![]() |
Системная психология и социология » Журнал » 2019 №31 » А. П. Романова, М. М. Бичарова, В. С. Дрягалов, ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАНСГРЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПРИКАСПИЯ И ЮГА РОССИИ |
А. П. Романова, М. М. Бичарова, В. С. Дрягалов, ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАНСГРЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПРИКАСПИЯ И ЮГА РОССИИ
Журнал » 2019 №31 : А. П. Романова, М. М. Бичарова, В. С. Дрягалов, ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАНСГРЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПРИКАСПИЯ И ЮГА РОССИИ |
![]() ![]() УДК 316 DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.09
ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАНСГРЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПРИКАСПИЯ И ЮГА РОССИИ
А. П. Романова, АГУ, Астрахань,
М. М. Бичарова, КИМРТ, Астрахань,
В. С. Дрягалов, АГУ, Астрахань,
В последние десятилетия исследования идентичности становятся все более актуальными в зарубежной и отечественной науке. Многие исследователи отмечают многообразие и сложность взаимосуществования и взаимодействия идентичностей, их текучесть и способность к трансформации. В рамках изучения основных векторов религиозной трансгрессии, характерных для Юга России и Прикаспия, авторским коллективом был проведен анализ уровня информированности студенческой молодежи о религиозных переходах и степени возможного влияния данных процессов не только на трансформацию религиозной идентичности молодых людей, проживающих на указанной территории, но и на конфессиональный ландшафт в целом. Под трансгрессией религиозной идентичности понимается изменение, выход за пределы традиционных для данного индивида конфессиональных норм, вероисповедания и отношения к сакральному. В качестве основного использовался комплекс социологических количественных методов: анкетирование, анализ одномерных и двумерных распределений, группировка данных и т. д., дополненный данными фокус-групповых исследований. В ходе исследования выявлено увеличение количества респондентов, информированных о фактах религиозной трансгрессии. Это связано с увеличением самих фактов перехода и того, что сама проблема трансгрессии не является табуированной. Отмечается уменьшение процента отрицательно настроенных по отношению к смене веры и переходам из состояния веры к индифферентизму и атеизму, что может быть связано с уменьшением уровня религиозности среди опрошенных респондентов — представителей молодежи. Выявлены определенная осведомленность о наличии виртуальных религиозных культов и зарождающий интерес к ним, особенно со стороны наиболее активных представителей цифровой культуры (Digital culture).
Ключевые слова: религия; религиозная идентичность; религиозная трансгрессия; молодежь; студенческая среда; Прикаспий; Юг России.
Для цитаты: Романова А. П., Бичарова М. М., Дрягалов В. С. Основные векторы религиозной трансгрессии в молодежной среде Прикаспия и Юга России // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 94–104. DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.09
Романова Анна Петровна, доктор философских наук, профессор, директор Института исследований проблем Юга России и Прикаспия Астраханского государственного университета, Астрахань. E-mail: aromanova_mail@mail.ru
Бичарова Мария Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и английского языка Каспийского института морского и речного транспорта филиала Волжского государственного университета водного транспорта, Астрахань. E-mail: valkirija@inbox.ru
Дрягалов Вячеслав Сергеевич, научный сотрудник лаборатории по исследованию социально-политической и культурной динамики региона Нижнего Поволжья и Прикаспия Астраханского государственного университета, Астрахань. E-mail: helios82@yandex.ru
Литература
1. Бичарова М. М., Топчиев М. С. Формирование семейных ценностей в условиях поликультурного региона // Системная психология и социология. 2018. № 4 (28). С. 125–135. 2. Головчин М. А., Мкоян Г. С. Молодежь на постсоветском пространстве в условиях ценностной трансформации общества (на примере России и Армении) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 215–229. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.14 3. Каштанова С. М. Трансгрессия как социально-философское понятие: дис. ... канд. философ. наук. СПб., 2016. 203 с. 4. Ляушева С. А., Жаде З. А. Религиозная идентичность: некоторые подходы к осмыслению феномена // Научные труды КубГТУ. 2018. № 10. С. 146–154. 5. Мако Т., Лебедева И. В., Бичарова М. М. Миграция в Европе как системной явление современного общества // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 82–96. 6. Российская молодежь. Cоциально-демографический портрет и система ценностей молодежи в контексте многонациональной основы российского государства: коллективная монография / под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской; Российская академия наук; Институт социально-политических исследований. М.: Перспектива, 2017. С. 101–119. 7. Рычихина Э. Н. Мониторинг социальной солидарности как основа предупреждения конфликтов в обществе // Особенности социальной солидарности в современном российском обществе: материалы межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Ткаченко. М., 2016. С. 48–55. 8. Фролова Ю. С., Климов С. Н., Налетова Н. Ю., Нестеренко А. Ю. Россия — фронтирный социум: Анализ динамики социокультурных изменений: монография. М.: МИИТ, 2016. 164 c. 9. Фролова Ю. С., Налетова Н. Ю. Специфика ценностных оснований современного российского общества // Проблемы безопасности российского общества. 2016. № 3–4. С. 56–62. 10. Царькова Л. Д., Веракса-Винокуров Д. А., Рычихина Э. Н. Толерантность как составляющая организационной культуры // Современные проблемы общества в контексте практической подготовки студентов: тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции / сост. Е. С. Спирина. М.: Перо, 2017. С. 161–167. 11. Bataille G. L’Erotisme. Paris: Minuit, 1957. 306 p. 12. Benjamin Daniel J., Choi James J., Fisher G. Religious Identity and Economic Behavior // Review of Economics and Statistics. 2010. № 98 (4). P. 617–637. URL: https://doi.org/10.1162/REST_a_00586. 13. Bilalia R., Iqbala Y., Çelikb A. B. The role of national identity, religious identity, and intergroup contact on social distance across multiple social divides in Turkey // International Journal of Intercultural Relations. 2018. № 65. P. 73–85. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2018.04.007. 14. Blanchot M. L’Expérience-Limite // La Nouvelle Revue Française. 1962. № 118. P. 577–592. 15. Foucault M. Préface à la transgression // Critique. 1963. № 195–196. P. 571–769. 16. Jones R. P., Cox D. America`s changings religious identity. Findings from the 2016 American values ftlas. Washington D.C.: Public Religion Research Institute (PRRI), 2017. 45 p. 17. Różycka-Tran J. Love thy neighbor? The effects of religious in/out-group identity on social behavior // Personality and Individual Differences. 2017. 115, 7–12. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.009. 18. Som S. M. Common identity as a step to civilization longevity // Future. 2019. № 106. P. 37–43. URL: https://doi.org/10.1016/j.futures.2018.08.002. 19. Thumma S. Negotiating a religious identity: the case of the gay evangelical // Sociology of Religion. 1991. № 52 (4). P. 333–347. URL: https://doi.org/10.2307/3710850. 20. Topchiev M. S., Dryagalov V. S., Yakushenkova O. S. The problem of the Youth’s religious identity formation in the frontier territories of the Northern Caspian Sea region: contemporary aspect // Man In India. 2016. № 96 (12). P. 5481–5502. 21. Young-Il Kim, W. Bradford W. Religious identity, religious attendance, and parental control // Review of Religious Research. 2014. № 56 (4). P. 555–580. URL: https://doi.org/10.1007/s13644-014-0167-0. |