Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ
 

Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

Журнал » 2019 №32 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ
    Просмотров: 1706

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

 

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

BershedovaLI@mgpu.ru,

NabatnikovaLP@mgpu.ru,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути.

С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48–50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств.

Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.

 

Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.

 

Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65–78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail:

BershedovaLI@mgpu.ru

 

Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва.

E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

 

 

Литература

 

1. Алленова Е. М. Илья Репин. М.: Белый город, 2005. 65 с.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с.

4. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях. М.: Ломоносовъ, 2014. 256 с.

5. Петрушин В. И. Психология художественного творчества. М.: Юрайт, 2017. 233 с.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

7. Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1970. 295 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.

9. Репин И. Е. Мысли об искусстве / сост. С. Бабанин. М.: Эксмо, 2019. 160 с.

10. Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 400 с.

11. Романова Е. С., Рябов В. В. Психологические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 171 с.

12. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

14. Шило А. В. Репин: очерки поэтики и творческого метода. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2013. 383 с.

15. Baltes P. B., Reese H., Nesselroade J. Life span developmental psychology: Introduction to research methods. London, UK: Psychology Press, 2014. 286 p.

16. Jackson D. The Russian vision: the art of Ilya Repin. Washington: D. A. P., 2007. 304 p.

17. Robinson O. A Longitudinal mixed-methods case study of quarter-life crisis during the postuniversity transition: Locked-out and locked-in forms in combination // Emerging Adulthood. 2018. № 7 (3). P. 167–179. DOI: 10.1177/2167696818764144.