PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Журнал » 2020 №33 : Ю. М. Перевозкина, Е. В. Ветерок, О. Б. Ганпанцурова, СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
    Просмотров: 353

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.04

 

СИСТЕМНЫЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

Ю. М. Перевозкина,

Е. В. Ветерок,

О. Б. Ганпанцурова,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

severus.snegg.1997@gmail.com

olgana74@mail.ru

 

Статья посвящена изучению системной детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления. Авторы рассмотрели содержание понятия «индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения». Показано, что в зарубежной психологии индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения рассматриваются как система неспециализированных навыков, позволяющих индивиду успешно самореализоваться в профессиональной деятельности. Проанализировано, что в отечественной науке индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения могут быть рассмотрены как система, поскольку включают в себя ряд составляющих, предположительно обуславливающих разворачивание следующих за ними более обобщенных компонентов. Методологической основой понимания индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения выступил метасистемный подход, вскрывающий взаимодействие системы психического с внешней системой социального. В рамках метасистемного подхода любое системное образование представлено в виде пяти иерархических уровней: элементного, компонентного, субсистемного, общесистемного и метасистемного. Дизайн исследования предполагал изучение системной детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления с использованием эксплораторного факторного анализа и множественного регрессионного анализа. В результате факторизации получена модель из пяти факторов, объясняющая более 62 % общей изменчивости признаков. Все интегральные факторы соответствовали пяти уровням системы: элементному, компонентому, субсистемному, общесистемному и метасистемному. Полученные пять интегральных факторов выступили предикторами в четырех регрессионных моделях. Проведенное эмпирическое исследование показало, что признаки, составляющие нижележащий уровень, комплексно детерминируют вышележащий уровень. Сделан вывод, что индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения представлены в виде пяти уровней и эксплуатируют принцип увеличивающейся интеграции. Детерминация индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения носит структурный характер, что позволяет преодолеть узость отдельного влияния переменных на интегральный компонент индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения.

 

Ключевые слова: индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения; система; структурные детерминации; психолого-педагогическое направление.

 

Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В., Ганпанцурова О. Б. Системные детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 51–63. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.33.1.04

 

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru; ORCID ID: 0000-0003-4201-3988

 

Ветерок Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: severus.snegg.1997@gmail.com; ORCID ID: 0000-0003-4303-1985

 

Ганпанцурова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: olgana74@mail.ru; ORCID ID: 0000-0002-8884-4851

 

 

Литература

 

1. Андронникова О. О., Ветерок Е. В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 72–76.

2. Бацунов С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов и др. // Концепт. 2018. № 4. С. 12–21.

3. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности: монография. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2018. 744 с.

4. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.01

5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: Моск. психол. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 424 с.

6. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Основы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: в 2 ч. Ч. 2. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 241 с.

7. Платонова Р. И., Михина Г. Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // АНИ: педагогика и психология. 2018. T. 7. № 4 (25). С. 177–181.

8. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т 8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

9. Рыжов Б. Н., Сенкевич Л. В., Моргалла С. Самоактуализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов Папского Грегорианского университета // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 2. С. 10–17.

10. Уварина Н. В., Савченков А. В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3 (45). С. 27–35.

11. Cobb E. J., Meixelsperger J., Seitz K. K. Beyond the classroom: Fostering soft skills in pre-professional LIS organizations // Journal of Library Administration. 2015. Vol. 55 (2). Р. 114–120. DOI: 10.1080/01930826.2014.995550.

12. Connell Ju. Soft skills: The neglected factor in workplace participation? // Labour & Industry: a journal of the social and economic relations of work. 1998. Vol. 9 (1). Р. 69–89. DOI: 10.1080/10301763.1998.10669187.

13. Devedzic V. Metrics for students’ soft skills / V. Devedzic et al. // Applied Measurement in Education. 2018. Vol. 31 (4). Р. 283–296. DOI: 10.1080/08957347.2018.1495212.

14. Ellis M., Kisling E., Hackworth R. G. Teaching soft skills employers need // Community College Journal of Research and Practice. 2014. Vol. 38 (5). Р. 433–453. DOI: 10.1080/10668926.2011.567143.

15. England T. K., Nagel G. L., Salter S. P. Using collaborative learning to develop students’ soft skills // Journal of Education for Business. 2019. DOI: 10.1080/08832323.2019.1599797.

16. Gibb St. Soft skills assessment: theory development and the research agenda // International Journal of Lifelong Education. 2014. Vol. 33 (4). Р. 455–471. DOI: 10.1080/02601370.2013.867546.

17. Holohan A. Transformative training in soft skills for peacekeepers: Gaming for peace // International Peacekeeping. 2019. Vol. 26 (5). Р. 556–578. DOI: 10.1080/13533312.2019.1623677.

18. Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies — Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. Vol. 11 (2). Р. 87–101. DOI: 10.1080/18186874.2016.1248061.

19. Kyllonen P. C. Soft skills for the workplace // Change: The Magazine of Higher Learning. 2013. Vol. 45 (6). Р. 16–23. DOI: 10.1080/00091383.2013.841516.

20. Levant Y., Coulmont M., Sandu R. Business simulation as an active learning activity for developing soft skills // Accounting Education. 2016. Vol. 25 (4). Р. 368–395. DOI: 10.1080/09639284.2016.1191272.

21. Lim B. T. H., Ling F. Y. Y. Contractors’ human resource development practices and their effects on employee soft skills // Architectural Science Review. 2011. Vol. 54 (3). Р. 232–245. DOI: 10.1080/00038628.2011.590056.

22. Losekoot E. The development of soft skills during internships: The hospitality student’s voice / E. Losekoot et al. // Research in Hospitality Management. 2018. Vol. 8 (2). Р. 155–159. DOI: 10.1080/22243534.2018.1553386.

23. Succi Ch., Canovi M. Soft skills to enhance graduate employability: comparing students and employers’ perceptions // Studies in Higher Education. 2019. DOI: 10.1080/03075079.2019.1585420.

24. Tsaoussi A. I. Using soft skills courses to inspire law teachers: a new methodology for a more humanistic legal education // The Law Teacher. 2020. Vol. 54 (1). Р. 1–30. DOI: 10.1080/03069400.2018.1563396.

25. Vaughan K. The role of apprenticeship in the cultivation of soft skills and dispositions // Journal of Vocational Education & Training. 2017. Vol. 69 (4). Р. 540–557. DOI: 10.1080/13636820.2017.1326516.