Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ
 

Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

Журнал » 2019 №32 : Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ
    Просмотров: 1565

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

 

Т. И. Кузьмина,

МГППУ, Москва,

ta-1@list.ru

 

Статья посвящена изучению самосознания лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Воздействие самосознания как регулятора социального поведения на формирование адекватного поля социализации лиц данной категории очень велико и прежде всего имеет значение для организации диалогических отношений субъекта с окружающим миром, предполагающим ситуационный запрос от пространства коммуникации и ответ субъекта в виде поступка.

Субъекту с умственной отсталостью очень сложно быть в диалогических отношениях с окружающим миром. Его поведение чаще всего неосознанно, импульсивно, реактивно. Говорить об истинной осознанности поведения относительно лиц с интеллектуальной недостаточностью не представляется возможным, однако понимание причин и последствий собственных поступков им доступно, особенно при специально организованном самопознании. При этом обращает на себя внимание их определенная беспомощность в решении реальных ситуационных задач, связанных с повседневной жизнью, но требующих от субъекта ориентировки, оценки и принятия решений, в том числе и морально-нравственного плана.

Автором представлено описание диагностической методики «Ситуации» (критериально-параметрическая база оценки), позволяющая исследовать отдельные аспекты самосознания лиц с умственной отсталостью в рамках решения ситуационных задач-кейсов и обоснования своих потенциальных поступков в связи с предложенной проблематикой.

В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 17 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ.

Результаты исследования продемонстрировали особенности ситуационного самопознания умственно отсталых лиц на всех тематических уровнях: 1) восприятие ситуации и потенциальное поведение в ней; 2) эмоциональное отношение к ситуации; 3) анализ индивидуальных основ поступка; 4) определение контекста поступка, его причин и следствий.

 

Ключевые слова: ситуационная диагностика; задача-кейс; лица с умственной отсталостью; нарушение интеллекта; самосознание; самопознание; Я-концепция; возраст; социализация; специальные (коррекционные) школы.

 

Для цитаты: Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационной методики // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 39–51. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04.

 

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: ta-1@list.ru

 

 

Литература

 

1. Коробейников И. А. К портрету ребенка с легкой умственной отсталостью в современной образовательной среде // Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 110-летию пед. образования в Иркут. обл. / под ред. Е. Л. Инденбаум. Иркутск: ИГУ, 2019. С. 35–41.

2. Кузьмина Т. И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 310–314.

3. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М.: НКЦ, 2016. 192 с.

4. Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 484 с.

5. Cтебляк Е. А. Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 344 с.

 

6. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции / пер. с нем. М.: Альпинанон-фикшн, 2016. 344 с.

7. Brandts J., Cooper D. J., Fatas E., Shi Qi. Stand by Me — Experiments on Help and Commitment in Coordination Games // Management Science. 2016. Vol. 62 (10). P. 2916–2936. DOI:10.1287/mnsc.2015.2269.

8. Fatas E, Mateu G. Antisocial punishment in two social dilemmas // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2015. Vol. 9 (107). DOI: 10.3389/fnbeh.2015.00107

9. Frances A. J., Widiger T. Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review of clinical psychology. 2012. Vol. 8. P. 109–130. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102.

10. Gallagher S., Daly A. Dynamical relations in the self-pattern // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (664). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00664.

11. Koch S.B.J, Rogier B. Mars R.B, Tonia I, Roelofs K. Emotional control, reappraised // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Dec. Vol. 95. P. 528–534. DOI:10.1016/j.neubiorev.2018.11.003.

12. Lenton A. P, Slabu L., Bruder M., Sedikides C. Identifying differences in the experience of (in)authenticity: a latent class analysis approach // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5:770. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00770.

13. Levy-Gigi E., Bonanno G. A., Shapiro A. R., Richter-Levin G., Kéri S., Sheppes G. Emotion regulatory flexibility sheds light on the elusive relationship between repeated traumatic exposure and posttraumatic stress disorder symptoms // Clinical Psychological Science. 2016. Vol. 4. P. 28–39. DOI:10.1177/2167702615577783.

14. Newen A. The embodied Self, the pattern theory of Self, and the predictive Mind // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (2270). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02270.

15. Newen A. The person model theory and the question of situatedness of

social understanding // The Oxford Handbook of 4E Cognition / eds A. Newen, L. de Bruin, S. Gallagher. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 469–492.

16. Newen A. Understanding others — the person model theory // Open Mind / eds T. Metzinger, J. M. Windt. Cambridge, MA: MIT Press, 2015. P. 1049–1076.

17. Oravecz. Z. Hierarchical bayesian modeling for test theory without an answer key // PSYCHOMETRIKA. 2015. Vol. 80. № 2. P. 341–364. DOI: 10.1007/S11336-013-9379-4.

18. Sheppes G., Scheibe S., Suri G., Radu P., Blechert J., Gross J. J. Emotion regulation choice: a conceptual framework and supporting evidence // Journal of Experimental Psychology. General. 2014. Vol. 143. P. 163–181. DOI: 10.1037/a0030831.

19. Weisberg J. Consciousness. Cambridge: Polity, 2014. 184 p.

20. Williford K., Bennequin D., Friston K., Rudrauf D. The Projective consciousness model and phenomenal Selfhood // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (2571). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02571.