1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2013 №7
  6. »
  7. Тютченко А.М. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тютченко А.М. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Просмотров: 9409

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Тютченко А.М.

МГПУ, Москва

 

В статье представлен системный анализ ряда психологических категорий, используемых в социальной работе. Излагаются имеющиеся подходы к их определениям.

Ключевые слова: социальная работа, психосоциальная работа, психология социальной работы, социальная психология, социально-психологическая работа, социально-психологическая поддержка, социально-психологическая защита, социально-психологическая помощь, социальная психотерапия, социально-психологическая компетентность.

 

 

THE SYSTEM ANALYSIS OF SOME PSYCHOLOGICAL CATEGORIES USED IN SOCIAL WORK

 

Tutchenko A. M.

MCTTU, Moscow

 

Key words: social work, psychosocial work, psychology of social work, social psychology, social and psychological work, social and psychological support, social and psychological protection, social psychological assistance, social psychotherapy, social and psychological competence

 

Введение

 

Обучение специалистов и бакалавров социальной работы требует их широкой подготовки по различным направлениям. Выпускники вузов по направлению и специальности «Социальная работа» получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественно-научную, общепрофессиональную и специальную подготовку. В общей сложности, включая дисциплины общефедерального цикла, регионально-вузовского компонента, факультативы и дисциплины специализации, выпускники вузов в области социальной работы изучают несколько десятков дисциплин (в нашем университете специалисты изучают 64 дисциплины, бакалавры 2009 г. поступления – 51 дисциплину, 2011 г. – 68). Будущий дипломированный специалист социальной работы должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, основы социальной медицины, правовое обеспечение социальной работы, конфликтологию в социальной работе, методику исследований в социальной работе, андрологию, феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, геронтологию и т.п.

В обучении специалистов и бакалавров социальной работы широко применяются педагогические, медицинские, правовые, психологические и другие категории. В Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, наряду с понятиями других наук, широко используются особенно психологические категории. Это вызвано прежде всего тем, что наши специалисты обучаются по специализации «Практическая психология», а бакалавры – по профилю «Социально-психологическая работа с населением».      

 

1 Требования ФГОС ВПО к психологической подготовке социальных работников

   

В отечественной теории и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях – в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов и бакалавров социальной работы. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей и т.д. [13, c. 3-4].        

ФГОС ВПО предъявляет следующие требования к подготовке бакалавров социальной работы в области психологии. В разделе «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» одной из областей их профессиональной деятельности называется психологическая помощь.

Бакалавр по направлению подготовки 040100.62 «Социальная работа» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной работы;
  • участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека;
  • соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной работы и т.д.

ФГОС ВПО предъявляет следующие требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Социальная работа» в области психологической подготовки.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • быть способным использовать специфику социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
  • быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • быть готовым к социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;
  • быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения физического, психического и социального здоровья различных слоев населения;
  • быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной работы и др.

ФГОС ВПО предъявляет следующие требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Социальная работа» в области психологической подготовки.  Б. 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

  • знать: основы общей и социальной психологии, основные концепции эволюции психических свойств личности;
  • уметь: использовать механизмы психологического патронажа, выделять различные социальные и психологические проблемы, возникающие у клиентов;
  • владеть: понятийным аппаратом современной психологии, способами самостоятельной работы с психологической литературой, методами социально-психологического анализа социальных явлений и процессов и пр.

Изучается дисциплина «Психология». Б. 3. Профессиональный цикл.     

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

  • знать: основы современной теории психического и социального здоровья, основные концепции и теории в области психосоциальной работы, основные подходы к рассмотрению места психологии в системе социального знания и т.п.;
  • уметь: использовать социокультурный потенциал страны для решения задач обеспечения психического и социального здоровья человека, соотносить психологические технологии с концепциями и теориями психосоциальной работы, их социально-психологического обеспечения и др.;
  • владеть: методами исследования проблемного поля теории психосоциальной работы, современными технологиями организации психосоциальной работы.

     Изучается дисциплина «Психология социальной работы».

     Таким образом, социальный работник должен обладать большим объемом психологических знаний, а одним из важных элементов этого является правильное понимание ряда психологических категорий для того, чтобы компетентно организовывать и осуществлять социальную и социально-психологическую работу.

 

2 Понятие системного анализа некоторых психологических категорий,

используемых в социальной работе

 

Рассмотрим некоторые категории, связанные с системным анализом.

Система – множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом. Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе расчленения. Однако элементы могут в свою очередь представлять собой системы, т. е. быть подсистемами. Поэтому в ряде случаев при анализе системы трудно разбить цельную систему на конечное число элементов. Категория предельно широкое по объему понятие, которое не подлежит дальнейшему обобщению. Системный анализ– научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических и математических методов.

Важнейшим инструментом системного анализа является использование подобия (изоморфизма) систем из различных областей. Понятие «системный» используется потому, что исследование такого рода в своей основе строится на использовании категории системы. В процессе системного анализа создается абстрактная и концептуальная система, описываемая с помощью символов. Такого рода абстрактной системой может быть, например, словесная модель. В системах должно быть установлено взаимооднозначное соотношение между элементами и их связями. Термин «анализ» используется для характеристики процедуры проведения исследования, которая состоит в том, чтобы разбить проблему в целом на ее составляющие части, более доступные для решения, использовать наиболее подходящие методы для решения отдельных подпроблем и, наконец, объединить частные решения так, чтобы было построено общее решение проблемы. Наиболее эффективно анализ может быть произведен на основе системного подхода, который предусматривает не только сочетание аналитического расчленения проблем на части и исследования связей и отношений между этими частями, но также делает особое ударение на рассмотрение целей и задач, общих для всех частей, и в соответствии с этим осуществляется синтез общего решения из частных решений.

В системном анализе традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что специалист собирает максимум различных сведений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит свои предложения. Интуитивный процесс состоит в том, чтобы узнать все, что можно, о проблеме, вжиться в нее, подсознательно найти решение [7]. Возникает необходимость рассматривать проблему с различных точек зрения, чтобы выяснить, какой именно подход или какая комбинация «специальных подходов» является наилучшей [15, 16, 17, 18]. Таким образом, возникает необходимость  в упрощении систем, операций, процедур принятия решений и т.д. Но эта задача трудная. Однако системный анализ может помочь решить эту задачу.

 

3 Содержание некоторых психологических категорий,

используемых в социальной работе, исходя из требований  системного анализа

 

Рассмотрим одну из категорий, используемых в социальной работе – «Социально-психологическая работа».

В частности, по мнению шведского теоретика социальной работы С. Хессле, социально-психологическая работа – это наведение мостов между индивидом и его окружением; «целью социально-психологической работы является усиление сопротивляемости индивида в отношении требований, предъявляемых средой, а также изменением среды и общества, так сказать, внутри самого индивида» [14]. Социально-психологическая работа проводится среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью и включает изменение как внутренней психологической жизни этих людей, так и их внешних жизненных обстоятельств.

По мнению Г. Бернлера и Л. Юнссон, социально-психологическая работа – это часть социальной работы. Здесь четко просматривается общее и частное, система и ее элемент. Социальная работа является одной из форм работы, направленной на изменение общества, на создание благоприятных условий жизни людей, которую проводят политические деятели, общественные движения, профсоюзы и т.п. Целью всех видов работы по изменению является позитивное развитие тех людей, на которых она рассчитана [4, с. 12]. Таковы подходы некоторых шведских ученых к определению и содержанию социально-психологической работы.

В Российской Федерации определение социально-психологической работы широко употребляется в силовых министерствах, правда там оно носит несколько своеобразный характер. Одно из определений звучит так: социально-психологическая работа – это деятельность органов управления войсками (должностных лиц) по формированию психологической готовности, поддержанию психологической устойчивости личного состава и воинских коллективов в интересах выполнения служебно-боевых задач [6, с. 159].

В социально-психологической работе автор считает уместным выделить следующие компоненты: социально психологическая поддержка, социально-психологическая защита и социально-психологическая помощь. Социально-психологическая поддержка – процесс создания условий для эффективной адаптации человека в ситуации, когда он подвергается стрессовому воздействию, которое направлено на формирование у него социально активного совладающего со стрессом поведения за счет развития его личностных ресурсов совладения со стрессом и поддерживающих ресурсов среды [11, с. 300].  Социально-психологическая защита как еще один из компонентов социально-психологической работы также представляет собой комплекс мер, направленных на позитивное изменение среды. Это своеобразное изменение системы ценностей, взглядов, привычек с целью избавления от травмирующих психику жизненных проблем. Такой работой чаще всего занимаются специализированные психологические службы, которые располагают необходимой материальной базой для работы. Кроме того, там работают квалифицированные психологи, имеющие узкую специализацию по какой либо проблеме.

Важным компонентом социально-психологической работы является социально-психологическая помощь, заключающаяся в обеспечении эмоционального, смыслового и экзистенциального содействия. Объект оказания помощи –это человек, который оказался в проблемной ситуации и не в состоянии самостоятельно справиться с ней. Субъектами оказания помощи являются профессионалы, т. е. люди, для которых оказание той или иной помощи является основной профессиональной деятельностью. Ключевое структурное звено процесса оказания помощи – помогающие стратегии: подача советов; предоставление информации, необходимой человеку в конкретной ситуации; непосредственные действия от имени другого лица или оказание ему услуг и др. [5].

Таким образом, содержанием социально-психологической работы является комплекс мер, направленных на помощь, поддержку, защиту человека от изменившихся или изменивших его условий.  Решение проблем социально-психологической работы зависит от социально-психологической компетентности – способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений [1, с. 511]. В состав социально-психологической компетентности социального работника входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение социального работника поставить себя на место клиента.

С точки зрения системного анализа социально-психологическую работу можно представить как систему – особый класс социально-психологической системы, структурный состав которой представлен клиентами и психосоциальными работниками, а также возникающими между ними отношениями.

Социально-психологическая работа включает в себя подсистемы меньшего уровня:  социально психологическую поддержку, социально-психологическую защиту и социально-психологическую помощь. В свою очередь, каждая из этих подсистем может характеризоваться как определенная система. Так, социально-психологическая поддержка – это система, поскольку включает в себя знание психологических и социальных дисциплин, связанных с главным ее объектом – человеком как биопсихосоциальным существом. Ей присущ системный характер и в силу того, что она состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретической и прикладной. Социально-психологическая защита также может быть рассмотрена как система. При этом различие между этими двумя подсистемами заключается в том, что социально-психологическая поддержка чаще всего осуществляется в отношении людей трудоспособного возраста, а социально-психологическая защита – в отношении всех категорий граждан.

В качестве системы может быть рассмотрена и социально-психологическая работа как специфический вид деятельности, в которой взаимосвязаны такие элементы как субъект и объект, содержание и средства, управление, функции и цели. В свою очередь, каждый из этих элементов может быть интерпретирован как система. Так, социально-психологическая работа в масштабе той или иной территории, является системой, поскольку охватывает различные слои и группы населения, нуждающиеся в социально-психологической поддержке, защите, помощи, объединяет усилия государственных и негосударственных организаций, отдельных лиц, занимающихся психосоциальной деятельностью. Социально-психологическая работа – это система и с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. Социально-психологическая работа представляет собой и вид информационной системы. Она содержит информацию, без которой невозможно реализовать цели и задачи социально-психологической работы. Социально-психологическая работа является одновременно как статичной системой (характеризующейся некоторым постоянством), так и динамичной, так как претерпевает в ряде случаев быстрые и качественные изменения.

Как открытая система социально-психологическая работа впитывает в себя свойства  других систем (социальной, психологической, экологической и т.д.), определяется ими и воздействует на них [8, с. 350]. Системный подход в социальной работе обеспечивается проведением анализа ситуации. Рассматривают несколько уровней такого анализа: структурный, организационный, психосоциальный (интеракционный) [2, с. 11-12].Одной из психологических категорий, употребляемых в социальной работе является социальная психология отрасль психологии и научная дисциплина, изучающие закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к социальным группам, а также психологические характеристикиэтих групп [8, с. 335; 12, с. 227]. Другими словами, – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний [10, с. 9].

Знание социальными работниками социальной психологии помогает преодолевать противостояние индивидуального и общественного, единичного и общего, психологического и социального, видеть их диалектическую взаимосвязь [8, с. 335; 12, с. 227].  Важное место в социальной работе занимает такая категория как социальная психотерапия – система методов воздействия на психологизированном представлении о причинах и фактах, порождающих негативные явления, а также различные социальные движения в обществе. Согласно этой концепции, любое «отклоняющееся поведение» объясняется отклонениями от психики людей, обусловленных разными причинами. Методами коррекции всех форм отклоняющегося поведения служат использование психофармакологических средств, гипноза, электрошока, насильственная изоляция, нейрохирургия и др. [8, с. 349].   

Психотерапия в социальной работе – система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека. Психотерапия в социальной работе применяется в деятельности кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб. Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаще используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др. [11, с. 240-242].

Психосоциальная работа –отрасль социальной работы, находящаяся на стыке социальной работы и практической психологии, основной целью которой является оказание психологической помощи человеку в трудной жизненной ситуации [11, с. 238-239]. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Практика психосоциальной работы требует привлечения знаний ряда психологических дисциплин: социальной психологии, психологии развития, патопсихологии, юридической и медицинской психологии [3, с. 108]. Результат психосоциальной работы оценивается по следующим параметрам: реальные изменения в жизни клиента, субъективные изменения в мироощущении, данные психологических исследований.

Психосоциальная работа как система включает множество категорий, в частности, такие элементы как психосоциальная работа с женщинами, психосоциальная работа с семьей, психосоциальная работа с военнослужащими, психосоциальная работа с пожилыми людьми, психосоциальная работа с инвалидами, психосоциальная работа с молодой семьей, психосоциальная работа с безработными, психосоциальная работа с проблемой суррогатного материнства, психосоциальная работа с детьми-сиротами, психосоциальная работа с населением, психосоциальная реабилитация и т.д. Не имея возможности в краткой статье остановиться на всех из них или даже на многих, автор раскрывает только категории                      психосоциальной работы с женщинами и психосоциальной реабилитации.

Психосоциальная работа с женщинами–психологическая помощь с целью преодоления социально-психологического неблагополучия (кризис, критическая ситуация, межличностный конфликт, житейская проблема, внутриличностный конфликт, посттравматический стресс и т.п.), которое, проявившись в системе ее профессиональных и семейно-бытовых отношений, может привести женщину к различным формам социальной дезадаптации [11, с. 239-240]. Автор считает, что сведение психосоциальной работы вообще и психосоциальной работы с женщинами в частности только к психологической помощи не совсем корректно, здесь желательно добавить и психосоциальную защиту, психосоциальную поддержку и т.д. Да и сам термин психологическая помощь в данном контексте требует уточнения; лучше было бы использовать  понятие психосоциальная помощь. Психосоциальный подход в работе с женщинами может включать теории психоанализа, положения теории систем и экологической теории, коммуникационной теории, гендерной теории, теории малых групп, когнитивной и бихевиористской теорий, а также теорию кризисов. Методика психосоциальной работы с женщинами включает совокупность методов индивидуального и группового консультирования и индивидуальной и групповой психотерапии. Отдельные технологии психосоциальной работы с женщинами могут включать различные виды социально-психологических тренингов. Психосоциальная работа с женщинами требует сбора информации об особенностях личности женщины и ее образе жизни, о ее социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения, о типе запроса и возможных вариантах помощи [11, с. 239-240]. Автор считает, что в ходе рассмотрения данной проблемы можно назвать в этой системе и психосоциальную реабилитацию. 

Психосоциальная реабилитация – направление социальной работы, занимающее важное место в психосоциальной работе и уделяющее особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации. Прежде всего в психосоциальной реабилитации нуждаются лица с психическими и поведенческими расстройствами. Психосоциальная реабилитация – это процесс, который открывает людям, страдающим психическими расстройствами, возможность достичь  своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в сообществе. Основные задачи психосоциальной реабилитации – эффективное медикаментозное лечение, осуществление психологического и психосоциального вмешательства, повышение социальной компетенции путем расширения спектра социальных навыков индивидуума, его психологической устойчивости и профессионального функционирования, уменьшение дискриминации и др. [11, с. 240]. Важной категорией в системе психосоциальной работы является психосоциальная технология – это психотехнология, интегрированная в систему социальной работы. Ее можно определить и как социальную технологию, использующую психологические методы. Среди конкретных психосоциальных технологий можно назвать, в частности, технологии индивидуального и семейного консультирования, технологии социодрамы и психодрамы, технологии социально-психологического тренинга и др. [3, с. 108].   

В социальной работе психотехнологии используются в деятельности специализированных психосоциальных учреждений и социальных служб. Включение специалистов-психологов в работу социальных служб способствует комплексному подходу к клиенту: психологические методы используются в сочетании с другими формами социальной помощи [10, с. 244-250]. Автору не удалось найти в литературе определение категории «Психология социальной работы», хотя имеются даже книги с таким названием [4,13]. Вероятно, эта категория требует дальнейшего глубокого изучения. Удалось найти лишь некоторые элементы ее содержательного плана [3, с. 108] и определение предмета [4, с. 12-13].

 

Заключение

 

    Таким образом, в социальной работе используется большое количество психологических категорий, и задачей социальных работников является правильное понимание их и использование в практической деятельности. Большинство этих категорий можно анализировать с позиций системного анализа.

 

Литература

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М.: Эксмо, 2010. 

2. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.  

3. Беличева С.А. Психосоциальная работа: задачи, область применения, технологии // Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы: Материалы VI Всероссийского социально-педагогического конгресса. – М.: Издателство «Союз», 2006. 

4. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.  

5. Мизина Н.Н. Практика социально-психологической помощи в ситуации девиантного поведения детей и подростков: интегративные процессы.  М.: 2007.

6. Морально-психологическое обеспечение деятельности Внутренних войск: теория и практика / Под ред. Филимонова О.В.  М.: ВУ, 2010.    

7.  Новое в теории и практике управления производством США / Под ред. Б. Мильнеpa. M.: Прогресс, 1971.

8. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010. 

9. Психотехнологии в социальной работе // Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 

10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 

11. Современная энциклопедия социальной работы.  М.: РГСУ, 2008. 

12. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко.  М.: «Контур», 1998.  

13. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 3-4.        

14. Hessle S. International Standard Setting of Higher Social Work Education. Stockholm:  Stockholms Universitet, 2001.

15. Cfin.ru>rubtsov/elib/pdf/2008/chernyshov.pdf

16. Dic.academic.ru

17. Ru.wikipedia.org

18. Slovari.yandex.ru