![]() |
Системная психология и социология » Журнал » 2019 №32 » Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.) |
Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)
Журнал » 2019 №32 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.) |
![]() ![]()
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05
СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье рассматриваются системные идеи, значимые для отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. относительно феномена борьбы и человека борющегося. Человек виделся отечественным мыслителям, поборникам образования и народного просвещения — В. И. Лядову, Н. Ф. Бунакову, П. Ф. Лесгафту, В. В. Гориневскому, — отстаивавших принцип развития в психологической мысли, как индивид, способный к саморазвитию, а также как личность, готовая к самосовершенствованию. Психологическим механизмом процесса развития и самосовершенствования человека, его личности определялся такой феномен, как борьба, которая позволяет проявить свою сущность, помогает достигать вершины развития, обретать собственный человеческий образ. Борьба значилась как личностно-ценностная, общественно-полезная, армейско-военная по своей причинности. С современных системных позиций борьба, ее характеристики, присущие конкретному человеку, позволяют диагностировать интеллектуальные, эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные особенности личности, что имело свое обоснование, как показывает историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация научных текстов (статей, брошюр, пособий, лекций, монографий), уже в отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. Идеогенез проблемы «человек борющийся», свойственный отечественной психологической традиции, содержит системные идеи (высказывания и взгляды) и парадигму, касающиеся способов становления и совершенствования такого человека.
Ключевые слова: системные идеи; психологическая традиция; системные позиции; система; самореализация; саморазвитие; человек борющийся; высказывания; парадигма.
Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.) // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 52–64. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05.
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru
Литература
1. Аншакова В. В. Предпосылки становления и развития проблемы личности в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX в.: моногр. Астрахань: Астраханский университет, 2006. 289 с. 2. Аншакова В. В. Проблема личности и ее проявлений в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX столетия // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 79–93. 3. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. М.: МПСИ; Флинта, 2000. 88 с. 4. Будилова Е. А. Труды по истории русской психологической мысли, вторая половины XIX – начало XX века / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Т. И. Артемьева. М.: Наука, 2008. 390 с. 5. Булах К. В. Развитие научной психологической мысли в диссертационных исследованиях ученых Российской империи в XIX – начале ХХ века: моногр. Невинномысск: НГГТИ, 2004. 160 с. 6. Волкова В. О. Духовно-практическая компетенция как ценностно-смысловая основа психологической культуры человека // Психология обучения. 2007. № 10. С. 4–19. 7. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале: моногр. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИП РАН, 2005. 332 с. 8. Вяткин Б. А. Homo activus (человек активный) как научный продукт интегрального исследования индивидуальности в Пермской психологической школе // Активность – индивидуальность – субъект: XXIII Мерлинские чтения; научн. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПУ, 2008. С. 16–17. 9. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: моногр. М.: Русское слово-РС, 2002. 464 с. 10. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. 7-е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. 576 с. 11. Иванов Д. В. Этюды эссенциальной педагогики. Основные категории воспитания «человека борющегося» в российской психолого-педагогической мысли (ХIХ – начало ХХ в.): моногр. Иркутск: ИрГСХА, 2003. 212 с. 12. Иванов Д. В. «Человек борющийся» в неклассической российской психологии (конец XIX – начало XX в.): моногр. Иркутск: ИрГСХА, 2005. 252 с. 13. Мазилов В. А. История психологии и философия психологии: необходимо взаимодействие // Вестник Вятского гос. гум. ун-та. 2014. № 2. С. 94–100. 14. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии: учеб. пособие. М.: Акад. проект; Трикста, 2010. 312 с. 15. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX – начала XX в. М.: МПСИ; Флинта. 2010. 192 с. 16. Наумова Д. В. Проблема личности в отечественной психологии (вторая половина XIX – первая треть XX века). Петропавловск-Камчатский: КГПУ, 2004. 190 с. 17. Пинчук В. Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2004. 20 c. 18. Помогайбин В. Н. История психологии: эволюция основ: моногр. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. 520 с. 19. Рыжов Б. Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999. 277 с. 20. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11. 21. Семенов В. С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 26–37. 22. Сиземская И. Н., Новикова Л. И. Идеи воспитания в русской философии. ХIХ – начало ХХ века: моногр. М.: РОССПЭН, 2004. 271 с. 23. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20–30-е гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2003. 503 с.
|