![]() |
Системная психология и социология » Журнал » 2019 №32 » Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ |
Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ
Журнал » 2019 №32 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ |
![]() ![]() УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06
ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ
Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, BershedovaLI@mgpu.ru, NabatnikovaLP@mgpu.ru, RyzhovBN@mgpu.ru
В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути. С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48–50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств. Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.
Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.
Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65–78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06
Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail: BershedovaLI@mgpu.ru
Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru
Литература
1. Алленова Е. М. Илья Репин. М.: Белый город, 2005. 65 с. 2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с. 3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013. 460 с. 4. Опимах И. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях. М.: Ломоносовъ, 2014. 256 с. 5. Петрушин В. И. Психология художественного творчества. М.: Юрайт, 2017. 233 с. 6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с. 7. Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1970. 295 с. 8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с. 9. Репин И. Е. Мысли об искусстве / сост. С. Бабанин. М.: Эксмо, 2019. 160 с. 10. Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 400 с. 11. Романова Е. С., Рябов В. В. Психологические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 171 с. 12. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с. 13. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11. 14. Шило А. В. Репин: очерки поэтики и творческого метода. Белгород: Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2013. 383 с. 15. Baltes P. B., Reese H., Nesselroade J. Life span developmental psychology: Introduction to research methods. London, UK: Psychology Press, 2014. 286 p. 16. Jackson D. The Russian vision: the art of Ilya Repin. Washington: D. A. P., 2007. 304 p. 17. Robinson O. A Longitudinal mixed-methods case study of quarter-life crisis during the postuniversity transition: Locked-out and locked-in forms in combination // Emerging Adulthood. 2018. № 7 (3). P. 167–179. DOI: 10.1177/2167696818764144. |