![]() |
Системная психология и социология » Журнал » 2019 №32 » В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА |
В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Журнал » 2019 №32 : В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА |
![]() ![]() УДК 316 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
В. М. Кондратьев, МГПУ, Москва, KondratyevVM@mgpu.ru
Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек — существо моральное, а по обучению — правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающиеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека — целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».
Ключевые слова: человек; личность; социализация; мораль; право; образование; осознанная самостоятельность.
Для цитаты: Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 103–108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.
Кондратьев Виктор Михайлович, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru
Литература
1. Гегель Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 524 с. 2. Гёте И. В. Стихотворения. Фауст: пер. с нем. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 798 с. 3. Идеология: социальная теория и практика: монография / [А. В. Жукоцкая и др.]; под ред. А. В. Жукоцкой. М.: Социальный проект, 2017. 207 с. 4. Коллини С. Зачем нужны университеты? М.: ВШЭ, 2016. 264 с. 5. Конституция Российской Федерации. М.: Изд. Центральной избирательной комиссии РФ, 2003. 63 с. 6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / пер. И. И. Скворцова-Степанова. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1978. 908 с. 7. Национальный проект «Образование 2019–2024». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye (дата обращения: 05.10. 2019). 8. Нилл А. Школа Саммерхилл — воспитание свободой / пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой. Москва: АСТ, 2014. 480 с. 9. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; пер. с нем. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 231–490. (Литературные памятники) 10. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ВШЭ, 2014. 192 с. 11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с. 12. Россия – Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв.: сравнительный анализ: [сборник] / Российская акад. образования, Центральная акад. пед. исслед. КНР; [отв. ред. и сост.: Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань]. Москва: [б. и.], 2007. 591 с. 13. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха: пер. с англ. М.: Точка, 2018. 240 с. 14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Омега-Л, 2013. 135 с. 15. Хачатрян М. А. Ценности и атрибутивные процессы в социальном познании // Социальная психология и общество. 2014. № 1. С. 84–98. 16. Anderson C. The local-ladder effect: social status and subjective well-being / C. Anderson et al. // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № 7. P. 764–771. 17. Global citizenship education. An emerging perspective // Outcome document of the Conference «Technical Consultation on Global Citizenship Education». Paris, UNESCO, 2014. ISBN:978-89-7094-802-7. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002241/224115E.pdf (date of access: 05.10. 2019). 18. Niehaus E., Williams L. Faculty transformation in curriculum transformation: The role of faculty development in campus internationalization // Innovative Higher Education. 2016. № 41 (1). P. 59–74. DOI: 10.1007/s10755-015-9334-7. 19. Teo P. Teaching for the 21st century: A case for dialogic pedagogy // Learning, Culture and Social Interaction. 2019. Vol. 21. June 2019. P. 170–178. Doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.009. 20. Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development. Retrieved URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (date of access: 05.10. 2019). |