1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2017 №23
Статьи журнала » 2017 №23 : Сведения об авторах №23
Просмотров: 4469

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, заведующий кафедрой общей и практической психологии ИПССО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — doctor of psychology, full professor. Director of the Institute of psychology, sociology and social relations at the Moscow city university. Head of the department of general and practical psychology at IPSSR at the Moscow city university. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award in 1998. Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of the Moscow City University, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation. 

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

Статьи журнала » 2017 №23 : РЕДКОЛЛЕГИЯ И РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ПОЗДРАВЛЯЮТ ИРИНУ ПЕТРОВНУ АНОХИНУ С ЮБИЛЕЕМ
Просмотров: 17241

 

РЕДКОЛЛЕГИЯ И РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА «СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ» ПОЗДРАВЛЯЮТ АКАДЕМИКА РАН, ПРОФЕССОРА, ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРИНУ ПЕТРОВНУ АНОХИНУ С ЮБИЛЕЕМ

 

             Ирина Петровна Анохина является высококвалифицированным специалистом в области фундаментальных проблем психических заболеваний, алкоголизма и наркоманий. Она принимала активное участие в становлении в нашей стране научной специальности «Наркология» и организации Национального научного центра наркологии.

          Основным направлением научной деятельности И. П. Анохиной стало изучение нарушений функций мозга при шизофрении, депрессиях, алкоголизме, наркоманиях и др.  На основе этих исследований ею была создана научная школа изучения патогенеза психических заболеваний и болезней зависимостей, в том числе концепция единства биологических механизмов различных видов зависимости, а также значение генетических механизмов в наследственной предрасположенности к потреблению психоактивных веществ.

          Все теоретические, экспериментальные и прикладные разработки 
получили широкое признание как в России, так и за рубежом. 
Она достойно представляет российскую науку на многочисленных конгрессах, симпозиумах и конференциях, являясь членом Международного и Европейского обществ биомедицинских исследований алкоголизма, Международного общества по изучению мозга и Американского психосоматического Общества.

 

Желаем Ирине Петровне дальнейших творческих успехов,

 

здоровья и долгих лет жизни!

Статьи журнала » 2017 №23 : Э. Н. Рычихина, РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ В КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ
Просмотров: 4826

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ В КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

Э. Н. Рычихина,

МГПУ, Москва

Рост числа конфликтов в школе приводит к необходимости развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса. Особая роль в этом процессе отводится школьным службам примирения. В статье рассматриваются возможности данных структур в просвещении и формировании конфликтологической компетентности.

Актуальность статьи заключается в том, что в ней рассматриваются возможности такого нового для практики российского образования явления, как школьные службы примирения. Проведенный автором анализ деятельности школьных служб примирения в России показал их нестабильное развитие. В статье предпринята попытка раскрыть основные причины этой нестабильности. На основе изучения результатов мониторинга деятельности школьных служб примирения автор приходит к выводу о необходимости формирования конфликтологической компетентности всех участников образовательной сферы.

Большое значение в развитии школьных служб примирения играет уровень конфликтологической подготовки учителя. Автором рассматриваются обстоятельства, которые способствуют повышению роли учителя в функционировании школьной службы примирения. Сформированность конфликтологической компетентности учителя позволяет ему осуществлять конфликтологическое просвещение обучающихся и их родителей благодаря работе в школьных службах примирения.

Автор показывает возможности и этапы формирования конфликтологической грамотности в процессе проведения процедуры восстановительной медиации обучающихся и их родителей. В статье особое внимание уделяется проблеме необходимости активнее привлекать обучающихся к работе в школьных службах примирения, где они могут получить необходимый опыт работы с конфликтами и тем самым получать теоретические знания и практические навыки поведения в конфликтных ситуациях.

В статье также определены и описаны составляющие конфликтологической компетентности, которые включают юридические, социальные, психологические, коммуникативные и конфликтологические компоненты. Автором показана и описана эвристическая модель формирования конфликтологическрй компетентности, состоящая из двух основных блоков — теоретического и практического. Каждый из представленных блоков требует применение особых методов обучения, которые позволяют формировать конфликтологическую компетентность. Главное достоинство данной модели заключается в четком разграничении теоретического и практического подходов в процессе конфликтологического просвещения всех участников образования.

Особое внимание уделяется обоснованию роли интерактивных методов обучения в процессе формирования конфликтологической компетентности. В итоге, автор подводит к выводу о том, что использование многообразных форм и методов работы в процессе функционирования школьной службы примирения позволяет расширять возможности по конфликтологическому просвещению учителей, обучающихся и их родителей.

Проведенные в статье данные и системный анализ позволили автору подчеркнуть необходимость включение в штат образовательного учреждения профессионального конфликтолога, прошедшего специальную подготовку по медиаторской деятельности.

Ключевые слова: школьные службы примирения; восстановительная медиация; профессиональная компетентность учителя; конфликтологическая компетентность; методы обучения.

Статьи журнала » 2017 №23 : В. М. Ананишнев, С. В. Югай, А. П. Овсов, ПЕРСПЕКТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ГЛОБАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ РЕЙТИНГ
Просмотров: 3516

ПЕРСПЕКТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ГЛОБАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ РЕЙТИНГ

 

В. М. Ананишнев,

С. В. Югай,

 А. П. Овсов,

МГПУ, Москва

Концепция модернизации высшего образования ставит одним из при­оритетных направлений выход российских вузов на пере­довые позиции в международных рейтингах. Выполнение этой задачи невозможно без эффективного мониторинга научной деятельности на основе системы индикаторов, унифицированных с международными стандартами. Управление этим процессом определяется особенностями международных систем оценки рейтинга вузов THEQSARWU, в которых доминирующим фактором является уровень научной деятельности вуза.

Интернационализация образования в условиях происходящей в мире глобализации вызвала потребность в сравнении высших учебных заведений отдельных стран по определенным перечням показателей. Эти перечни составляются международными рейтинговыми агентствами и в западных странах являются общепризнанными. Однако в России на протяжении долгого времени не придавалось большого значения международной оценке деятельности университетов и до 2010-х годов не признавалась необходимость в сотрудничестве с зарубежными рейтинговыми агентствами.

Между тем вхождение в глобальные рейтинговые системы не только способствует повышению пре­стижа страны, но и стимулирует работу по совершенствованию отечественной образовательной системы путем приведения ее в соответствие с мировыми стандартами. Поэтому Россия, которая традиционно считалась одним из планетарных ли­деров в области развития образования, хоть и с опозданием, но вынуждена была реагировать на глобальные запросы и новые мировые тенденции в научной и образовательной сферах. В последнее десятилетие в России впервые поставлена задача по выходу ее лучших вузов на значимые позиции в международных рейтингах.

7 мая 2012 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в обла­сти образования», дополненный 16 марта 2013 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-обра­зовательных центров». В соответствии с данными нормативными актами был разработан «Проект 5100», рассчитанный на период до 2020 года и нацеленный на включение как минимум пяти российских вузов в перечень ста лучших университетов по версии одного из трех глобальных рейтингов — Рейтинга университетов мира «Таймс» (THE), Всемирного рейтинга университетов мира (QSи Академического рейтинга университетов мира (ARWU). Важность включения России в международные исследования качества образования подтверждена в принятой 29 декабря 2014 года «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы».

По решению Правительства в 2013 году начал функционировать Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Официально было объявлено, что вузы, предпринимающие активные действия по вхождению в глобальные рейтинги, получат на конкурсной основе от государства субсидии на реализацию необходимых для этого мероприятий. Первыми к «Проекту 5100» присоединились университеты технической и естественнонаучной направленности и лишь потом — гуманитарные. Желание многих вузов войти хотя бы в один из трех крупнейших мировых рейтингов свидетельствует о том, российская система высшего образования имеет потенциал для развития, способность к самореформированию и готовность к конкурентной борьбе за восстановление утраченного престижа. Проблема сводится лишь к подкреплению амбиций продуманным и эффективным менеджментом.

Для педагогических вузов как образовательных учреждений широкого профиля проблема является особенно актуальной. Во-первых, они не имеют одной четкой направленности в своей деятельности, готовя специалистов по преподаванию как гуманитарных, так и естественнонаучных предметов. Во-вторых, как правило, они мало известны за рубежом, поэтому перспективы вхождения российских педагогических университетов в мировые рейтинги до сих пор до конца не выяснены. В то же время педагогические вузы имеют определенные возможности для построения своей работы на конкурентной основе в соответствии с требованиями международных рейтинговых агентств.

Статья рассматривает вопрос о возможности педагогических вузов России попасть в глобальный рейтинг.

Ключевые слова: международный рейтинг вузов; критерии и показатели; мониторинг вузов; качество образования; образовательные индикаторы; THEQSARWU.

Статьи журнала » 2017 №23 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, СЕМЬЯ, СУПРУЖЕСТВО И ТВОРЧЕСТВО В БИОГРАФИИ Е. ЗАМЯТИНА
Просмотров: 19973

СЕМЬЯ, СУПРУЖЕСТВО И ТВОРЧЕСТВО В БИОГРАФИИ Е. ЗАМЯТИНА

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

МГПУ, Москва 

В статье рассматриваются вопросы обусловленности брачно-семейного выбора, эмоционального единства в супружеской паре системным влиянием родительской семьи и детско-родительских отношений, актуальной общественно-политической ситуации, показателями сложных психических состояний личности на примере писательского облика Е. Замятина, оставившего благодарным читателям глубоко пророческие идеи в своих произведениях.

         В статье обосновывается роль эмоционального отношения прародителей к внукам для формирования у них представлений о семье. Рассматриваются вопросы межличностного взаимодействия и передачи паттернов отношения к браку, семье, творчеству через поколение. Показана не только традиционная роль бабушки как помощницы в выполнении хозяйственно-бытовых функций семьи, но активная вовлеченность в процесс воспитания внука как приоритетного направления в жизни. Психотерапевтическая функция прародителей заключается в сочувствии, поддержке, помощи и одобрении внуков. Бабушка принимает активное участие в социализации будущего писателя и его сестры, которые приобретают опыт общения с людьми старшего поколения. В тексте статьи приведены факты общения Замятина с писателями старшего возраста (с М. Горьким). Исходя из биографических сведений, прародители могут служить источником эмоционального развития, усвоения семейных традиций и языковой культуры. Положительное влияние прародителей на писателя можно видеть в достижении высокого уровня воспитанности, формировании положительных личностных качеств, необходимых в браке, таких как отзывчивость, сочувствие, готовность помочь близкому человеку. Согласованность воспитательных воздействий со стороны родителей и прародителей определяет вектор личностного развития и ориентиры поведения в детской подсистеме, формирует представление о семейных ценностях и взаимодействии в семье. На основании приведенных биографических фактов можно считать вполне обоснованным утверждение о том, что прародительская семья приобретает мотивационное значение для построения своей индивидуальной модели семьи.  

         Выделяется вопрос делового и межличностного аспектов членов семьи и его значение для сохранения сплоченности и единства внутрисемейной структуры, повышения качества жизни личности в родительской семье писателя. Смысл и значение семьи в жизни писателя, в его биографии можно рассматривать как ценность, начиная с детских лет. Воспитание писателя осуществлялось как утверждение нравственного, корректного отношения к другому человеку.

Родительская семья порождает высокую ответственность писателя, осуществляющего брачный выбор, ролевую компетентность, мотивацию ролевого поведения.  Индивидуальность личности другого становится различимой и осознаваемой для обоих супругов, порождая чувство любви, истинное супружество, надежность брачно-семейных отношений. Брачный союз Замятина существует как открытая система, активно взаимодействующая с литературным сообществом в России и в эмиграции. Преданность и верность супружеской пары Евгения Замятина и его жены могут служить моделью брачно-семейных отношений и актуальным примером для молодежи, принимающей решение о вступлении в брак.

Ключевые слова: семья; система; родители; семейные ценности; супружество; эмиграция; личность; творчество.

Статьи журнала » 2017 №23 : Д. В. Иванов,ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 30-Х ГОДАХ XIX ВЕКА. И. Д. ЯКУШКИН
Просмотров: 5375

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 30-Х ГОДАХ XIX ВЕКА. И. Д. ЯКУШКИН

                                                                                                     Д. В. Иванов,

                                                                                      НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются основные научные взгляды активного проводника идей российского просветительства, «умудренной горьким опытом личности» — декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина (1793/1794– 1857), внесшего свой вклад в развитие отечественной психологической мысли в 30-х годах XIX столетия.  Якушкин — видный организатор декабристского движения — остался в истории России как автор записок, статей и писем, проливающих свет на отечественную философию просветительства. Сам образ Якушкина-борца, его духовные запросы, остававшиеся, несмотря на все жизненные трудности, на достаточно высоком уровне, подтверждают его собственную идею о присущей человеку жизненной силе и ее личностном проявлении.

Взгляды Якушкина, отраженные в его творческом наследии, представляют интерес для понимания общего генезиса поступательного развития отечественной философско-психологической мысли о человеке, его потенциальных возможностях и идеалах. Якушкин рассматривает становление человека с естественнонаучных позиций своего времени. Он видит человека в его разворачивающихся возможностях, готового самостоятельно себя реализовывать и достигать большего успеха в развитии по сравнению с окружающим его миром живой природы. Русский мыслитель настаивает на необходимости познания человеком мира природы благодаря чему последний способен узнать и свою собственную сущность. Он верит в разумность человека — творца культуры, способного к социальной жизни. «Якушкинский человек» становится индивидуальностью, он конструирует свою жизнь, борется за достижение значимых результатов в ней, основываясь на опыте предыдущих поколений и своем собственном. История жизни одного человека вливается в историю его народа и всего человечества.

В контексте истории отечественной психологической мысли Якушкин — последователь просветительской эпохи — философского века (А. С. Пушкин), — посчитав человечность (как и нравственность) вершиной, которую каждому индивиду предстоит достичь.

Якушкин  близкий друг выдающегося отечественного философа и философствующего психолога П. Я. Чаадаева. Их диада «Чаадаев   Якушкин» стала значимой для понимания сути основных достижений русской философии и психологии в 30-х годах XIX столетия.  Для истории психологической мысли интерес представляют письма, в которых высвечиваются их научные предпочтения и взгляды.

Психологические взгляды Якушкина, заметные на общем фоне его философских позиций, ценны для наших современников в плане их историко-психологической реконструкции и интерпретации.

В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующие систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеческой природе, человеке, его борьбе и тех принципах, которые позволили русскому просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: человеческая природа; система психологических понятий; естественнонаучный подход; личность; жизненная сила; борьба; человек борющийся; разумность; чувственность; добродетельность.

Статьи журнала » 2017 №23 : С. С. Шарова, Л. А. Машкова, ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Просмотров: 3980

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

С. С. Шарова,

Колледж малого бизнеса № 4,

Москва,

Л. А. Машкова,

МГУ имени М. В. Ломоносова,

Москва

 

Статья посвящена исследованию вербальной креативности учащихся c нарушением слуха и мануальной асимметрией. Исследование проводилось на базе корреционной школы, а также ряда общеобразовательных школ Москвы. Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда. В работе приняли участие 264 лево- и праворуких учащихся с нарушенным и с сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, при этом в основную группу вошли 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную 49 учащихся с сохранным слухом.

Ключевые слова: мануальная асимметрия; леворукость; праворукость; амбедекстр; нарушенный слух; сохранный слух; неслышащие; слабослышащие; вербальная креативность.

Статьи журнала » 2017 №23 : Е. С. Романова, С. Б. Шубин, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ
Просмотров: 3756

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

 

Е. С. Романова,

С. Б. Шубин,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены данные анкетирования, показывающие предпочтения молодых людей при выборе видеоигр и социальных сетей. На основе анализа литературы рассмотрены некоторые программы профилактики негативных последствий чрезмерного использования компьютера.

Исследование проходило при помощи метода анкетирования, с использованием специально разработанной анкеты «Предпочтения», в исследовании приняли участие 504 респондента в возрасте от 15 до 35 лет, 442 респондента мужского пола и 62 респондента женского пола. В анкетировании приняли участие молодые люди из России и русскоязычных стран восточной Европы. В результате проведенного исследования была дана психологическая оценка особенностей использования молодыми людьми видеоигр и социальных сетей, было выявлено, что видеоигры обладают большим потенциалом для формирования привыкания, чем социальные сети. Показаны особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми. Значительное число опрошенных тратят на видеоигры более 28 часов в неделю, на социальные сети более 21 часа в неделю. В статье представлены данные относительно влияния видеоигр и социальных сетей на межличностные отношения и трудовую деятельность молодых людей. Раскрыты жанровые предпочтения в видеоиграх, так наиболее популярным жанром являются ролевые игры с многопользовательским режимом (Massively multiplayer online role-playing game — MMORPG). Наиболее популярными функциями сайтов социальных сетей в среде молодых людей являются: общение; получение различной информации; прослушивание музыки; просмотр видеоинструкций и различных видеозаписей для развлечения.

Важным видится обратить дополнительное внимание научного сообщества на проблему зависимости некоторых молодых людей от видеоигр и социальных сетей. Наше исследование показало, что ценность игровых достижений для особенно увлеченных геймеров может не просто конкурировать, но превосходить ценность достижений в реальной жизни. Потребность играть и пользоваться социальными сетями начинает входить в структуру основных психологических потребностей молодых людей. Изложенные выше данные должны обратить на себя внимание таких наук как: психология, педагогика и социология, а также простимулировать дальнейшие исследования особенностей психологического влияния компьютерного виртуального пространства на молодых людей.

Ключевые слова: видеоигры; социальные сети; трата времени; подростки; молодые люди; зависимость; профилактика негативных последствий.

Статьи журнала » 2017 №23 : Т. А. Шилова, Л. И. Костерева, СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ
Просмотров: 4705

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ

 

Т. А. Шилова,

Л. И. Костерева,

МГПУ, Москва

В статье рассматривается проблема социального взаимодействия и самооценки старшеклассников, обучающихся на дому, а также затрагиваются вопросы их психологического сопровождения в системе надомного обучения. Акцентируется внимание на особенностях взаимодействия старшеклассников с педагогами, сверстниками, указана роль системного социального взаимодействия во взаимосвязи с самооценкой старшеклассников. В статье представлены данные исследования коммуникативной установки, самооценки и отдельных компонентов личности (замкнутость, самоуверенность, самопринятие и другие) восьмидесяти старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся как в общеобразовательной школе, так и на дому. Проведенное исследование выявило ряд ключевых различий в самооценке и уровне общительности у старшеклассников общеобразовательных школ и старшеклассников, обучающихся на дому. Учащиеся надомного обучения склонны к низкой самооценке, неуверенности в себе, замкнутости. Их также характеризует низкий уровень общительности и недостаток навыков построения позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Выявленные результаты исследования позволяют определить направление работы по психологическому сопровождению учащихся надомной формы обучения.

   Ключевые слова: системно-деятельностный подход; старшеклассники; обучение на дому; социальное взаимодействие; самооценка; психологическое сопровождение; психологическое консультирование; развитие коммуникативных навыков; интегрирование учащихся.

Статьи журнала » 2017 №23 : В. П. Шейнов, СВЯЗЬ ТИПА МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
Просмотров: 5353

СВЯЗЬ ТИПА МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ  

 

В. П. Шейнов,

Республиканский институт высшей школы,

                                                                         Минск, Республика Беларусь

 

В статье установлена связь между типом мышления и рядом личностных характеристик преподавателей и студентов: ассертивностью, незащищенностью от манипуляций, общительностью, уверенностью в себе, пассивностью, ориентацией на воображение, спонтанностью и осмотрительностью. В качестве испытуемых выступили преподаватели и студенты ряда Белорусских государственных университетов. Всего 381 испытуемый. Все испытуемые ответили на вопросы четырех тестов: «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий», тест ассертивности (А 26), тест «Профиль мышления» Дж. Брунера и «Личностный тест» Дж. Баррета. Результаты проведенного исследования позволили установить положительную корреляцию ассертивности преподавателей и студентов обоего пола с уверенностью в себе и отрицательную — с их пассивностью. При этом у женщин ассертивность положительно коррелирует со словесно-логическим мышлением, а у мужчин — с абстрактно-символическим мышлением. Также было установлено, что у преподавателей-женщин существует положительная связь незащищенности от манипуляцийс их общительностью, а у мужчин подобная связь отсутствует. Другим результатом проведенного исследования явилось установление положительной корреляции словесно-логического мышления преподавателей и студентов обоего пола с наглядно-образным и креативным мышлением, уверенностью в себе и с ориентацией на воображение, а также общительности преподавателей и студентов обоего пола с наглядно-образным мышлением, уверенностью в себе и спонтанностью и их пассивности с осмотрительностью. В то же время было установлено, что преподавательницы и студентки имеют более высокие показатели в словесно-логическом и наглядно-образном мышлении, они более общительны, пассивны, ориентированы на воображение и спонтанны, тогда как преподаватели-мужчины и студенты-юноши обладают преимуществом в предметном и абстрактно-символическом мышлении и больше ориентируются на факты, имея при этом более высокие показатели ассертивности.

Ключевые слова: типы мышления; личностные характеристики; ассертивность; незащищенность от манипуляций; преподаватели; студенты; половые различия.

Статьи журнала » 2017 №23 : Е. С. Романова, Л. В. Макшанцева, К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Просмотров: 4243

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Е. С. Романова, 

Л. В. Макшанцева,

МГПУ, Москва

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации и проведения психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков. Акцентируется внимание на важности своевременного выявления влияния контента (составляющих) информационного пространства, оказывающего вредоносное воздействие на подростков. Затрагиваются вопросы организации и проведения психологической экспертизы информационной продукции. Подчеркивается необходимость учитывать психологические закономерности возрастного развития, особенностей личности обучающихся для проектирования мероприятий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Особое значение придается проблеме создания полноценной системы валидных показателей экспертных оценок, охватывающих сферу вопросов оценки и анализа информационного пространства, совершенствования профессиональной среды и развития организационно-управленческих и психологических механизмов, обеспечивающих безопасную информационную продукцию для детей.

Проводится рассмотрение экспертизы информационной продукции, регламентированной Федеральным законодательством, и психологической экспертизы информационной продукции, осуществляемой в рамках научно-практического исследования, направленного на психологическую оценку и анализ негативного влияния информационного пространства на подростковую среду, выработку рекомендаций психолого-педагогического характера и принятие эффективных социально-психологических решений в рамках общественных обсуждений.

Психологическая экспертиза негативного влияния информационной продукции на подростков раскрывается как сложный, многоплановый процесс, затрагивающий разные позиции рассматриваемого вопроса в отношении нежелательного, опасного, вредоносного контента. Указываются следующие аспекты, которые необходимо учитывать, прежде всего: содержательная направленность оцениваемой информационной продукции, ее основное предназначение и сопутствующие возможные воздействия и риски; специфика восприятия информационной продукции подростком, как с точки зрения изучения особенностей психического процесса, так и с точки зрения механизмов управления восприятием; своевременное нахождение вредоносного контента, предотвращение и профилактика негативного воздействия на подростка; разработка средств и создание условий для обеспечения безопасности информационного пространства для подростков.

В вопросах организации и осуществлении психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков подчеркивается важность этапов проектирования исследования, прогнозирования его результатов и управления полученной информацией, а также формулирование предложений и рекомендаций.

В статье предпринята попытка дать системное представление о психологической экспертизе негативного влияния информационной продукции на подростков, раскрыть основные способы решения экспертных задач, методы анализа и прогнозирования, принятия решений.

Ключевые слова: психологическая экспертиза; негативное влияние; информационная продукция; информационное пространство; особенности личности обучающихся.

Статьи журнала » 2017 №23 : А. В. Зобков, СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СУБЪЕКТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Просмотров: 8298

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ 
СУБЪЕКТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Зобков,

ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых,

Владимир

В статье рассматривается системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности. Приводится описание системно-структурного подхода, применение которого позволило определить и описать компонентный состав механизмов саморегуляции учебной деятельности в различные периоды развития личности, начиная с подросткового периода (школьное обучение), заканчивая юношеским периодом возрастного развития и обучением в высшем учебном заведении.

Саморегуляция учебной деятельности представляет собой сложный процесс организации личностью своего поведения, который направлен на обеспечение устойчивого и эффективного ее функционирования в ходе учебной деятельности и на реализацию самообучения и самовоспитания. Развитие саморегуляции осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: объективно-психологическом (внешнем или индивидном), собственно-психологическом (внутреннем или личностном) и интегративном (субъектном). На каждом из названных уровней саморегуляция учебной деятельности имеет свою специфическую организацию, но только на субъектном уровне она в полной мере раскрывается как система, позволяющая изучить себя в совокупности всех внутренних и внешних связей компонентов саморегуляции, их состава, функций, динамических проявлений и т. д.

В статье представлены и описаны механизмы саморегуляции учебной деятельности на субъектном уровне ее организации в период обучения ребенка в седьмом и восьмом классах (1314 лет), в переходный от старшего подросткового к юношескому периоду обучения (1416 лет) и в период смены типа обучения, со школьного на обучение в высшем учебном заведении, в который происходит нарушение единства структуры механизма саморегуляции учебной деятельности, приводящее к двум вариантам осуществления саморегуляции: учебно-ориентированному и социально-ориентированному варианту. Описаны содержательные компоненты саморегуляции на каждом из обозначенных возрастных этапов.

Кроме того, приведена общая модель саморегуляции, представленная в форме регуляторного кольца саморегуляции субъектом учебной деятельности, ядерным элементом которого (кольца) выступает самооценка субъекта учебной деятельности, учет которой в практической работе педагога и психолога позволит диагностировать и корректировать процесс саморегуляции учебной деятельности обучающегося.

Ключевые слова: структура; механизм; саморегуляция; системный подход; учебная деятельность; самооценка; обучающиеся; подростки; юноши.

Статьи журнала » 2017 №23 : Рыжов Б. Н. СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Просмотров: 11439

СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

Рыжов Б. Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена обоснованию системной модели человеческой личности, позволяющей с единых методологических позиций дать описание ее наиболее важных структурных компонентов. В предложенной модели социальный и биологический статусы человека представляют социально-биологический лимб или преддверие личности, оказывающее важнейшее влияние на все происходящие в ней процессы. 

Собственно структуру личности можно представить как ряд концентрических сфер, в которых заключены ее интеллектуальные, эмоционально-волевые и ценностно-мотивационные особенности. Каждая из этих сфер в свою очередь содержит несколько соподчиненных слоев. Внешний слой представляет доступное сознательному контролю и регуляции прижизненное формирование. Внутренний, глубинный – неосознаваемые мотивы и генетически определенные задатки психических характеристик личности.

Первой, с точки зрения доступности для внешнего наблюдателя, собственно личностной структурой является интеллектуальная сфера личности. Она объединяет ряд иерархически соподчиненные слоев или уровней, среди которых наиболее глубинным является уровень генетически определенных системно-психологических характеристик или задатков способностей. Далее следует уровень умений, навыков и необходимых для их развития общих и специальных способностей, а затем уровень накопленных человеком знаний.

Следующей личностной структурой является эмоционально-волевая сфера личности. В структурной композиции этой сферы волевые процессы составляют внешний слой, непосредственно связанный с интеллектуальной сферой, а лишь частично поддающиеся сознательному контролю, эмоциональные процессы составляют внутренний слой.

Наиболее же глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности  ее мотивационное ядро. Скрепляющими эти структуры интра- и интерсферными образованиями являются темперамент и характер.

Построенная на единых теоретических основаниях системная модель личности открывает возможность создания универсального комплекса психодиагностических методов, имеющих унифицированную размерность и позволяющих получать сопоставимые между собой результаты.

Ключевые слова: системная психология; системна структура личности; социально-биологического лимб; интеллектуальная сфера; эмоционально-волевая сфера; мотивационное ядро личности; интра-интерсферные образования личности; умственный потенциал.