Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Е. В. Бакшутова, Т. К. Рулина, К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
 

Е. В. Бакшутова, Т. К. Рулина, К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Журнал » 2019 №31 : Е. В. Бакшутова, Т. К. Рулина, К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
    Просмотров: 1418

УДК 316.77:004:159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.11

 

К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

 

Е. В. Бакшутова,

Т. К. Рулина,

СамГТУ, Самара,

bakshutka@gmail.com,

tatrul@yandex.ru

 

Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства становится все более актуальной задачей, поскольку информационное поле значительно разрастается. Кроме того, увеличивается число пишущих, высказывания которых разнообразны — от формулировки и трансляции идей до простого эмоционального «выплеска», зачастую анонимного. Коммуникации в социальных сетях обладают большим ресурсом влияния и управления массовым сознанием. В настоящем сообщении из всех средств воздействия на групповую установку сетевых сообществ исследователи останавливаются на трех, которые могут быть использованы как деструктивные и как конструктивные в зависимости от мотивации того, кто управляет сетевой коммуникацией. Типичные инструменты: автоматизация сообщений («ботоводство») и производство групповых эхокамер — известны как технологии манипуляции общественным мнением. В противоположность манипулятивному подходу авторы статьи обосновывают атипичный для современной сетевой скрипторики инструмент — скриптоимплант, поддерживающий групповую генерацию социально продуктивного консенсуса скриптов, выполняя тем самым функцию миротворчества представлений о предмете дискуссии. Инструментом подавления деструктивных информационно-психологических воздействий выступает скриптоимплантация информационных инструментов в сетевые процессы и социальные сети (текстов и гипертекстов, категориальных прототипов, репликаторов).

 

Ключевые слова: вербальные прототипы и категории; информация; коммуникация в сети Интернет; скрипт; сетевая дискуссия; скриптоимплантация; ресентиме́ нт; поддержка консенсуальных стереотипов группы.

 

Для цитаты: Бакшутова Е. В., Рулина Т. К. К вопросу о сетевом продвижении информации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 117–123. DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.11

 

Бакшутова Екатерина Валерьевна, доктор философских наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики Самарского государственного технического университета, Самара.

E-mail: bakshutka@gmail.com

 

Рулина Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, Самара.

E-mail: tatrul@yandex.ru

 

 

 

Литература

 

1. Бакшутова Е. В. Картирование гомогенности групповых прототипов категориальных систем социального сознания // Российский психологический журнал. 2017. № 2. С. 171–184.

2. Бакшутова Е. В. Проблема ресентиментоемкости этоса сетевой среды: социальная эпистемология сетевогоресентимента // Вестник СамГТУ. 2018. № 3 (39). С. 19–35.

3. Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5. № 2. С. 62–104.

4. Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 121–133. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1- 121-133.

5. Гнедаш А. А., Рябченко Н. А. Конструктивные и деструктивные социально-политические практики в online-пространстве современной России: «фейлы», «кейсы», механики» // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С. 40–54.

6. Дегтярев Д. А. Распространение культурных норм и ценностей: агентное моделирование // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения», 2016. № 1. С. 141–152.

7. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект: сборник. М.: Прогресс, 1996. С. 143–185.

8. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

9. Перетолчин Д. Человечество → овечество. Google как оружие массового порабощения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://view-w.ru/2016/09/02/dmitrij-peretolchin-chelovechestvo- %E2%86%92-ovechestvo-google-kak-oruzhie-massovogo-poraboshheniya/, свободный (дата обращения: 04.05.2019).

10. Петленд А. Социальная физика. М.: АСТ, 2018. 352 с.

11. Поцелуев С. П., Подшибякина Т. А. О факторах политической радикализации в сетевой коммуникации посредством «эхокамер» // Научная мысль Кавказа, 2018. № 2. С. 29–34. DOI 10.18522/2072- 0181-2018-94-2-29-34.

12. Yes, I’d lie to you // The Economist. 2016, September 10. [Электронный ресурс] // URL: https:// www.economist.com/briefing/2016/09/10/yes-id-lie-to-you, свободный (дата обращения: 05.05.2019).

13. Fauconnier G. Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. N. Y.: Cambridge University Press, 2010. 249 p.

14. Hegelich S. Analysen&Argumente // Konrad-Adenauer-Stiftunge. 2016. Vol. September. №. 221. P. 3.

15. Popper K. R. Knowledge and the Body-Mind Problem // Defence of Interaction. Routledge, 1994. 170 p.

16. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization / ed. by Eleanor Rosch and Barbara B. Lloyd. Lawrence Erlbaum associates, Publishers. Hillsdale, New Jersey, 1978. P. 27–48.

17. Rumelhart D. E. Schemata: The building blocks of cognition // (eds) Theoretical Issues in Reading Comprehension. R. J. Spiro et al., Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum. 1980. P. 33–58.

18. Schank R.C. & Abelson R. Scripts, plans, goals, and understanding. Hillsdale, NJ: EarlbaumAssoc, 1977. 248 p.