I. Cyberbullying: a systematic review of research, its prevalence and assessment issues in Spanish studies // Psicología Educativa. 2016. June. Vol. 22. Issue 1. P. 5–18.

39. Zych I., Ttofi M. M., Farrington D. P. Empathy and callous-unemotional traits in different bullying roles: a systematic review and meta-analysis // Trauma, Violence, & Abuse. 2016. Vol. 20. Issue. 1. P. 3–21.