![]() |
Теория и метод системной психологии
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Рыжов Б.Н.,
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются важнейшие естественнонаучные, философские и философско-психологические концепции XVIII - XX веков, от ньютонианской системы мира до современной синергетики, давшие импульс для развития системного подхода в психологии и появления системной психологии как особого направления психологической науки.
Ключевые слова: система Ньютона, система Гегеля, система Вундта, тектология, общая теория систем, синергетика, структура, психические элементы, психические связи, системология, неравновесные системы, энтропия, диссипация, психологические законы.
NATURAL-SCIENCE AND PHILOSOPHICAL PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SYSTEMS PSYCHOLOGY
Ryzhov B.N.,
MCTTU, Moscow
In this article the most important natural-science, philosophical and philosophical and psychological concepts of the XVIII-XX centuries, from Newton’s system of the world to the modern synergetrics, given an impulse for development of a system approach in psychology and emergence of systems psychology as a special direction of a psychological science are considered.
Keywords: Newton's system, Gegel's system, Vundt’s system, tectology, general theory of systems, synergy, structure, mental elements, mental connections, systemology, nonequilibrium systems, entropy,dissipation, psychological laws.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
НА ДОЛЖНОСТЬ «УЧИТЕЛЬ»
Геворкян Е. Н., Романова Е.С.,
Абушкин Б. М.,
МГПУ, Москва
Представлен проект профессионального стандарта на должность «Учитель». Стандарт разработан для 3-х квалификационных уровней в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций (шестой, седьмой и восьмой в соответствии с Национальной рамкой квалификаций), в каждом из которых 10 и более профессиональных функций (единиц профессионального стандарта), определяющих требования к компетенциям учителя.
Ключевые слова: аттестация, профессиональный стандарт, квалификационный уровень, оценка и сертификация квалификаций, единица профессионального стандарта, действия, знания, умения.
THE PROJECT OF PROFESSIONAL STANDARD
FOR A POST OF "TEACHER"
Gevorcian E.N., Romanova E.S.,
Abushkin B.M.
MCTTU, Moscow
The project of a vocational standard to a post "teacher" is presented. The standard is developed for the 3rd qualifying levels in accordance with a branch frame of qualifications (the sixth, seventh and eighth qualifications according to the National qualifications frame), in each of which there are more than 10 professional functions (units of a professional standard), defining requirements to competences of a teacher.
Key words: certification, professional standard, qualifying level, assessment and certification of qualifications, unit of a professional standard, action, knowledge, abilities.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (проект)
УЧИТЕЛЬ[1]
Направление профессиональной деятельности: Специалист в области образования
Область профессиональной деятельности: 80.2. Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование
Вид экономической деятельности: 80.21. Основное общее, среднее (полное) общее образование
CИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Рыжов Б. Н., Белоусов А.С.
МГПУ, Москва
Статья посвящена исследованию личности слепых и слабовидящих людей. Рассматривается такой аспект личности как мотивация. Исследуются возрастной аспект потери зрения и его связь со структурой профиля мотивации.
Ключевые слова: личность, незрячие, слабовидящие, мотивация, системная психология.
SYSTEM PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PEOPLE WITH SERIOUS PATHOLOGY OF VISUAL ANALYZER
Ryzhov B. N., Belousov A. S.
MCTTU, Moscow
The article is devoted to the research of personality of blind and visually impaired people. Such aspect of personality as motivation is considered. The age-related aspect of loss of eyesight and its connection with the profile structure of motivation are analyzed.
Keywords: personality, blind, visually impaired, motivation, systems psychology.
ДУХОВНОСТЬ КАК ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ
В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Гандер Д. В.
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются вопросы духовности личности в профессиональной деятельности. Духовность представлена как высокая нравственность и интеллектуальность профессионала. Приведены экспериментальные данные развивающего обучения в высшем профессиональном учебном заведении, направленного на развитие профессионально важных качеств, самосознания, рефлексии и духовности.
Ключевые слова: духовность, летная подготовка, структура ПВК, развивающее обучение.
SPIRITUALITY AS AN AIM OF TRAINING
AT A HIGHER VOCATIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Gander D. V.
MCTTU, Moscow
In the article questions of spirituality of the personality in professional activity are considered. Spirituality is presented as a high moral and intellectuality of the professional. Experimental data of developing training in the highest professional educational institution are givan, directed on development of professionally important qualities, consciousness, reflection and spirituality.
Key words: spirituality, fly training, professional important qualities structure, developmental training.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Рыжов Б.Н.,
Чибискова О.В.,
МГПУ, Москва
В статье представлены результаты исследования когнитивных способностей учащихся, обучающихся в разных профильных классах, и результаты апробации психологической программы развития когнитивных способностей учащихся разных профильных групп.
Ключевые слова: успешность учения, профиль обучения, типы системных способностей, ингенитивный, версативный и уравновешенный типы когнитивных способностей, развитие когнитивных способностей.
POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES
OF UPPER SCHOOL STUDENTS IN THE PROFILE TRAINING
Ryzhov B.N.,
Chibiskova O.V.
MCTTU, Moscow
In this article the results of the researching of the cognitive abilities of students, studying in different profile classes, are presented and the results of the approbation of the psychological program of development of cognitive abilities are shown.
Key words: success of learning, profile training, types of system cognitive abilities, ingenious, versatile and balanced types of cognitive abilities.
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИХ НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОГО СТАТУСА В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
Коган Б. М.,
Абрамова О. В.,
МГПУ, Москва
Скриннинговая диагностика детей в 6, 12, 24 месяцев прогнозирует нейроповеденческий исход развития ребенка в 3 года. Скрининговый метод идентифицирует детей с риском когнитивного, вербального и моторного дефицита развития. Выявлены маркеры дефицита развития.
Ключевые слова:нейроповеденческий исход развития, маркер развития, прогнозирование, младенцы, ранний возраст, скрининговый метод, когнитивный дефицит развития, вербальный дефицит развития, моторный дефицит развития.
OBSERVING IN FIRST YEAR OLD CHILDREN FOR 3 YEARS OLD
PROGNOSIS OF NEURODEVELOPMENTAL OUTCOME
Kogan B. M.
Abramova O. V.,
MCTTU, Moscow
Neurodevelopmental outcome of 3 years old children is able to predict by screening observing in 6, 12, 24 months. Screening test results identify high risk children with verbal, cognitive and motor developmental deficiencies. Developmental deficiency markers are revealed.
Key words:neurodevelopmental outcome, developmental markers, prognosis, infants, early ages, screening test, cognitive deficiency, verbal deficiency, motor deficiency.
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Валявко С.М.
Аверьянова Е.В.
МГПУ, г. Москва
Cтатья посвящена рассмотрению вопроса половых и возрастных особенностей формирования ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием.
Ключевые слова: половозрастные особенности, ценности, ценностные ориентации, дошкольники, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание.
AGE AND SEXUAL FEATURES OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH BROKEN SPEECH DEVELOPMENT
Valyavko S. M.
Averyanova E. V.
MCTTU, Moscow
The article is devoted to consideration of a question of sexual and age features of formation of the valuable sphere of children of the advanced preschool age with the broken and standard speech development.
Keywords: sexual u age differences,values, valuable orientations, preschool children, speech disorders, stummering
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Крыжановская Л.М.,
МГПУ, Москва
В статье отражены проблемы коррекционной деятельности учителя в условиях инклюзивного образования. Выделяются принципы и методы коррекционной работы. Представлен психологический инструментарий совместной деятельности учителя с группой учащихся, психотехники коллективного общения и управления проблемной ситуацией в процессе обучения.
Ключевые слова: интегративное обучение; кооперативное сотрудничество; методы коллективной деятельности; дискуссия; психологический анализ процесса мышления; проблемная ситуация; «мозговой штурм»; коллективная мыслительная деятельность.
CORRECTIONAL WORK IN A CONDITION OF INCLUSIVE EDUCATION
Kryzhanovskay L. M.
MCTTU, Moscow
In this article problems of correctional activity of a teacher in conditions of inclusive education are reflected. Principles and methods of correctional work are detected. The psychological tool of joint activity of a teacher with group of pupils, psychotechnics of collective dialogue and management of a problem situation in the course of training are presented.
Key words: integrative education; cooperative cooperation; methods of collective activity; discussion; the psychological analysis of process of thinking; a problem situation; «brain storm»; collective cogitative activity.
РОЛЬ ВЕРБАЛЬНОГО КОДИРОВАНИЯ В ОПОЗНАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Григорьева Л. П.,
Вишнёва Е. А.,
МГЛУ, Москва
Изучался механизм целостного опознания изображений до и после их вербализации. Исследование включало психофизический аспект (определение характеристик целостного опознания зрительных образов) и психофизиологический аспект (изучение функциональных систем мозга, обеспечивающих целостное опознание). Анализ результатов выявил низкую успешность опознания изображений без их предварительной вербализации. Обсуждаются возможности формирования компенсаторных стратегий опознания у детей с нарушениями гностических механизмов.
Ключевые слова: зрительный образ, опознание, научение опознанию, стратегии компенсации, гностические механизмы.
THE ROLE OF VERBAL CODING IN VISUAL PATTERN RECOGNITION
IN CHILDREN WITH COMPLEX DISORDERS
Grigorjeva L.P.,
Vishneva E.A.,
MSLU, Moscow
The mechanism of whole image recognition of visual figures were studied. The study task included aspects: psychophysical (concerned with definition of characteristics of images whole recognition); and psychophysiological (study of functional mental systems providing whole recognition). The results analysis discovered that children with complex disorder have low level of efficiency of visual image recognition. Possibilities to develop some compensation strategies for children abnormalities of gnostic mechanisms are discussed.
Key words: image; recognition; gnostic mechanisms; children with complex disorders.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РОРШАХА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кабанов И. С.
Свистунова Е. В.
МГПУ, Москва
В данной статье обсуждается возможность использования Теста чернильных пятнен Роршаха для выявления особенностей становления психологических защит у детей дошкольного возраста в рамках системного подхода к диагностике. Особое внимание уделено перспективе изучения индивидуальной картины развития, как определяющего компонента манифестации и переструктурирования основных защитных механизмов личности (ЗМЛ). Дается представление о значении ЗМЛ для нормального развития ребенка, способного оказать прямое воздействие на формирование либо эффективных, либо дисгармоничных программ адаптации.
Ключевые слова: системный подход к диагностике, тест чернильных пятен Роршаха, защитные механизмы личности, дошкольное детство.
APPLYING OF RORSHAKH’S INK SPOTS TEST
FOR RESEARCHING OF DEFENCE MECHANISMS WITH PRESCHOOL AGE CHILDREN
Kabanov I. S.
Svistunova E. V.
MCTTU, Moscow
In the following article an opportunity of applying of Rorshakh’s ink spots test for discovering of preschool aged children's features of psychology defence moulding within the framework of systems approach to diagnosis is discussed. The main attention is devoted to the perspective of styduing of individual development as determinative component of manifestation and restructuring of the main personal defence mechanisms. An idea of meaning of personal defence mechanisms for normal children's development is given, which can provide straight influence of effective or disharmonious adaptation program forming.
Key words: systems approach to diagnosis, Rorshakh’s ink spots test, personal defence mechanisms, preschool childhood.
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Смирнова М. В.,
МГПУ, Москва
Данная статья посвящена изучению копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста. Она содержит краткий литературный обзор по данной проблеме. В статье отражено понятие механизмов психологической защиты: их развитие, особенности и проявление, функциональное назначение. Данному вопросу необходимо было уделить внимание, так как психологическая защита тесно связана с копинг-поведением у детей. В рамках изучения стрессоустойчивости детей младшего школьного возраста в 2010-2011 гг. проводилось исследование копинг-стратегий учащихся 3-4 классов. Исследование проводилось с помощью опросника копинг-стратегий детей школьного возраста, адаптированного И. М. Никольской и Р. М. Грановской для младших школьников. Результаты исследования представлены в этой статье.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, копинг-поведение, копинг-стратегии, защитные автоматизмы.
COPING-STRATEGIES WITH THE CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Smirnova M. V.,
MCTTU, Moscow
This article studies coping strategies with the kids of primary school age. It contains a brief literature summary regarding the above mentioned issue. The article reflects the concept of psychological defence mechanisms: their development, peculiarities and expression, functional purpose. This issue was necessary to pay attention to so far as psychological defence is closely related to coping behaviour with children. Within the frames of studying stress-resistance with the kids of primary school age within 2010-2011 there was conducted a research of coping strategies with pupils of the 3rd and the 4th forms. The research was conducted with the use of a questionnaire of coping strategies with school-age children, as adapted by Mrs. I.M. Nikolskaya and Mrs. R.M. Granovskaya for the children of primary school age. Results of the research are represented herein.
Key words: psychological defence mechanisms, coping behaviour, coping strategies, defensive automatisms.
ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва
В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу.
Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.
IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH'S RELIGION
Tkachenko A.V.,
MCTTU, Moscow
In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth's attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that modern young Muscovites are inclined to ietsism as the worship of an undefined Supreme Power.
Key words: religion, religiousness, ietsism, Orthodoxy, atheism, agnosticism, deism, pantheism, fatalism, traditional belief, religious dogma, moral relativism, religious people and unbelievers, social system.
СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ
Белан В. Т.
Национальный горный университет,
Днепропетровск, Украина
Предложена методика моделирования производственной деятельности оператора на базе универсального языка непрерывно-дискретного моделирования VHDL-AMS. Метод показал свою пригодность для моделирования широкого класса производственных систем, управляемых оператором.
Ключевые слова: системное моделирование, информационная нагрузка, деятельность оператора, эффективность работы.
SYSTEM MODELING OF OPERATORS’
PRODUCTION ACTIVITY
Belan V. T.
National Mining University,
Dnepropetrovsk, Ukraine
The technique of industrial activity modelling on the basis of universal continuous-discrete modelling VHDL-AMS language is offered. The method has shown the suitability for modelling a wide class of the production man-machine systems.
Key words: system modeling, information loading, operator’s activity, working efficiency.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Борисова В. А.
МГПУ, Москва
Представлены результаты изучения уровней развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития и школьников массовых классов. Выявлено, что у младших школьников коррекционных классов уровни развития образного и вербального воображения ниже, чем у учащихся массовых классов. Особенности образного воображения младших школьников с ЗПР свидетельствуют о недостаточной сформированности их образов-представлений, а особенности вербального воображения проявляются в ограничении словарного запаса, более длительном периоде словотворчества, снижении номинативной функции речи.
Ключевые слова: воображение, младший школьник, задержка психического развития, речь, уровень развития.
FEATURES OF CREATIVE IMAGINATION WITH
YOUNG SCHOOL STUDENTS WITH A MENTAL RETARDATION
AND DEVELOPMENTAL DELAY
Borisova V. A.
MCTTU, Moscow
Results of studying of levels of development of imagination at young school students with mental retardation and developmental delay and school students of mass classes are presented. It is revealed that at young school students of correctional classes levels of development of figurative and verbal imagination are lower than students of mass classes have. Features of figurative imagination of young school students with mental retardation and developmental delays testify to an insufficiency of their images representations, and features of verbal imagination are shown in lexicon restriction, in more longer period of word creation, in decreasing of a nominative function of speech.
Key words:imagination, younger school student, mental retardation and developmental delay, speech, level of development.
К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭТАПОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Шилова Т.А., Пономарева Е.А.,
МГПУ, Москва
Григорьева А.А.
ЯГПУ, Ярославль
В статье представлены исследования психологических особенностей взаимосвязи экзистенциальной мотивации и профессиональной самореализации педагогов. Рассмотрена идея природы возникновения экзистенциальной мотивации и показателей профессиональной самореализации, а также приведены результаты эмпирического исследования и их подтверждение. Показана роль четырех этапов экзистенциальной мотивации в осуществлении профессиональной самореализации.
Ключевые слова: экзистенциальная мотивация, профессиональная самореализация педагогов.
TO THE RESEARCH OF INTERRELATION OF STAGES OF EXISTENTIAL MOTIVATION WITH INDICATORS OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF TEACHERS
Shylova T.A., Ponomareva E.A.,
MCTTU, Moscow
Grigorieva A.A.
YSPU, Yaroslavl
In this article the researches of psychological features of interrelation of existential motivation and professional self-realization of teachers are presented. The idea of the nature of emergence of existential motivation and indicators of professional self-realization is considered, and also the results of empirical research and their confirmation are given. The role of four stages of existential motivation in an implementation of professional self-realization is shown.
Key words: existential motivation, professional self-realization of teachers.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА И ГЕНДЕРА
Яковлева А.В.
МГПУ, Москва
В статье подробно рассматривается проблематика изучения личностных особенностей слабовидящих подростков в зависимости от их пола и гендера. Показаны особенности формирования половой идентификации подростков с нарушениями зрения.
Ключевые слова: нарушение зрения, гендер, пол, личность.
STUDYING OF PERSONAL FEATURES
OF VISUALLY IMPAIRED TEENAGERS
DEPENDING ON THEIR SEX AND GENDER
Yakovleva A.V.
MCTTU, Moscow
In this article the details of the problems of studying the personality characteristics of visually impaired adolescents, depending on their sex and gender is showed. Special attention is paid to the study of gender-specific impaired teenagers.
Key words: visual impairment, gender, sex, personality.
ГЕВОРКЯН Елена Николаевна — доктор экономических наук, профессор. Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ, член-корреспондент РАО. Лауреат конкурса «Грант Москвы» 2008 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2008 в области образования, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Член экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по присвоению ученых званий.
GEVORCIAN Elena Nikolaevna — Doctor of Economics, Full professor. First Vice-Rector ofthe State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», corresponding member of the Russian Academy of Education. Laureate of the tender «Grant of Moscow» Education Award 2008, Laureate of the Russian Federation Government Education Award 2008, Medal of the Order «For Merit to the Fatherland» 2nd Class. Member of the council of experts on awarding of academic ranks of the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
E-mail: Gevorcian@mgpu.ru
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor. Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR MCTTU. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award 1998, Laureate of the Russian Federation Government Education Award 2009. Honorary Professor of MCTTU, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation. E-mail: RomanovaES@psy.mgpu.ru
РЫЖОВ Борис Николаевич – доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации .
RYZHOV Boris Nikolayevich – Doctor of Psychology, Full professor. Head of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».Laureate of the Russian Federation Government Education Award 2009, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. E-mail: rizhov51@mail.ru.
АБУШКИН Борис Михайлович – кандидат психологических наук, доцент. Заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ по науке.
ABUSHKIN Boris Mikhailovich – PhD (Psychology), Docent. Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: bma1947@mail.ru
БЕЛОУСОВ Александр Сергеевич – аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
BELOUSOV Alexandr Sergeevich - Post-graduate student of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Institute of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: krigspair@yandex.ru
ГАНДЕР Дмитрий Владимирович — доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, военный летчик первого класса.
GANDER Dmitriy Vladimirovich — Doctor of Psychology, Full professor. Associate professor of the Department of Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
ЧИБИСКОВА Оксана Владимировна – ассистент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
CHIBISKOVA Oxana Vladimirovna – Teaching assistant of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: chibiskova@mail.ru
КОГАН Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор. Заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
KOGAN Boris Mikhailovich – Doctor of Biology, Full professor. Head of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: boriskogan@mail.ru
АБРАМОВА Оксана Владимировна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Член Международного нейропсихологического общества.
ABRAMOVA Oxana Vladimirovna — Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Member of the International Neuropsychological Society. E-mail: ksanamail@gmail.com
ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
VAlYAVKO Svetlana Mikhailovna — PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: valyavko@yandex.ru
АВЕРЬЯНОВА Елена Владимировна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
AVERYANOVA Elena Vladimirovna — Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: aev80@yandex.ru
КРЫЖАНОВСКАЯ Лариса Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
KRYZHANOVSKAYA Larisa Mihailovna — PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: Lara.kry@yandex.ru
ГРИГОРЬЕВА Лидия Петровна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет».
GRIGORJEVA Lidiya Petrovna — Doctor of Psychology, Associate professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology of the Federal State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of «Moscow State Linguistic University».
E-mail: grigorievsy@gmail.com
ВИШНЕВА Екатерина Александровна — аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет».
VISHNEVA Ekaterina Alexandrovna — Post-graduate student of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology of the Federal State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of «Moscow State Linguistic University».
E-mail: Vishnjeva@yandex.ru
КАБАНОВ Игорь Сергеевич — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
KABANOV Igor Sergeevech — Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
Е-mail: Igor_ks@mail.ru
СВИСТУНОВА Екатерина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
SVISTUNOVA Ekaterina Vladimirovna - PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: proficiat@mail.ru
СМИРНОВА Маргарита Вячеславовна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
SMIRNOVA Margarita Vyacheslavovna — Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
Е-mail: khokhlovamv@gmail.com,
ТКАЧЕНКО Александр Владимирович – кандидат исторических наук, доцент. Доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TKACHENKO Alexandr Vladimirovich — PhD (History), Docent. Docent of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
Е-mail: professor.tkachenko@gmail.com
БЕЛАН Владимир Трофимович – доцент кафедрыметрологии и информационно-измерительных технологийэлектротехнического факультета Института электроэнергетики ГОУ Национальный горный университет (Днепропетровск, Украина).
BELAN Vladimir Trofimofich – Docent of the Department of Metrology and Information and Measurement Technology of Electrotechnical Faculty of the Institute of Power Industry of the State Educational Institution of Higher Professional Education National Mining University (Dnepropetrovsk, Ukraine)
БОРИСОВА Вера Александровна — старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
BORISOVA Vera Alexandrovna — Senior assistant professor of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: veraalekx@mail.ru
ШИЛОВА Тамара Алексеевна – доктор психологических наук, профессор. Заведующая кафедрой социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
SHILOVA Tamara Alekseevna — Doctor of Psychology, Full professor. Head of the Department of Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: shilova_toma@mail.ru
ПОНОМАРЕВА Елена Алексеевна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
PONOMAREVA Elena Alexeevna — PhD (Psychology), Docent. Docent of the Department of Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
ГРИГОРЬЕВА Александрина Андреевна — научный сотрудник ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, заместитель директора по социально-психологической работе ГБОУ ДЮЦ «Отрадное», соискатель кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д.Ушинского».
GRIGORJEVA Alexandrina Andreevna — Research worker of the Federal State Government-Financed Research Institute for National Scientific Center of Narcomania of Ministry of Health and social development of the Russian Federation, Deputy director for social-psychological work of the State Educational Government-Financed child-youthful Institution «Otradnoe», applicant for the PhD degree of the Department of Pedagogical Psychology of the Federal State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education «Yaroslavsky State Pedagogical University by K.D. Ushinsky».
E-mail: alexandrina_gr@mail.ru
ЯКОВЛЕВА Анна Вадимовна – ассистент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
YAKOVLEVA Anna Vadimovna — Teaching assistant of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: annayakovleva08@yandex.ru