Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2019 №32 : Титульный лист №32

Просмотров: 1144

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 4 (32) 2019

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2019

 

 

 

 


 

Журнал » 2019 №32 : Содержание №32

Просмотров: 2171

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала

 

Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема

 

Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности

 

Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационных методик

 

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИИ

 

 

Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.)

 

Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности

 

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции З. Баумана

 

 

ДИСКУССИЯ   

      

 

Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека (с переводом на английский язык: Kondratyev V. M. The Problem of Balance between Morality and Law in Human Education)

 

 

Юбилей

 

 

Антонина Николаевна Ждан — корифей отечественной психологии!

 

 

Информация

 

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 4 (32)

 

Требования к оформлению статей

 


 

Журнал » 2019 №32 : В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Просмотров: 1886

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

 

В. М. Кондратьев,

МГПУ, Москва,

KondratyevVM@mgpu.ru

 

Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек — существо моральное, а по обучению — правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающиеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека — целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».

 

Ключевые слова: человек; личность; социализация; мораль; право; образование; осознанная самостоятельность.

 

Для цитаты: Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 103–108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.

 

Кондратьев Виктор Михайлович, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru


 

Журнал » 2019 №32 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ З. БАУМАНА

Просмотров: 1895

УДК 316.2

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.08

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ З. БАУМАНА

 

О. А. Добрина,

НГПУ, Новосибирск,

dobrina-o@mail.ru

 

Цель статьи — обобщить, систематизировать и уточнить основные понятия концепции социального риска и угроз идентичности в научном творчестве польско-британского философа и социолога З. Баумана. Отмечается вклад Баумана в разработку объединительного подхода, характерного для современной постнеклассической социологии. Анализируются понятия неопределенности и текучей современности, взаимодействия свободы и морали и ретротопии.

Текучая современность представлена как особое состояние общества постмодерна, размывающее традиционные социальные устои, структуры, социальные связи. Основными ценностями текучей современности являются свобода и потребление. Человек постмодерна стремится освободиться от связывающих его социальных и межличностных обязательств и воплотить идеал ничем не ограниченного потребления новых впечатлений и наслаждений. В исследовании представлены социальные последствия данной социальной установки: распространение и легитимизация насилия, организационное манипулирование, социальное неравенство и «самопричиненное» одиночество. Рассматривается понятие ретротопии как социального конструкта идеализированного прошлого.

Выявляется наиболее значимый элемент идеальной социальной реконструкции — диалог, который восстанавливает отношения ученичества, дисциплины и равноправия. Выявляются представления о социальных рисках и угрозах идентичности, имплицитно присутствующие в теории Баумана. Социальные риски связаны с угрозой потери личностной, профессиональной, семейной, этнической и гражданской идентичности; снижением социальной сплоченности и других приоритетов устойчивого развития; с непредсказуемостью последствий случайных и иррациональных выборов человека; с возрастанием социального напряжения и фрустрирования. Данные тенденции также приводят к обострению социально негативных переживаний одиночества, отверженности и ненужности; порождают риски дефектов социализации для детей, рожденных и воспитываемых вне семейной стабильности и защищенности.

Подчеркивается высокий уровень перспективности теории Баумана для развития интегративной парадигмы современной социологии и возможности введения деонтологического подхода в современную теоретическую социологию.

 

Ключевые слова: неопределенность; текучая современность; свобода; мораль; ретротопия; социальные риски; идентичность; системный анализ; З. Бауман.

 

Для цитаты: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции З. Баумана // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 92–102. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.08.

 

Добрина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: dobrina-o@mail.ru


 

Журнал » 2019 №32 : П. А. Кисляков, СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Просмотров: 1659

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.07

 

СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

П. А. Кисляков,

РГСУ, Москва,

pack.81@mail.ru

 

В современных условиях процесс формирования социальной идентичности молодого поколения осложняется потребительским отношением к жизни, недостаточным уровнем социально-психологической защищенности, нивелированием традиционных нравственных ценностей. Перед социальными институтами стоит задача формирования безопасного просоциального поведения, ориентированного на благо общества, а также развитие способностей противостоять факторам социального риска.

С учетом большой практической значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме просоциального поведения, направленного на обеспечение безопасности. Сделан вывод, что данный психологический конструкт является системно-личностным и обусловлен детерминантами на уровне индивида (удовлетворение потребности в безопасности, стрессоустойчивость, психологическое благополучие, толерантность к неопределенности и пр.), личности (следование моральным нормам, смысложизненные ориентации и пр.) и субъекта деятельности (социальная идентичность, межличностные отношения и пр.).

Целью данного исследования стало определение влияния системно-личностных характеристик человека (удовлетворенность потребности в безопасности, благополучие, социальная идентичность) на уровень его просоциальности.

Выборку составили 90 человек, проживающих в Москве. Отбор респондентов осуществлялся методом стихийной выборки с помощью интернет-опроса, размещенного в социальной сети «ВКонтакте». Тестовая батарея была разработана с помощью онлайн-сервиса «Google Forms» и включала в себя следующие психодиагностические методики: «Содержание просоциальной идентичности» (GSA, A.Q. Barriga et al., 20012 , адаптированная Н. В. Кухтовой3 ); опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности» (О. Ю. Зотова); «Шкала субъективного благополучия» (А. Перруде-Баду, Г. Мендельсон, Дж. Чиче (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche) в адаптации М. В. Соколовой); «Шкала идентификации с человечеством» (С. Макфарленд (S. McFarland) в адаптации Т. А. Нестика). Кроме того, для анализа использовались данные социологических исследований «Всемирный обзор ценностей» (2010–2014 гг.) и «Европейское социальное исследование – 2016». Для расчетов применены описательные статистики, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязи между обозначенными детерминантами, что указывает на их системный характер.

 

Ключевые слова: просоциальное поведение; психологическая безопасность; системно-личностные детерминанты; системный анализ; личность; поведение; субъективное благополучие; социальная идентичность; психологическая защита.

 

Для цитаты: Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 79–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.07.

 

Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: pack.81@mail.ru


 

Журнал » 2019 №32 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

Просмотров: 1651

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

 

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

BershedovaLI@mgpu.ru,

NabatnikovaLP@mgpu.ru,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути.

С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48–50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств.

Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.

 

Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.

 

Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65–78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail:

BershedovaLI@mgpu.ru

 

Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва.

E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru


 

Журнал » 2019 №32 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)

Просмотров: 1500

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются системные идеи, значимые для отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. относительно феномена борьбы и человека борющегося. Человек виделся отечественным мыслителям, поборникам образования и народного просвещения — В. И. Лядову, Н. Ф. Бунакову, П. Ф. Лесгафту, В. В. Гориневскому, — отстаивавших принцип развития в психологической мысли, как индивид, способный к саморазвитию, а также как личность, готовая к самосовершенствованию. Психологическим механизмом процесса развития и самосовершенствования человека, его личности определялся такой феномен, как борьба, которая позволяет проявить свою сущность, помогает достигать вершины развития, обретать собственный человеческий образ. Борьба значилась как личностно-ценностная, общественно-полезная, армейско-военная по своей причинности. С современных системных позиций борьба, ее характеристики, присущие конкретному человеку, позволяют диагностировать интеллектуальные, эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные особенности личности, что имело свое обоснование, как показывает историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация научных текстов (статей, брошюр, пособий, лекций, монографий), уже в отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. Идеогенез проблемы «человек борющийся», свойственный отечественной психологической традиции, содержит системные идеи (высказывания и взгляды) и парадигму, касающиеся способов становления и совершенствования такого человека.

 

Ключевые слова: системные идеи; психологическая традиция; системные позиции; система; самореализация; саморазвитие; человек борющийся; высказывания; парадигма.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.) // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 52–64. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05.

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru


 

Журнал » 2019 №32 : Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

Просмотров: 1527

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

 

Т. И. Кузьмина,

МГППУ, Москва,

ta-1@list.ru

 

Статья посвящена изучению самосознания лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Воздействие самосознания как регулятора социального поведения на формирование адекватного поля социализации лиц данной категории очень велико и прежде всего имеет значение для организации диалогических отношений субъекта с окружающим миром, предполагающим ситуационный запрос от пространства коммуникации и ответ субъекта в виде поступка.

Субъекту с умственной отсталостью очень сложно быть в диалогических отношениях с окружающим миром. Его поведение чаще всего неосознанно, импульсивно, реактивно. Говорить об истинной осознанности поведения относительно лиц с интеллектуальной недостаточностью не представляется возможным, однако понимание причин и последствий собственных поступков им доступно, особенно при специально организованном самопознании. При этом обращает на себя внимание их определенная беспомощность в решении реальных ситуационных задач, связанных с повседневной жизнью, но требующих от субъекта ориентировки, оценки и принятия решений, в том числе и морально-нравственного плана.

Автором представлено описание диагностической методики «Ситуации» (критериально-параметрическая база оценки), позволяющая исследовать отдельные аспекты самосознания лиц с умственной отсталостью в рамках решения ситуационных задач-кейсов и обоснования своих потенциальных поступков в связи с предложенной проблематикой.

В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 17 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ.

Результаты исследования продемонстрировали особенности ситуационного самопознания умственно отсталых лиц на всех тематических уровнях: 1) восприятие ситуации и потенциальное поведение в ней; 2) эмоциональное отношение к ситуации; 3) анализ индивидуальных основ поступка; 4) определение контекста поступка, его причин и следствий.

 

Ключевые слова: ситуационная диагностика; задача-кейс; лица с умственной отсталостью; нарушение интеллекта; самосознание; самопознание; Я-концепция; возраст; социализация; специальные (коррекционные) школы.

 

Для цитаты: Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационной методики // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 39–51. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04.

 

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: ta-1@list.ru

 


 

Журнал » 2019 №32 : Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Просмотров: 1422

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.03

 

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

 

 Ш. Р. Хисамбеев,

РГУ им. А. Н. Косыгина,

khisam@mail.ru

 

В статье рассмотрен генезис произвольного выполнения различных действий в качестве этапа становления субъектности в антропогенезе и в онтогенезе. Произвольное выполнение действия как этап, или стадия, становления субъектности отождествляется с волевой регуляцией поведения. Переход от подражания к произвольному выполнению действия представляет собой фазовый переход, качественно меняющий поведение.

Статья состоит из трех разделов. В первом — приведен краткий обзор становления представлений о появлении воли с донаучного периода до современности. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к произвольности, и обосновывается ее связь с развитием высших психических функций.

Второй раздел описывает гипотетическую реконструкцию появления волевой регуляции в ходе антропогенеза. Суть гипотезы заключается в следующем: возникновение социальной среды позволило древнейшим людям сохранять искусственные программы поведения и транслировать их новым поколениям с помощью механизма подражания. Это способствовало сдерживанию животных инстинктов: человек имитировал подавленные действия сформированными в социуме «дубликатами» — мимикой, жестами, криком и артикулируемыми звуками. Появление проторечи создавало возможность замены наглядного образца звуковым символом, который в ситуативном контексте сопровождался для конкретизации интонацией и указанием. Речь в качестве регулятора поведения даже в своей зачаточной форме послужила предпосылкой координации собственных действий и социальной микросреды. Тем самым речевой формат оказался способным инициировать различные протоколы поведения члена группы и уже в виде команды самому себе стал актом воли.

Третий раздел посвящен рассмотрению с позиций возрастной психологии проблемы появления волевой регуляции у современных детей. Отмечается, что в раннем детстве, когда у ребенка бурно развивается речь, одной из первых он усваивает императивную форму речи: произносимые взрослыми команды «Дай!», «Принеси!» и т. п. Затем в ходе интериоризации приказ извне превращается в самоприказ, а слово-императив становится средством самоуправления.

В заключении статьи делается вывод о том, что как в ходе антропогенеза, так и в онтогенезе с появлением речи человек приобретает орудие регуляции деятельности — волю. Появление произвольности выполнения действий становится решающим моментом становления субъектности.

 

Ключевые слова: воля; действие; произвольность; самоуправление; субъектность; человек; личность; природа; речь; окружающая среда. 

 

Для цитаты: Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 30–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.03.

 

Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, философии и манусологии Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Москва.

E-mail: khisam@mail.ru


 

Журнал » 2019 №32 : И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Просмотров: 4774

УДК 159.9.072

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02

 

ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

 

И. Н. Кормачёва,

Н. М. Клепикова,

НГПУ, Новосибирск,

irina@kormacheva.ru,

nataliaklepikova@yandex.ru

 

В статье представлено исследование проблем прокрастинации и предложено ее определение как феномена на основе различных методологических подходов. При анализе характера включенности прокрастинации в реальность психического мира затронуты следующие аспекты: граница между прокрастинацией и схожими поведенческими проявлениями (леность, осознанная стратегия); взаимосвязь прокрастинации с самооценкой, неэффективными копинг-стратегиями, перфекционизмом и другими личностными особенностями и отсутствие связи с национальностью, гендером, уровнем образования и интеллекта. При исследовании прокрастинации как системы рассмотрены психофизиологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный, субъектный, мотивационный подходы, теории лености и комплексные теории. Доказано, что прокрастинация является системой; описаны психофизиологические источники прокрастинации; назван признак, отличающий прокрастинацию от лености; описан иррациональный и частично бессознательный характер прокрастинации. В выводах представлено определение феномена прокрастинации. Отмечено, что прокрастинация отражается на действенно-практической сфере личности, тесно связана с когнитивно-познавательной сферой, а ее источники следует искать в психофизиологии, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах личности. Обозначено наличие двух планов прокрастинации: внешнего (поведенческого) и внутреннего (компоненты прокрастинации). Названы четыре компонента прокрастинации: когнитивный, эмоциональный, волевой и мотивационный. Подчеркнуто, что только совокупность всех четырех компонентов системы и типичных поведенческих проявлений содержательно наполняют данный феномен, а также отличают прокрастинацию от других схожих феноменов.

 

Ключевые слова: прокрастинация; феномен; система; компоненты прокрастинации; реальность психического мира человека.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02.

 

Кормачёва Ирина Николаевна, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

 

Клепикова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: nataliaklepikova@yandex.ru


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница