1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2013 №7
  6. »
  7. Чеснокова М.Г. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЮ ЛИЧНОСТИ
Чеснокова М.Г. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЮ ЛИЧНОСТИ
Просмотров: 4912

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

 СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЮ ЛИЧНОСТИ

 

Чеснокова М.Г.

МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва

 

В статье рассматриваются возможностииспользованияобщепсихологических знаний при построении модели психологического исследования здоровья личности. Обосновывается понимание здоровья человека как высшей психической функции. Выделяются уровни регуляции взаимодействия индивида с внешним миром. Выдвигается гипотеза о связи психосоматических заболеваний с нарушениями механизма психической регуляции поведения на основе образа.  

Ключевые слова: психология здоровья, высшая психическая функция, психическая регуляция, социальная физиология, личность.

 

GENERAL PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS

OF SYSTEMS APPROACH TO THE PERSONALITY HEALTH

 

Chesnokova M.G.

Lomonosov Moscow State University, Moscow

 

In this article the possibilities of using the general psychological knowledge for making the model of the psychological investigation of health of the personality are considered. The understanding of health of a person as a higher mental function is stated. The levels of regulation of the interaction between a person and the world around are marked out. The author puts forward a hypothesis about the connection of psychosomatic disorders with the dysfunction of the mechanism of psychical image-based regulation of behavior.

Key words: psychology of health, a higher mental function, psychical regulation, social physiology, the personality.

 

Введение

 

    Психология здоровья ─ молодая, но весьма активно развивающаяся отрасль психологии. Будучи прикладной дисциплиной, она опирается на практику (общественную и психологическую), которая определяет круг ее актуальных задач. Многие из этих задач требуют теоретического осмысления. К определению теоретико-методологических оснований новой области психологического знания психологи подходят по-разному. Один путь состоит в разработке проблематики здоровья на базе конкретного психологического направления с использованием его теоретического и концептуального аппарата. В такой форме психология здоровья весьма успешно развивается начиная с 60-х годов прошлого века. Наибольший вклад в становление и развитие психологии здоровья внесли и вносят такие направления, как гуманистическая и экзистенциальная психология, бихевиоральная психология, гештальтпсихология, трансперсональная психология, христианская психология. В отечественной науке проблемами психического здоровья на базе гуманитарной парадигмы занимаются Б. С. Братусь, Ф.Е.Василюк, В. Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, Ю. М.Орлов, Д. А. Леонтьев и др.

 

1 Психология здоровья ─ развивающаяся область психологического знания

 

В последние десятилетия все более явно заявляет о себе другая тенденция, ориентированная на интеграцию научных знаний о здоровье человека как в самой психологии, так и за ее пределами. В рамках этого подхода психология здоровья выступает как междисциплинарная область научного знания, развивающаяся в тесной связи с другими науками и занимающая особое место в системе психологических дисциплин. Конституирование данной области научных исследований находит выражение в создании отделений «Психология здоровья» при психологических ассоциациях, выдвижении национальных программ по укреплению и поддержке  здоровья населения, открытии специальных лабораторий и других подразделений, специализирующихся на изучении проблематики здоровья, написании учебников и учебных пособий по этой дисциплине, подготовке специалистов в данной области. Между тем принципы интеграции разнородного знания на базе новой научной дисциплины остаются весьма туманными. Следствием этого является смешение основных понятий данной области: здоровье, психическое здоровье, психологические механизмы обеспечения здоровья человека. Четкое определение предмета исследований также отсутствует. Появившиеся в последнее время отечественные учебники по психологии здоровья не могут скрыть очевидную неразработанность этих вопросов. Так, в учебнике Г.С.Никифорова [11] здоровье/болезнь рассматривается как результат взаимодействия биологического, психологического и  социального факторов. При этом вопрос о соотношении этих факторов остается для него открытым. Более разработанным в теоретическом плане является учебное пособие О.С.Васильевой и Ф.Р.Филатова «Психология здоровья человека» [1]. В нем, в частности, предлагается «модель здоровой личности», строящаяся как интеграция трех основных социокультурных эталонов здоровья, закрепившихся в истории культуры (античный эталон, адаптационный эталон, антропоцентрический эталон). Авторы рассматривают здоровье как системное качество личности, анализируя его в единстве структурных и динамических аспектов. При внешней холистичности данная модель обладает весьма существенным недостатком: в ней отсутствует исторический подход к анализу возникновения этого системного качества. Отступление от принципа историзма ведет к чисто эмпирическому определению структурных компонентов здоровой личности: уровень телесных ощущений и реакций, уровень образов и представлений, уровень самосознания и рефлексии, уровень межличностных отношений и социальных ролей, уровень социокультурной детерминации, уровень экзистенциальных и трансперсональных переживаний, уровень самоактуализации. Взаимодействие различных уровней, по мысли авторов, обеспечивается процессами саморегуляции, социальной адаптации и самореализации (динамический аспект). При этом структурные компоненты рассматриваются в отрыве от процессуальных (а не как конечный продукт этих процессов), а механизмы саморегуляции никак не соотносятся с уровнями функционирования личности. В результате модель утрачивает внутреннее единство, являющееся основным критерием здоровой личности. В ней также отсутствует принцип развития, обусловливающий необходимость перехода индивида на более высокий структурный уровень.

При знакомстве с названными учебниками обращает на себя внимание игнорирование авторами достижений отечественной общей психологии при решении теоретических проблем психологии здоровья человека. В учебнике Г.С.Никифорова при перечислении психологических дисциплин, непосредственно взаимодействующих с психологией здоровья, общая психология вообще не упоминается. Между тем использование достижений общей психологии в области психологии здоровья человека является более чем оправданным. В данной статье  предлагается  модель психологического исследования здоровья человека, опирающуюся на общепсихологические идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Я.Гальперина, В.А.Иванникова  и философско-психологические идеи Э.В.Ильенкова.

 

2 Здоровье человека как высшая психическая функция

 

Прежде всего, авторы предлагают рассматривать здоровье современного культурного человека не просто как системное качество, а как высшую психическую функцию (ВПФ). Понятие высших психических функций Л.С.Выготский использовал достаточно широко, относя к последним все культурные формы поведения человека от произвольной памяти и абстрактного мышления до письма и практической деятельности [4]. Здоровье человека (человека исторической эпохи), как уже было показано другими исследователями [1], также является разновидностью культурных форм поведения. Такое понимание предполагает, что здоровье (как и болезнь) является продуктом развития. Здоровье как высшая функция имеет социальную природу. Оно формируется в обществе и предполагает не только присвоение культурных норм и форм поведения, но также способность к творческому преобразованию и созданию новых более гармоничных (более человечных) форм. Существует объективная связь между развитием и совершенствованием общественных форм жизни и развитием здоровых творческих личностей как субъектов этого процесса. В развивающемся обществе здоровье перестает быть раз и навсегда заданным одинаковым для всех биологическим стандартом. Развитие и усложнение структурной организации общества требует достижения новых более высоких уровней здоровья. Подобно тому, как  внимание, память, мышление не обеспечивают существования человека в мире культуры, требуя развития высших психических функций, так и природное здоровье не способно обеспечить полноценное функционирование индивида в требующем высокой социальной активности  современном обществе. Биологическое здоровье человека, как и все его природные способности, требует культурного развития, культурного оснащения. Здоровье как высшая психическая функция есть деятельность, направленная на развитие социальными средствами своей человеческой (в том числе биологической) природы.

 Понимание здоровья как ВПФ является методологической альтернативой медицинскому подходу к здоровью, рассматривающему последнее как некий изначально данный индивиду биологический капитал, подлежащий сохранению и, по возможности, восстановлению, но не развитию и приращению. Медицина, редуцирующая человека до уровня биологического организма, заведомо ограничена в своих возможностях решения проблем человеческого здоровья.  К тому же в большинстве случаев она не дает полного исцеления от болезни. В процессе лечения врач опирается на высшие психические функции больного, апеллируя к его пониманию, целеустремленности в желании выздороветь и воле к жизни. Однако непосредственным предметом и конечной целью всех его воздействий является восстановление физиологических механизмов регуляции организма в абстракции от социального и личностного контекстов жизненной ситуации больного. Формирование здоровья как высшей психической функции предполагает осознанное развитие индивида в направлении достижения все большего здоровья как духовного, так и физического. Как любил повторять Л.С.Выготский, цитируя Б.Спинозу,  «то, к чему способно тело, до сих пор никто еще не определил» [2, с. 14]. С точки зрения представления о здоровье как ВПФ, любое психическое и психосоматическое заболевание имеет в своей основе дефект недоразвития личности (или может быть компенсировано на личностном уровне). Соответственно, психологическая коррекция этих заболеваний должна строиться как коррекция самого личностного развития. Исцеление от болезни предстает, таким образом, не как возвращение назад к состоянию до болезни (восстановительный подход, реализуемый в медицине), а как движение вперед к качественно новому состоянию, к себе Другому. Понимание здоровья как ВПФ полностью меняет весь психологический контекст процесса лечения. Болезнь лишается своего субстанционального значения. Пациент уже не борется с болезнью, он развивается; не восстанавливает старое, а формирует новое. В результате сам процесс «лечения» приобретает для него положительный смысл.  Переход на более высокий уровень развития личности ведет к изменению индивидуальной концепции здоровья самого пациента. Представление о зависимости здоровья от внешних и внутренних условий, основанное на реактивном способе поведения индивида (концепция здоровья как биологического феномена), сменяется сознательным участием в организации этих условий в направлении укрепления и совершенствования собственного здоровья (концепция здоровья как ВПФ, произвольной и опосредованной собственной активностью). Таким образом, развитие человека как личности является необходимым условием формирования его здоровья как ВПФ. Учитывая сказанное, авторы полагают, что медицинская диагностика пациента в современном обществе с необходимостью должна быть дополнена психологической диагностикой его личности. При этом роль психолога заключается в том, чтобы помочь индивиду понять проблему здоровья как стоящую перед ним индивидуальную жизненную задачу.

 

3 Психика как основной механизм регуляции отношений человека с миром

 

В структуре бытия (в свернутом виде представленной и в индивиде) С.Л.Рубинштейн выделял три основных уровня: физико-химический, физиологический и психический [12]. Иерархия этих уровней отражает порядок их возникновения в эволюции. Каждому из этих уровней (как показали А.Н.Северцев [13] и П.Я.Гальперин [5]) соответствует определенный способ регуляции отношений со средой. Спецификой психического уровня является ориентировка и регуляция поведения в быстро меняющихся условиях на основе образа. Переход живых организмов к психической регуляции отношений с внешним миром позволил  остановить морфологическую эволюцию. Изменение себя под наличные условия сменилось изменением условий под себя посредством конкретных действий. Психический уровень в свою очередь не однороден. В нем можно выделить: уровень субъекта деятельности (свойственный и животным), уровень социального субъекта и уровень личности. Особенностью социального субъекта является осуществление деятельности на основе общезначимых образов (значений). Личность оперирует смысловыми образами. Можно предположить, что основные психические нарушения, возникающие у человека, связаны с изменением первоначальных (сложившихся в биологической эволюции) условий психической регуляции и последующим изменением роли психики в условиях социального образа жизни.

Одной из причин подобных изменений является существование в обществе жестких стандартов поведения для своих членов. В этих условиях существенно меняется функция психики. Это уже не ориентировка в ситуации и выстраивание конкретных действий, исходя из наличных условий, а обеспечение определенного социально желательного поведения (поведенческого стереотипа). Творческая (исследовательская) сторона психического аппарата регуляции остается при этом не востребована. Между тем, именно ориентировка и исследование, по мнению П.Я.Гальперина, составляют сущность психического. Роль психики в осуществлении поведения минимизируется. Поведение сводится до уровня условных рефлексов, то есть по существу физиологического уровня регуляции. Субъективно это может переживаться как чувство дискомфорта, нарастающей фрустрации, поскольку общий потенциал психического уровня регуляции человеком не используется.

Существование в обществе жестких норм поведения не отменяет того, что условия жизни людей с течением времени меняются. Однако в условиях социального запрета на изменение поведения (осуществление полноценной психической регуляции), вступает в силу другой механизм адаптации, «снятый» в эволюции возникновением психики ─ механизм изменения себя, своей морфологии. Крайним случаем проявления этого феномена являются биологические мутации. Приспособление к изменившимся условиям происходит у человека на телесном (физиологическом) уровне, минуя уровень психического отражения. Фактическое упразднение последнего объясняется тем, что само психическое отражение ситуации возможно лишь при условии осуществления активной исследовательской деятельности самого субъекта (А.Н.Леонтьев) [9, 10], а именно она в данных условиях оказывается блокирована. Сознание перестает адекватно отражать действительность. А регуляция поведения, в том числе в других, менее регламентированных сферах жизни, в силу неадекватности опосредующего образа также оказывается нарушена.  Все это создает благоприятную почву для возникновения различных психосоматических заболеваний ─ психосоматических, поскольку одновременно страдают оба уровня индивидуальной регуляции: как уровень психического отражения, так и сложившиеся в эволюции физиологические механизмы регуляции.

Наряду со стереотипизацией поведения общество широко использует прямое табуирование определенных форм поведения. Вытеснение осуждаемых обществом представлений З.Фрейд объяснял диктатом цензуры Сверх-Я, контролирующего сферу индивидуального сознания. Теория деятельности, рассматривающая образ как «свернутое действие», позволяет по-новому взглянуть на механизм психологического вытеснения. Для невротиков характерно торможение не столько самого нежелательного поведения, сколько соответствующих ему образов. Как «свернутое действие» образ подчиняется тем же законам, что и внешнее поведение. Физиологический механизм того и другого составляет центральное торможение. Однако если торможение внешнего поведения (сдерживание) представляет собой одну из форм произвольной регуляции, то в случае невротического поведения мы сталкиваемся именно с нарушением произвольной регуляции поведения в условиях конфликта между внешним требованием и внутренним побуждением. Как считали А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн мотивационный конфликт является одной из основных причин, препятствующих осознанию человеком собственной мотивации. Сознаваемый мотив социальной желательности не обладает необходимой побудительной силой для осуществления соответствующего поведения. В подобных ситуациях, как показал В.А.Иванников [6], человек прибегает к формированию дополнительного побуждения. Однако именно этот механизм и отсутствует в поведении невротика. Построение произвольной мотивации подменяется у него попыткой непосредственного торможения конкурирующих идеомоторных образов. Последнее требует постоянных усилий и больших нервно-энергетических затрат. Этим объясняется нервное истощение невротиков. Адекватная психическая регуляция поведения на основе мотивационно значимого образа (как субъективно желаемого, так и социально желательного) нарушается.  При этом допсихический уровень регуляции, осуществляемый непосредственно самой средой (как внешней, так и внутренней), у невротиков сохраняется. Этим объясняются физиологические и поведенческие нарушения (реакции индивида, возникающие непроизвольно в обход сознания), образующие симптоматику неврозов.

Психическая регуляция, согласно деятельностному подходу, есть регуляция поведения на основе образа. Две формы психического отражения выделял П.Я.Гальперин [5]: образы внешней и образы внутренней среды. В европейской культуре исторически преимущественное значение придавалось регуляции внешнего поведения  на основе  внешних и внутренних образов (потребности, эмоциональные ощущения удовольствия/неудовольствия и т.п.). При этом навыки регуляции деятельности собственного организма на основе внутренних образов остаются у европейцев практически неразвитыми. Саморегуляция носит опосредованный (как показал Л.С.Выготский) и предметный характер. Она является компонентом внешней предметной деятельности и имеет целью организацию функций организма в направлении решения задач этой деятельности. Для сравнения в восточных культурах регуляция функционирования организма на основе образов внутренней среды обладает самостоятельной ценностью и существует как особая деятельность. Эта деятельность хорошо развита, например, в практике йогов. Уровень осознания образов внутренней среды у них развит значительно выше, чем у европейцев. В то время как представители восточных культур умело используют образы собственных физиологических состояний в качестве реальных регуляторов деятельности своего организма, европейцы склонны занимать в отношении своих самоощущений скорее страдательную, чем активную позицию.

 

4 Социальная физиология

 

Представлению о здоровье (болезни) как биологическом феномене противоречит тот факт, что физиология человека представляет собой социализированную физиологию. Важнейшие органы (например, мозг) окончательно складываются уже после рождения ребенка. Их формирование в значительной степени зависит от условий и образа жизни человека. Физиология включена и обслуживает те виды деятельности, которые он осуществляет. Характерные для человека виды деятельности формируют устойчивые «функциональные органы» ─ системы психофизиологических функций, составляющие физиологическую основу данной деятельности. Проблемы возникают тогда, когда сложившийся функциональный орган консервируется, препятствуя выполнению других видов деятельности. Этот факт лежит, в частности, в основе профессиональных заболеваний. Как указывал Э.В.Ильенков [7], биологическая природа человека максимально пластична. От рождения он не «предписан» ни к одному виду деятельности, но потенциально способен овладеть всеми. Узкая специализация противоречит биологической природе человека и потому становится причиной заболеваний. С другой стороны, возможна и другая ситуация, когда человек со сложившимися профессиональными навыками остается социально не востребованным. Наиболее яркий пример ─ «простой» у актеров, которые в отличие от писателей, художников, научных работников не могут играть «для себя» в надежде, что их труд будет когда-нибудь оценен. Вынужденный профессиональный «простой» ведет не только к глубоким нравственным переживаниям, но и провоцирует нервно-психические расстройства (депрессии, неврозы и т.п.). Ссылаясь на свой психотерапевтический опыт, А.Маслоу писал, что женщины, получившие высшее образование, но вынужденные вести образ жизни домохозяек, часто страдают подобными расстройствами. У социально не востребованных людей обостряются также соматические заболевания. Выпав из деятельности и лишившись своего центрального организующего начала, физиология человека впадает в дисфункцию. Предоставленная самой себе она возвращает человека в его исходное состояние неприспособленности. Но если для младенца подобная неприспособленность является отправной точкой роста и многообразия вариаций развития, то для взрослого ─ это есть состояние распада.

 

5 Здоровье человека ─ функция личности

 

Уровень социального субъекта является необходимым этапом, но никак не итогом индивидуального развития человека. Физический и духовный   потенциал человека, овладевшего лучшими достижениями  культуры,  значительно превышает те условия и формы деятельности, которые в основной массе предоставляются ему современным обществом. Связанные этими условиями люди растрачивают свои биологические ресурсы, в то время как  культурный потенциал их развития остается не реализованным.  Уровень личности предполагает критическое отношение к устаревшим и антигуманным формам общественной жизни и перестройку их в интересах человека. С этой точки зрения, личность ─ это всегда индивидуальность, имеющая смелость подняться над «общим» мнением и при этом действующая в интересах большинства людей.

Однако «личностью не рождаются, личностью становятся», говорил А.Н.Леонтьев. Общество же может как способствовать, так и препятствовать этому. В современном обществе нередко можно столкнуться с ложными формами личности, создающими лишь видимость присутствия личности в человеке. Наиболее распространенными из них являются «маска» и псевдоиндивидуальность. В первом случае имеет место срастание человека с определенной социальной ролью: «начальник», «родитель», «пророк», «революционер» и т.п. «Маска» может быть чисто внешней (например, «легенда»  у разведчиков) и скрывать глубокую социально зрелую  личность,  а может полностью подменять собой личность. В последнем случае перед нами уже не личность, а социальный адаптант. Псевдоиндивидуальность возникает тогда, когда в силу регламентации общественной жизни индивид не может проявить себя со всеми своими индивидуальными особенностями в общественно-значимых сферах деятельности и вынужден выражать свою индивидуальность «обходным путем» в разного рода странностях, причудах, экстравагантностях образа жизни и поведения. Такой индивид лелеет свою «особость», противопоставляя себя обществу и всем другим людям. Оба рассмотренных случая представляют собой примеры духовной болезни личности, возникающей на почве неразрешенной проблемы соотношения общего и индивидуального в человеке. Ясное самосознание подменяется здесь самомнением ─ субъективным представлением о себе, которое является тем более прочным, чем более нарушены живые связи человека с миром, другими людьми, чем менее он способен взглянуть на себя глазами другого.

Социализация и успешная социальная адаптация (уровень социального субъекта) еще не гарантируют индивиду душевного и физического здоровья. Как писал основоположник экзистенциализма С.Кьеркегор, остановка в развитии оборачивается для индивида страданиями скованного обычаями и самовлюбленной привычкой духа [8]. Решение двигаться дальше ─ «этический выбор» осуществляет сам человек. Таким образом, достигая уровня социального субъекта, человек получает возможность сам выбирать для себя дальнейший путь развития, а значит здоровье или болезнь. Овладение культурными средствами, как показал Л.С.Выготский [3], во многих случаях позволяет преодолеть дефекты биологии (слепота, глухота и т.д.) и «обходными» путями ввести дефективного ребенка в мир культуры, восстановив его связи с другими людьми и историей человечества в целом. Ребенок, культивирующий свой дефект и требующий к себе особого отношения, на всю жизнь остается «больным». Напротив, ребенок, преодолевший свой дефект с помощью «культурных костылей», оставаясь слепым или глухим, становится социально, психически и духовно здоровым. Он обретает здоровье как высшую психическую функцию.

Основная задача, стоящая перед человеком на уровне социального субъекта, состоит в сознательном соотнесении себя с другими людьми, своей деятельности с деятельностью общественной, своей индивидуальной жизни с историей всего человечества. «Действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, ─ короче, всеобщий результат» [7, с. 412]. Сила личности ─ это «сила исторически накопившейся энергии множества индивидов, сконцентрированная в ней». Неповторимость подлинной личности состоит в том, что «она лучше других и полнее других выражает «суть» всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей» [там же, с. 413]. В этом и состоит  объективно заданный самой общественной  жизнью путь развития здоровой личности. Человек, совершивший подобный прорыв, не просто демонстрирует здоровое развитие «человеческого духа», он обретает «вторую жизнь». Он обретает бессмертие.

  

Заключение

 

Понятие высшей психической функции (ВПФ) является той объяснительной категорией, которая позволяет свести в единую систему различные аспекты здоровья человека, до сих пор рассматривавшиеся разрозненно: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье. Биология человека не есть чистая биология. В условиях социума она оказывается многократно опосредована. Биология человека составляет материальный субстрат психической регуляции поведения, которая в свою очередь лежит в основе социальной деятельности и социальных отношений. Нарушение закономерностей вышележащих уровней ведет к дисфункции не только самих этих уровней, вызывая соответствующие заболевания (психический уровень ─ психические болезни, социальный уровень ─  духовные болезни личности), но и к определенным проблемам функционирования лежащего в их основе биологического субстрата. В настоящее время в психологии достаточно хорошо разработаны методики, относящиеся как к работе с психическим уровнем регуляции, регулирующей функцией образа: от простой визуализации до БОС-технологий (механизм обратной связи), так и с уровнем личности (тренинги личностного роста и т.п.). Однако эти направления исследований практически не пересекаются. Понимание здоровья как высшей психической функции позволяет объединить физиологическую, психическую, социальную и личностную проекции индивида в единую систему, каковой в действительности и является реальный индивид. Возникновение заболевания, как правило, имеет определенный эпицентр, связанный с нарушениями нормальной работы какого-то определенного уровня, а также вторичные «сдвиги» в функционировании других уровней, реагирующих по законам  целостной системы. Предложенная нами модель анализа здоровья и болезней личности может быть, на наш взгляд, полезна как при диагностике и коррекции различных заболеваний, так и в сфере воспитания и образования.

 

Литература

 

  1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р.Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): учебное пособие.  М.: Академия, 2001. 
  2. Выготский Л.С. Психология искусства.  М.: Искусство, 1986. 
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Т. 5 // Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. 
  4. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Т. 6 // Собр. cоч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984.  C. 5-90
  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1998. 
  6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: изд-во МГУ, 1991.
  7. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 
  8. Кьеркегор С. Наслаждение и долг.  Киев: AirLand, 1994. 
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.  М.: изд-во МГУ, 1981. 
  11. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 
  12. Рубинштейн С.Л.Бытие и сознание.  М.: изд-во АН СССР, 1957. 
  13. Северцев А.Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. 1982. № 4. С.149-159.