1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2013 №7
  6. »
  7. Староверов В.И. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗМ, АНТИГЛОБАЛИЗМ И РОССИЯ
Староверов В.И. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗМ, АНТИГЛОБАЛИЗМ И РОССИЯ
Просмотров: 7967

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗМ, АНТИГЛОБАЛИЗМ И РОССИЯ

 

Староверов В.И.

МГПУ, Москва

 

В статье раскрывается социальная сущность процессов  глобализации, глобализма и антиглобализма и место современной России в переплетении этих общемировых явлений. Глобализация характеризуется как эволюционный процесс естественно-исторического становления планетарного общежития человечества, глобализм – как производный от нее искусственный геополитический инструмент построения нового однополярного мирового порядка, антиглобализм – как сложное, противоречивое по своим частным целям движение сопротивления насильственному насаждению глобализма.

Ключевые слова: глобализация – деглобализация, глобализм-антиглобализм, геополитика, социально-пространственная организация жизнедеятельности, цивилизационные парадигмы, системность взаимосвязей, стратегии выбора, доктринальные установки, национальная безопасность. 

 

GLOBALIZATION, GLOBALISM, ANTI-GLOBALISM

AND RUSSIA

Staroverov V.I.

MCTTU, Moscow

 

In this article the social essence of the globalization processes, globalism and anti-globalism is presented and the place of modern Russia in an interlacing of these universal phenomena is shown. Globalization: it is characterized as the evolutionary process of natural-historical formation of a mankind planetary hostel; globalism – it is characterized as the artificial geopolitical instrument of a new unipolar world order construction, anti-globalism –  it is characterized as a complicated, inconsistent resistance movement on the private purposes to violent planting of a globalism.

Key words: globalization, globalism - anti-globalism, geopolitics, social and spatial organization of activity, civilizational paradigms, systemic character of interrelations, choice strategies, arrangements of a doctrine, national security.

 

Введение

 

В конце ХХ столетия человечество вступило в состояние завершения системной взаимосвязи всех аспектов своего развития и региональных сегментов  социально-пространственной  организации его жизнедеятельности. Этот момент совпал с исчерпанием ресурсно-биосферных возможностей  стохастического существования и развития человечества, что резко актуализировало выбор им своего дальнейшего исторического движения. Выбор этот весьма ограничен и вместе  с тем важен для существования многих национальных государств, стран и народов. Это ставит перед ними, в том числе, перед современной Россией, задачу выработки, учитывающий выше обозначенные моменты, стратегии собственного выживания и дальнейшего развития. Возможность решения этой задачи зависит, во-первых, от того, в каком направлении будут осуществляться процессы глобализации, то есть, от выбора человечеством того или иного пути своего исторического движения, во-вторых, от отношения руководства и народов той или иной страны к этому выбору.

Таким образом, перед руководителями государств, лидерами оппозиции, научной общественностью стоят ответственные задачи оценки сути и тенденций глобального развития человечества и выработки и реализации соответствующей им национальной доктрины выживания и развития.

 

1 Социальная сущность глобализации и глобализма

 

Проблемы глобализации и их последствий выдвинуты объективным развитием человечества. В самом общем виде, «глобализация предполагает включение в современную цивилизацию лучших достижений национальных сообществ и переход к системам управления с позиций коэволюции, а также сохранение традиций, обычаев, менталитета» [11]. Это мейнстрим эволюционного развития человечества. Предположительно, впервые термин «глобализация» употребил в 1987 г. Т.Левитт в статье «Harvard Business Rewiew», характеризуя процессы слияния рынков транснациональных корпораций [1]. Современная трактовка этого понятия в некоторых концепциях страдает, так или иначе, идеологизацией новейшего этапа и переносом его маркирования на предыдущие временные стадии и, следовательно, на всю качественную природу совокупности давно известных философам процессов поступательного всемирно-исторического развития человечества.

Подходя к истории как к исследованию человеческих отношений, А.Тойнби писал в  труде «Постижение истории», что подлинным ее предметом является «жизнь общества, взятая как во внутренних, так и  во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющие его общин. Внешний аспект - это отношения между отдельными обществами, развернутые во Времени и  Пространстве» [12]. Процессы всемирно-исторического развития представляют собой именно такое пространственно-временное развертывание названных отношений. Известны и узловые, знаменовавшиеся  качественными сдвигами в этих процессах, вехи человеческого развития: «неолит - бронзовый век - промышленно-техническая - современная научно-техническая революция». Каждая эта веха примечательна своими способами производства, соответствующими им общественными формациями, своими парадигмами цивилизационных, в социально-культурном смысле, изменений и доминирующими социально-гуманитарными типами личности. Что принципиально важно не только для выбора теоретико-методологических  оснований анализа и прогноза глобальных тенденций развития, но и для выработки национальной доктрины и политики, - как внешней, таки внутренней, - поведения той или иной  страны и ее  ведущих политических сил в связи с этими тенденциями.

В позитивном, не идеологизированном, выражении современная глобализация представляет собой качественно новый  скачок во всемирно-историческом развитии человечества. Суть этого скачка в столь значительном усилении взаимозависимости ранее развертывавшихся почти независимо друг от друга процессов всемирно-исторического развития, что оно обретает законченно системный  характер и становится реальным фундаментом зарождения и грядущей институализации  человеческого социума. Именно эти  объективные  процессы  всемирно-исторического  развития,  порожденные ими сегодня  качественно новые связи между обществами, значение их для современного функционирования, а еще больше для обозримого будущего человеческого социума и каждой  отдельной страны и  начинают приобретать форму дисциплинарного научного знания. Оно все  чаще находит выражение в виде теоретических концепций и прикладных прогнозов глобализации и глобальных тенденций развития, которые оказывают порою решающее  влияние на теорию социального развития и практику как внутренней, так и внешней политики ведущих стран  мира.

 Глобализация как системный процесс всемирно-исторического эволюционного развития  могла бы стать объективным фундаментом для высокоэффективного, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве всех стран, народов и обществ экономического, социального, культурного и духовного развития человечества, постепенной трансформации его в относительно единый социум. Движение в этом направлении наблюдалось в конце ХIХ, во второй половине  ХХ века, когда, - как объективно-историческое выражение общественной стороны научно-технического прогресса, переросшего в современную НТР, - начала развиваться международная экономическая, политическая и военная интеграция: сначала регионального и блокового, а затем и системного характера. Ведущими направлениями этого развития были формирование более чем раньше, открытых мировых рынков и интернационализация экономики как форм роста взаимосвязи и взаимозависимости национальных и региональных хозяйств и первых признаков зарождения относительно единого мирового хозяйства. Данные тенденции естественно-исторической глобализации изначально наталкивались на препятствия, которые создавались и воспроизводились природным эгоизмом основанной на голой, как писал М.Вебер, наживе [2] общественно-экономической организации, доминирующей в мире цивилизаций, особенно западной. В работах таких классиков экономики рубежа ХIХ-ХХ вв., как Д.А.Гобсон, Р.Гильфердинг, К.Каутский и другие, это  явление  объясняется процессами перехода развитого капитализма в стадию империализма [5], который был примечателен:

  •  установлением в экономической и политической жизни индустриально развитых обществ господства финансовой олигархии;
  •  созданием подконтрольных ей банковских и промышленных  монополи;
  •  обострением созданными ими международными экономическими объединениями  и  монополиями конкурентной борьбы  за  рынки сбыта,    источники сырья, сферы приложения капитала;
  •  все  более  тесным и глубоким переплетением колониальных и неоколониальных форм эксплуатации экономически отсталых стран и регионов;
  •  созданием в   целях проведения   такой политики и защиты конкуренции своих  монополий  военно-политических блоков, введением в постоянную  практику   локальных  войн  и  агрессий.

Сегодня наряду с эволюционным феноменом естественно-исторической глобализации существует параллельная ему, управляемая в интересах экономических и политических институтов и субъектов империализма, форсируемая глобализация, кратко называемой глобализмом. Империализм открыл эру качественно новых условий развития человечества, установив в качестве направляющей его доминанты геополитические факторы, подчинив им все прочие движущие силы общественного бытия. Что также необходимо  иметь в  виду,  определяя теоретико-методологические посылки анализа  и прогноза  глобальных тенденций общественного развития и выработки стратегии национального выживания и развития.

 

2 Объективные и субъективные факторы глобализма

 

   Формированию управляемой глобализации и вытекающих из нее геополитических доктрин искусственной институционализации глобализама способствовал ряд сопутствовавших переходу капитализма в стадию империализма обстоятельств. Прежде всего то, что переход от промышленно-технического прогресса к современной НТР и, соответственно, от национальных форм капитализма к империализму совпал еще с тремя процессами всемирно-исторического значения:

        1) с началом общепланетарной демографической революции;

        2) с отходом населения развитых стран от обеспечившей мощный импульс установлению капитализма протестантской этики бережливости и рациональности в личном и общественном потреблении и началом усвоения им на базе роста уровня жизни новых парадигмальных ценностей, знаменовавших либерализацию гедонизма и становление эры господства потребительства;

        3) с полным завершением к этому времени эры географических открытий и колониального раздела мира.

Первый процесс был вызван успехами медицины и общим подъемом  уровня жизни, соответственно, со снижением смертности и ростом продолжительности жизни при сохранившихся у большинства народов традиционных брачных  установках на естественную, не ограничиваемую рациональными соображениями рождаемость.

Последовавший, - и сохранившийся на протяжении всего ХХ в., - так называемый «демографический взрыв» перевел осужденную ранее общественным мнением концепцию Т.Р.Мальтуса [6] о несоответствии темпов роста населения темпам производства продовольствия в качественно новое измерение быстрого уменьшения естественного права каждого жителя Земли на долю необходимых ему и его потомству для достойного существования  ограниченных земных природных ресурсов. В развитых странах эта проблема обрела дополнительную остроту из-за проблем развития в них национального капитала. Столкнувшись с фактом раздела между формировавшимися международными картелями и монополиями мировых рынков сбыта  национальный  капитал усилил  деятельность по  расширению таковых в своих странах путем фабрикации у их населения искусственных потребностей, замены ценимых  ранее буржуазией ценностей   умеренности  и бережливости ценностями престижного сверхпотребления[7].

Потребительский престиж как основа новой этики буржуазного бытия с помощью подконтрольных капиталу СМИ постепенно  овладел и  массами   населения развитых стран. В итоге, в них утвердилось общество массового потребления,  что усугубило проблему доли естественно ограниченных природных ресурсов для достойного существования  каждого землянина.  На рассмотренные явления накладываются негативные результаты  умножающихся возможностей разноцелевого использования достижений современной НТР, не только во имя общественного блага, но  и иррациональных, неразумных целей. Так, например, ради  умножения прибыли капитала эти возможности изначально были поставлены в конфронтационные  отношения к потребностям гармоничного функционирования и развития главного условия существования человека — природной среды. В итоге, к концу ХХ века естественно-воспроизводственные ресурсы  последней истощились, мир оказался  на  пороге глобальных техногенных катаклизмов.

 

3 Цивилизационные вызовы глобализма

 

 В свете ускоряющейся глобализации техногенных угроз биосферному миру все более  реальным становится угроза уничтожения человеческой цивилизации: в биологическом аспекте она уже сейчас все труднее и хуже приспосабливается к  искусственно создаваемым   экологическим условиям своего функционирования и развития. Названные катаклизмы и угрозы, в принципе, можно предотвратить установлением  разумных  отношений «человека-природы». Но это также требует отказа всего человечества  от  некоторых соблазнов  роста потребительства, а от капитала – некоторой  умеренности.  Опасность доктрины управляемой глобализации в том, что в этой доктрине насильственно форсируемая глобализация экономики сопрягается с такого же рода глобализацией культуры.

Цивилизационное перекодирование большей части человечества не только не обеспечивает формирование единого общепланетарного сознания, то есть, осознание каждой личностью своей всечеловеческой, вселенской принадлежности, а наоборот, ведет эти нации и народы к утрате собственной самоидентификации, что чревато дезадаптацией личностного плана и утратой человечеством на длительное время, если не навсегда,  значительной части уже сформированного им в ходе длительного исторического развития созидательного потенциала.

Как отмечает Г.В.Осипов, что хотя основной тенденцией развития современного мира принято считать глобализацию, это односторонняя концепция. «Современное развитие человеческой цивилизации включает два неразрывно связанных друг с другом процесса – глобализацию и деглобализацию… Деглобализация – это восстановление образа жизни национальных сообществ, противодействие попыткам свести все к единым образцам и шаблонам, будь то коммунистический, американский или иной образ и стиль жизни. Никогда, например, мусульманские народы не откажутся от своих традиционных устоев во имя «демократии» по американскому или некоему обобщенному западному образы и подобию» [9].

 

4 Опасность глобализма для современной России

 

 В кратко обозначенной выше общемировой ситуации положение современной России особенно незавидное. Россия обладает огромным потенциалом возрождения на основе использования возможностей ее природных  и интеллектуальных  ресурсов, соединенных с достижениями современной НТР. Опираясь на него, она может использовать для своего возрождения колоссальные сырьевые богатства, энергетические, биотехнические, информационные и иные технологии [3].  Но в рамках доктрины управляемой глобализации  этот потенциал использовать невозможно. Практическое решение задачи оградить страну от угроз управляемой глобализации затрудняется недостаточной научной проработкой ряда вопросов, связанных с  управляемой глобализации. Между тем Россия уже подверглась влиянию управляемой глобализации, теряет свои геополитические позиции и национально-державную субъектность. Чтобы найти пути сохранения национальной самостоятельности и зарубежных союзников в борьбе за нее, необходима грамотная, научно обоснованная стратегия и гибкая тактика державной внешней и внутренней политики и работы с нашими сохранившимися и возможными союзниками — антиглобалистами.

Активно включаясь в общемировое антиглобалистское движение, России  следует, прежде всего, решить проблему сотрудничества с ее союзниками, также стремящихся к мирному сохранению своей государственной самостоятельности, особенно в пространстве СНГ. У России есть свои жизненные интересы и геополитическое пространство их реализации. И она может и должна стать силой, которая объединила бы  разрозненные усилия своих реальных и потенциальных союзников. Чтобы сделать это, она  должна решить сложные задачи анализа особенностей естественных процессов современного всемирно-исторического  развития  и  разработки на его основе системной национальной доктрины ее державного возрождения.

Наука, как зарубежная, так и отечественная, уже  накопила необходимый теоретико-методологический и методический арсенал  анализа и прогноза глобальных тенденций развития. Достаточно напомнить не использованные советским режимом аналитики и прогнозы 70-х годов, которые готовились АН СССР именно в связи с обострением угрожавших благополучию страны вызовов со стороны нерешавшихся проблем, порождаемых современной НТР. Или аналогичные им прогнозно-аналитические работы Вычислительного Центра АН  СССР, осуществленные под  руководством Н.Моисеева, математическое моделирование глобальных  процессов в связи с  потребностями устойчивого развития, выполненное группой ученых под руководством   академиков А.Коптюга и Н. Матросова, и другие работы. Не утратили своего эвристического потенциала и прогнозы Римского клуба, основанные на идеях системной динамики глобальные модели «Мир-1» и «Мир-2» Дж. Форрестера, а также модели «Мир-3» Д. Медоуза. К  этому можно добавить математические теории иерархических многоуровневых систем кибернетических моделей и концепций органического роста М.Месаровича и Э.Пестеля,  принципы  планетарной взаимозависимости,  гуманистического и социального порядка и планирования и т.д. К сожалению, эти плодотворные и довольно мощные методы и средства прагматического анализа в  нашей стране и сегодня не используются или используются в отрыве от их монистической теоретико-методологической базы, в парадигме т.н. мультитеоретического плюрализма, что существенно снижает их познавательно-прогностический потенциал.

 

Заключение

 

    Что касается места современной России в системе глобальных тенденций человеческого развития, соответственно, национальной доктрины ее собственного развития, то разработка концепции последнего зависит от политического целеполагания, прерогатива формулировки которой принадлежит не только  руководителям государства, но и всему демократическому сообществу. Несомненно одно: Россия должна иметь определенную антиглобалистскую, исходящую из общенациональной безопасности доктрину. Положение ее в современном мире столь критическое, что у нее больше шансов  исчезнуть со сцены  мировой истории, чем выжить. Уже в начале минувшего десятилетия она, по расчетам ИСПИ РАН, опустилась по основным  24 параметрам  своего развития в зону предкатастрофического характера. Последние  годы  не изменили ситуацию, скорее наоборот ухудшили, поскольку к объективным показателям добавились субъективные, в частности, в трудовой сфере - крайнее истощение созидательного потенциала населения, в демографической  - синдром  национального самоубийства, в культурно-духовной – массовое моральное и нравственное одичание  и т.д. Для исправления сложившейся ситуации осталось не так много времени и пока возможности есть, было бы  преступлением перед нашими  предками и потомками, их упустить.

 

Литература

 

1.Биндюков Н.Г. Глобализация и Россия.  М.: ИТРК, 2004.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.//Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 

3. Глазьев С.Ю.. Антикризисные меры в контексте структурных изменений в мировой экономике. Россия в условиях глобального кризиса. М.: ИСПИ РАН. 2009. С. 9-28.

4. Глобальные тенденции развития до 2115 г.: диалог о будущем с неправительственными экспертами. Доклад Национального разведовательного Совета США. Источник: http://www. cia/gov/publications/globaltrends  2015/index.html.

5. Гобсон Дж. Эволюция современного капитализма. СПб.: 1998.

6. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения.//Анатлогия экологической классики. М.: 1993. с 133-141.

7. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: 1994.

8. Михайлов А. Роковой день для человечества: хуже саранчи; американцы – главные «обжоры»…//РБК daily. Четверг, 22 сентября 2011 г. №173 (1217).

9. Осипов Г.В. Возрождение социологической науки в России. М.,Экономическое образование, 2012.

10. «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации   на долгосрочную перспективу». Проект. Пресс-служба Минэкономики РФ, 2004.

11 Россия: новая социальная реальность. Под ред.  Г.В.Осипова, В.В.Локосова. М.: 2010. 

12. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.Айрис-Пресс, 2002.