Системная психология и социология » Журнал » 2012 №5 |
Журнал » 2012 №5 : Титульный лист № 5 |
Просмотров: 5181
Всероссийское периодическое издание Научно-практический журнал
Системная психология и социология
№ 5 (I) 2012
Выходит 2 раза в год
Москва 2012
Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно- практический журнал. – М.: МГПУ, 2012. – № 5 (I). –140c.
ISSN 2223-6880
Редакционная коллегия Романова Евгения Сергеевна (главный редактор), Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович, Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна, Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна, Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора) Тюков Анатолий Александрович
Редакционный совет Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва), Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва), Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород), Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва), Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва), Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь), Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург), Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва) Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.
Учредитель: Московский городской педагогический университет Подписной индекс издания: 83333 Зав. редакцией Чибискова О.В. Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.
Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27 Тел. +7 495 612 6716 E-mail: info@systempsychology.ru Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2012 |
Журнал » 2012 №5 : Рыжов Б.Н., СИСТЕМНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ |
Просмотров: 47706
Теория и метод системной психологии
СИСТЕМНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ Рыжов Б.Н.,
В статье предложена новая периодизация развития человека, основанная на использовании принципов системной психологии и системной теории мотивации. Приводится описание и обоснование выделения восьми 12-и летних эпох жизни человека, каждая из которых соответствует актуализации одного из восьми выделяемых в системной психологии видов мотивации.
SYSTEMS PERIODIZATION OF THE DEVELOPMENT
In this article the new periodization of the human’s development is offered, which is based on the principles of systems psychology and the system theory of motivation. The description and justification of the allocation of eight twelve-years cycles of human life is provided, each of which corresponds to updating of one of the eight types of motivation allocated in systems psychology. |
Журнал » 2012 №5 : Романова Е.С., Абушкин Б.М. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Просмотров: 8534
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Романова Е.С., Абушкин Б.М., МГПУ, Москва Представлен метод анализа показателей глазодвигательной активности в качестве индикатора психических процессов и состояний человека. Представлены результаты исследований взаимосвязи между показателями глазодвигательной активности, характеризующими мыслительную деятельность, и параметрами продуктивности познавательных процессов у школьников с нормальным развитием и с отклонениями в развитии. Показана валидность методики исследования развития познавательных процессов школьников на основе анализа их зрительной деятельности.
A RESEARCH METHOD OF THE PUPILS’ COGNITIVE PROCESSES DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THEIR VISUAL ACTIVITY
Romanova E. S., Abushkin B.M, MCTTU, Moscow
The method of the analysis of indicators of oculomotor activity as the indicator of mental processes and conditions of the person is presented. Results of researches of interrelation between the oculomotor activity indicators, characterizing cogitative activity, and parameters of informative processes efficiency of pupils with normal development and with deviations in development are presented. The validity of a technique of research of development of informative processes of pupils on the basis of the analysis of their visual activity is shown. Key words: oculomotor activity; test tasks, saccades; perceptive processes, traceable indicators.
|
Журнал » 2012 №5 : Борисова В.А. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ |
Просмотров: 14875
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Борисова В.А., Представлены результаты изучения уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями. Изучение уровня воображения дошкольников с речевыми нарушениями показало, что эти дети в большинстве случаев имеют средние и низкие показатели развития образного воображения, но значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по показателям вербального воображения. Использование развивающей программы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня, ведет к значимому повышению уровня их воображения, а также способствует развитию речи.
IMAGINATION FEATURES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS Borisova V. A., Results of studying of levels of development of imagination at children of the advanced preschool age with normal speech development and with speech disorders are presented. Studying of level of imagination of preschool children with speech disorders showed that these children in most cases have average and low values of development of figurative imagination, but considerably lag behind normally developing contemporaries on indicators of verbal imagination. Use of the developing program with children having the general developmental speech disorders of the third level, conducts to significant increase of level of their imagination, and also promotes speech development. |
Журнал » 2012 №5 : Львова С.В., Унру О.В., ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА |
Просмотров: 7268
ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ Львова С.В., Унру О.В., Статья рассматривает основные этапы развития аксиологического знания. Особое внимание уделяется вариативности значений и смыслов ценности как социально-психологического феномена в различных научных концепциях в процессе развития общества.
VALUE: THE VARIABILITY OF SIGNIFICANCES AND MEANINGS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY Lvova S.V., The article considers the main stages of development of the axiological knowledge. Particular attention is paid to variability of significances and meanings of values as a social-psychological phenomenon in different concepts in the development of society. |
Журнал » 2012 №5 : Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) |
Просмотров: 18601
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, В статье рассматриваются причины возникновения и исторические аспекты формирования понятия «уровня жизни». Подробно рассматриваются современные представления о его сути, основных свойствах, признаках и способах определения. При этом в работе освещены практически все многочисленные современные подходы к трактовке и определению данного понятия, глубоко различающиеся в зависимости от особенностей мировоззрения той или иной научной и философской школы послужившей базой для его формирования.
MODERN PSYCHOLOGICAL APPROACHES Rotova E.E., Mashilov K.V., Zhygareva E.B., Kogan B. M., In this article the reasons of emergence are considered and historical aspects of formation of concept «life level». Modern ideas of its essence, the main properties, signs and ways of definition are considered in detail. Thus in this work all numerous modern approaches to treatment and definition of this concept outlooks of this or that scientific and philosophical school deeply differing depending on features with formed base for its formation are shined practically. |
Журнал » 2012 №5 : Ермилов Н.Н., Рац А.Я., Рыжов Б.Н., Чибискова О.В., ТЕХНОЛОГИЯ БИОС - НОВЫЙ МЕТОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ |
Просмотров: 6800
ТЕХНОЛОГИЯ БИОС - НОВЫЙ МЕТОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ Ермилов Н.Н., Рац А.Я., Статья посвящена описанию нового метода восстановления психической работоспособности человека на основе комплексной полимодальной стимуляции в режиме двухконтурной биологической обратной связи.
BIOS TECHNOLOGY – NEW PSYCHIC WORK CAPACITY OPTIMIZATION METHOD Ermilov N.N., Ratc A.Y. The Article is devoted to the description of a new method of optimization of psychic work capacity of a person on the basis of complex polymodal stimulation in a mode of double-circuit biological feedback. |
Журнал » 2012 №5 : Д.Н. Чернов, К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ |
Просмотров: 7451
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ Д.Н. Чернов, В статье обсуждается проблема социокультурной обусловленности речевого развития ребенка. Показано, что, несмотря на многочисленные исследования этого вопроса в психологии отсутствует комплексная модель социокультурной обусловленности речевого развития. Обсуждаются методологические недостатки проводимых исследований с точки зрения поиска системообразующих условий становления речи в контексте включенности ребенка в микро- макросистемные социокультурные отношения. Излагаются результаты изучения отельных факторов речевого развития ребенка, позволяющие перейти к построению интегральной модели социокультурной обусловленности речевого развития ребенка в онтогенезе.
TO A PROBLEM OF SOCIOCULTURAL Chernov D.N., In article the problem of sociocultural conditionality of language development of the child is discussed. It is shown, that, despite numerous researches of this question in psychology there is no complex model of sociocultural conditionality of language development. Methodological lacks of spent researches from the point of view of search of system forming conditions of formation of language in a context of an inclusiveness of the child in mikro- and macrosystem sociocultural relations are discussed. Results of studying of separate factors of language development of the child are stated, allowing to pass to construction of integrated model sociocultural conditionality of language development of the child in ontogenesis. |
Журнал » 2012 №5 : Шилова Т. А., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ |
Просмотров: 14466
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Шилова Т. А.,
В статье представлены исследования психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков с позиций рассогласования психического развития как причины его возникновения. Рассмотрена идея природы возникновения данного поведения и приведены результаты эмпирического исследования в её подтверждение. Показана роль аддикции, как стремления к уходу от реальности через иллюзорный мир под воздействием психотропных веществ в подростковом возрасте.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS’
Shylova T.A., In this article the researches of psychological features of deviating behavior of teenagers from the position of dissonance of mental development as the reasons of its emergence are presented. The idea of the nature of emergence of this behavior is considered and results of empirical research are given in its confirmation. The role of addiction as aspirations to an escape from the reality through the illusory world under the influence of psychotropic substances at teenage age is shown. |