![]() |
Теория и метод системной психологии
СИСТЕМНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Рыжов Б.Н.,
МГПУ, Москва
В статье предложена новая периодизация развития человека, основанная на использовании принципов системной психологии и системной теории мотивации. Приводится описание и обоснование выделения восьми 12-и летних эпох жизни человека, каждая из которых соответствует актуализации одного из восьми выделяемых в системной психологии видов мотивации.
Ключевые слова: система, структура, возраст, развитие, эра жизни, экзистенциальная эпоха, доминирующая мотивация, периодизация, самореализация, самосохранение, репродуктивная мотивация, нравственная мотивация, альтруизм.
SYSTEMS PERIODIZATION OF THE DEVELOPMENT
Ryzhov B.N.,
MCTTU, Moscow
In this article the new periodization of the human’s development is offered, which is based on the principles of systems psychology and the system theory of motivation. The description and justification of the allocation of eight twelve-years cycles of human life is provided, each of which corresponds to updating of one of the eight types of motivation allocated in systems psychology.
Key words: system, structure, age, development, an era of life, the existential era, dominating motivation, periodization, self-realization, self-preservation, reproductive motivation, moral motivation, altruism.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Романова Е.С., Абушкин Б.М.,
МГПУ, Москва
Представлен метод анализа показателей глазодвигательной активности в качестве индикатора психических процессов и состояний человека. Представлены результаты исследований взаимосвязи между показателями глазодвигательной активности, характеризующими мыслительную деятельность, и параметрами продуктивности познавательных процессов у школьников с нормальным развитием и с отклонениями в развитии. Показана валидность методики исследования развития познавательных процессов школьников на основе анализа их зрительной деятельности.
Ключевые слова: глазодвигательная активность; тестовые задания, саккады; перцептивные процессы, регистрируемые показатели.
A RESEARCH METHOD OF THE PUPILS’ COGNITIVE PROCESSES DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THEIR VISUAL ACTIVITY
Romanova E. S., Abushkin B.M,
MCTTU, Moscow
The method of the analysis of indicators of oculomotor activity as the indicator of mental processes and conditions of the person is presented. Results of researches of interrelation between the oculomotor activity indicators, characterizing cogitative activity, and parameters of informative processes efficiency of pupils with normal development and with deviations in development are presented. The validity of a technique of research of development of informative processes of pupils on the basis of the analysis of their visual activity is shown.
Key words: oculomotor activity; test tasks, saccades; perceptive processes, traceable indicators.
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Борисова В.А.,
МГПУ, Москва
Представлены результаты изучения уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями. Изучение уровня воображения дошкольников с речевыми нарушениями показало, что эти дети в большинстве случаев имеют средние и низкие показатели развития образного воображения, но значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по показателям вербального воображения. Использование развивающей программы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня, ведет к значимому повышению уровня их воображения, а также способствует развитию речи.
Ключевые слова: воображение, речь, развивающее обучение, уровень развития, дошкольник.
IMAGINATION FEATURES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
WITH SPEECH DISORDERS
Borisova V. A.,
MCTTU, Moscow
Results of studying of levels of development of imagination at children of the advanced preschool age with normal speech development and with speech disorders are presented. Studying of level of imagination of preschool children with speech disorders showed that these children in most cases have average and low values of development of figurative imagination, but considerably lag behind normally developing contemporaries on indicators of verbal imagination. Use of the developing program with children having the general developmental speech disorders of the third level, conducts to significant increase of level of their imagination, and also promotes speech development.
Key words: imagination, speech, developing training, a level of development, preschool child.
ЦЕННОСТЬ: ВАРИАТИВНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ И СМЫСЛОВ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Львова С.В., Унру О.В.,
МГПУ, Москва
Статья рассматривает основные этапы развития аксиологического знания. Особое внимание уделяется вариативности значений и смыслов ценности как социально-психологического феномена в различных научных концепциях в процессе развития общества.
Ключевые слова: ценности, аксиология, мироощущение, нравственные качества и ориентиры, научные концепции, общечеловеческие ценности.
VALUE: THE VARIABILITY OF SIGNIFICANCES AND MEANINGS IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
Lvova S.V.,
Unruh O.V.
MCTTU, Moscow
The article considers the main stages of development of the axiological knowledge. Particular attention is paid to variability of significances and meanings of values as a social-psychological phenomenon in different concepts in the development of society.
Keywords: values, axiology, attitude, moral qualities and orientations, scientific concepts, human values.
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М,
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются причины возникновения и исторические аспекты формирования понятия «уровня жизни». Подробно рассматриваются современные представления о его сути, основных свойствах, признаках и способах определения. При этом в работе освещены практически все многочисленные современные подходы к трактовке и определению данного понятия, глубоко различающиеся в зависимости от особенностей мировоззрения той или иной научной и философской школы послужившей базой для его формирования.
Ключевые слова: качество жизни, счастье, смысл жизни.
MODERN PSYCHOLOGICAL APPROACHES
TO THE ANALYSIS OF THE LIFE QUALITY
(THE LITERATURE REVIEW)
Rotova E.E., Mashilov K.V., Zhygareva E.B., Kogan B. M.,
MCTTU, Moscow
In this article the reasons of emergence are considered and historical aspects of formation of concept «life level». Modern ideas of its essence, the main properties, signs and ways of definition are considered in detail. Thus in this work all numerous modern approaches to treatment and definition of this concept outlooks of this or that scientific and philosophical school deeply differing depending on features with formed base for its formation are shined practically.
Key words: life quality, happiness, sense of life.
ТЕХНОЛОГИЯ БИОС - НОВЫЙ МЕТОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Ермилов Н.Н., Рац А.Я.,
ИЛИП, Санкт-Петербург,
Рыжов Б.Н., Чибискова О.В.,
МГПУ, Москва
Статья посвящена описанию нового метода восстановления психической работоспособности человека на основе комплексной полимодальной стимуляции в режиме двухконтурной биологической обратной связи.
Ключевые слова: системный подход, классификация методов направленной коррекции функциональных состояний человека, метод комплексной полимодальной стимуляции в режиме биологической обратной связи, психическая работоспособность человека, функциональное состояние.
BIOS TECHNOLOGY – NEW PSYCHIC WORK CAPACITY OPTIMIZATION METHOD
Ermilov N.N., Ratc A.Y.
ILIP, St. Petersburg
Ryzhov B.N., Chibiskova O.V.,
MCTTU, Moscow
The Article is devoted to the description of a new method of optimization of psychic work capacity of a person on the basis of complex polymodal stimulation in a mode of double-circuit biological feedback.
Key words: systems approach, classification of methods of the directed correction of functional conditions of the person, method of complex polymodal stimulation in a mode of biological feedback, psychic work capacity, functional state.
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Д.Н. Чернов,
РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва
В статье обсуждается проблема социокультурной обусловленности речевого развития ребенка. Показано, что, несмотря на многочисленные исследования этого вопроса в психологии отсутствует комплексная модель социокультурной обусловленности речевого развития. Обсуждаются методологические недостатки проводимых исследований с точки зрения поиска системообразующих условий становления речи в контексте включенности ребенка в микро- макросистемные социокультурные отношения. Излагаются результаты изучения отельных факторов речевого развития ребенка, позволяющие перейти к построению интегральной модели социокультурной обусловленности речевого развития ребенка в онтогенезе.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, речь, социокультурная обусловленность развития ребенка, язык.
TO A PROBLEM OF SOCIOCULTURAL
CONDITIONALITY
OF LANGUAGE DEVELOPMENT
Chernov D.N.,
RSMU by N. I. Pirogova, Moscow
In article the problem of sociocultural conditionality of language development of the child is discussed. It is shown, that, despite numerous researches of this question in psychology there is no complex model of sociocultural conditionality of language development. Methodological lacks of spent researches from the point of view of search of system forming conditions of formation of language in a context of an inclusiveness of the child in mikro- and macrosystem sociocultural relations are discussed. Results of studying of separate factors of language development of the child are stated, allowing to pass to construction of integrated model sociocultural conditionality of language development of the child in ontogenesis.
Key words: child-parent relationships, speech, sociocultural conditionality of child development, language.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Шилова Т. А.,
МГПУ, Москва
В статье представлены исследования психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков с позиций рассогласования психического развития как причины его возникновения. Рассмотрена идея природы возникновения данного поведения и приведены результаты эмпирического исследования в её подтверждение. Показана роль аддикции, как стремления к уходу от реальности через иллюзорный мир под воздействием психотропных веществ в подростковом возрасте.
Ключевые слова: рассогласование психического развития, отклоняющееся поведение, психологические особенности отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, гармоничное поведение, проблема мотивации в поведении.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS’
DEVIATING BEHAVIOR
Shylova T.A.,
MCTTU, Moscow
In this article the researches of psychological features of deviating behavior of teenagers from the position of dissonance of mental development as the reasons of its emergence are presented. The idea of the nature of emergence of this behavior is considered and results of empirical research are given in its confirmation. The role of addiction as aspirations to an escape from the reality through the illusory world under the influence of psychotropic substances at teenage age is shown.
Key words: dissonance of the mental development, deviating behavior, psychological features of deviating behavior, addictive behavior, harmonious behavior, motivation problem in behavior.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Аверьянова Е.В.,
МГПУ, Москва
В статье рассматривается вопрос связи ценностной сферы родителей и детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: родители, дошкольники, ценности, ценностные ориентации, тест, общее недоразвитие речи.
PRESCHOOL CHILDREN’S VALUABLE ORIENTATIONS WITH DEVELOPMENTAL SPEECH DISORDERS AND THEIR PARENTS
Averyanova Е.V.,
MCTTU, Moscow
In this article the relations of parental values to preschool children with developmental speech disorder are examined.
Key words: parents, preschool children, values, valuable orientations, test, speech disorders.
ОТНОШЕНИЕ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К РЕЛИГИИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва
В статье содержится анализ социологического исследования, направленного на выявление уровня религиозности московской молодежи и на обнаружение взаимосвязи между религиозным чувством и нравственными ценностями молодого поколения.
Ключевые слова: религиозность, молодежь, нравственность, мораль, моральный релятивизм, итсизм, социальная норма, социальная система, социальное равновесие.
YOUNG PEOPLE’ S ATTITUDE TOWADS
RELIGION AND MORALS IN MOSCOW
Tkachenko A.V.,
MCTTU, Moscow
In this article the analysis of the social research is shown, directed to the exposure of the religiousness level of the young people of Moscow and to the disclosure of the correlation between religiousness feeling and moral values of the young generation.
Key words: religiousness, young people, morals, morality, social standard, social system, social harmony.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Тютченко А.М.,
МГПУ, Москва
В статье представлен системный анализ прогнозирования морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений военнослужащих. Излагаются возможности формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
Ключевые слова: морально-психологическое состояние (МПС), военнослужащие, прогнозирование МПС, пути формирования МПС.
SYSTEMS ANALYSIS OF SERVICEMEN’S
MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE FORECASTING
AND FORMATION WAYS
Tyutchenko A.M.,
MCTTU, Moscow
In this article the systems analysis of forecasting of a moral and psychological state of staff of parts and divisions of militaries is presented. Possibilities of formation of a moral and psychological state of the military are stated.
Key words: moral and psychological state, military, forecasting of moral and psychological state, way of formation of moral and psychological state.
ПРИНЦИПЫ ВЛИЯНИЯ И ФОРМЫ ВЛАСТИ
КАК РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Шейнов В.П.,
БГУ, Минск
В статье проанализированы подходы к понятиям «власть», «влияние», «психологическое воздействие» и их взаимосвязи. Показано, что широко известные шесть принципов влияния Р. Чалдини и шесть форм власти Френча-Рейвена, по-существу, являются реализациями модели психологического воздействия.
Ключевые слова: психологическое воздействие, влияние, власть, связи, принципы, формы, модель.
PRINCIPLES OF INFLUCENCE AND FORMS OF POWER
AS IMPLEMENTATION OF THE PSYCHOLOGICAL INFLUENCE MODEL
Sheinov V. P.
BSU, Minsk
In the article, the approaches to definitions of power, influence, and psychological impact are analysed in their inter-relation. It is shown that the wide-known 6 principles of influence by R. Chaldini, and French and Raven's six bases of power are, in essence, implementations of the model of psychological influence.
Key words: psychological influence, influence, power, relations, principles, forms , model.
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ Г.И.ЧЕЛПАНОВА
Илюшина Н.Н.,
МГПУ, Москва
Содержание подготовки педагогических кадров находится в стадии активных изменений. В этом контексте актуален вопрос психологической культуры учителя. В статье показано, что стратегическим ресурсом преобразований в области психологической подготовки учителя служат наработки отечественной психологии образования, в частности научное наследие Г.И.Челпанова.
Ключевые слова: психологическое образование, профессиональная культура учителя, психологическая культура учителя, концепция формирования профессионально-психологической культуры учителя, профессиональная компетентность учителя, содержание психологической подготовки учителя.
TO A QUESTION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF
A TEACHER IN G.I. CHELPANOV’S WORKS
Ilyushina N.N.,
MCTTU, Moscow
The content of teacher training is in the process of active change. In this context, the pressing question of psychological culture teacher. The article shows that a strategic resource in the field of psychological transformation of teacher training are developments of national psychology of education, particularly scientific heritage Chelpanov.
Key words: psychological education and professional culture of teachers, teacher's psychological culture, the concept of professionally-psychological culture of teachers, teacher's professional competence, the content of the psychological preparation of teachers.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сакович С. М.,
МГПУ, Москва
Аннотация: в статье рассматриваются процессы развития высшего социологического образования, формирование российского рынка социологических услуг, проблемы качества подготовки специалистов-социологов.
Ключевые слова: социологическое исследование, прикладная социология, стандарты высшего образования.
SOME ASPECTS OF SOCIOLOGY DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA
Sakovich S.M.,
MCTTU, Moscow
Abstract. The article deals with the processes of development of high sociological education, formation of the Russian Market sociological services, problems of quality training sociologists.
Key words: sociological research, applied sociology, the standards of higher education.
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 1998 г., Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor, Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «MCTTU». Honoured Teacher of the Russian Federation, Honorary member of the Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the Award of the President of the Russian Federation in a sphere of Education 1998, Laureate of the Award of the Government of the Russian Federation in a sphere of Education 2009. The Emeritus Professor of MCPU, the member of presidium of Educational and Methodological amalgamation of the Universities of the Russian Federation, Honoured higher school Worker of the Russian Federation. E-mail: RomanovaES@psy.mgpu.ru
РЫЖОВ Борис Николаевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г., Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации .
RYZHOV Boris Nikolayevich – Doctor of Psychology, Full professor, Head of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Laureate of the Award of the Government of the Russian Federation in a sphere of Education 2009, Honorary member of the Higher Professional Education of the Russian Federation. E-mail: rizhov51@mail.ru.
АБУШКИН Борис Михайлович – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ по науке.
ABUSHKIN Boris Mikhailovich – PhD (Psychology), Docent, Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: bma1947@mail.ru
БОРИСОВА Вера Александровна – старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
BORISOVA Vera Alexandrovna - assistant professor of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: veraalekx@mail.ru
ЛЬВОВА Светлана Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ по воспитательной работе.
LVOVA Svetlana Vladimirovna - PhD (Psychology), Docent, docent of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the of Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Deputy director for the educational work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: lvova.c@mail.ru
УНРУ Ольга Викторовна — аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
UNRUH Olga Viktorovna — post-graduate student of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». Е-mail: frauadler@list.ru
РОТОВА Екатерина Евгеньевна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
ROTOVA Ekaterina Evgenevna — post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the of Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail:damnedrain@gmail.com
МАШИЛОВ Кирилл Вадимович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
MASHILOV Kirill Vadimovich - PhD (Medicine), docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: k.v.mashilov@mail.ru
ЖИГАРЕВА Екатерина Борисовна – заместитель директора по опытно-экспериментальной работе НОУ школы «Выбор», преподаватель биологии и экологии высшей квалификационной категории.
ZHYGAREVA Ekaterina Borisovna - deputy director for the Research work of the school «Choice», the higher skill category teacher of Biology andEcology.
КОГАН Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
KOGAN Boris Mikhailovich – Doctor of Biology, Full professor, Head of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: boriskogan@mail.ru
ЕРМИЛОВ Николай Николаевич — Генеральный директор ЗАО «Инновации ленинградских институтов и предприятий» (Санкт-Петербург).
ERMILOV Nikolay Nikolaevich – Chief Executive Officer of the «Innovations of Leningrad Institutes and Enterprises CJSC» (Saint Petersburg).
РАЦ Александр Яковлевич - доктор технических наук.
Научный консультант ЗАО "Инновации ленинградских институтов и предприятий", " (Санкт-Петербург).
RATS Alexander Yakovlevich - Doctor of technics. Scientific consultant of the «Innovations of Leningrad Institutes and Enterprises CJSC» (Saint Petersburg).
ЧИБИСКОВА Оксана Владимировна – аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
CHIBISKOVA Oxana Vladimirovna – post-graduate student of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University»
E-mail: chibiskova@mail.ru
ЧЕРНОВ Дмитрий Николаевич — кандидат психологических наук, доцент, cтарший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории разработки технологий диагностики развития личности Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
CHERNOV Dmitry Nikolayevich — PhD (Psychology), Associate professor, Senior staff scientist of research laboratory of working out of technologies of diagnostics of the person development, Russian State Medical University by N. I. Pirogova, Moscow. E-mail: chernov_dima@mail.ru
ШИЛОВА Тамара Алексеевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
SHILOVA Tamara Alekseevna - Doctor of Psychology, Full professor, Head of the Department of Social Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
АВЕРЬЯНОВА Елена Владимировна — аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
AVERYANOVA Elena Vladimirovna — Post-graduate student of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
ТКАЧЕНКО Александр Владимирович – кандидат исторических наук, доцент. Доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TKACHENKO Alexandr Vladimirovich — PhD (History), Docent, docent of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
Е-mail: professor.tkachenko@gmail.com
ТЮТЧЕНКО Александр Максимович – кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TYUTCHENKO Alexandr Maksimovich – PhD (History), Full professor, Head of the Department of Social work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: tyutchenkoam@yandex.ru
ШЕЙНОВ Виктор Павлович – доктор социологических наук, профессор, академик Международной Академии информационных технологий, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета.
SHEINOV Viktor Pavlovich — Doctor of Sociology, Full professor, Academician of the International Academy of Information Technologies, professor of Department of Psychology and Pedagogical Proficiency the Institute of Higher Education under the auspices of the Belarusian State University.
E-mail: sheinov1@mail.ru
ИЛЮШИНА Наталья Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
ILYUSHINA Natalya Nikolaevna — PhD (Pedagogy), docent of the Department of Theory and history of Pedagogy of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University».
E-mail: innxx@mail.ru
САКОВИЧ Светлана Михайловна - соискатель кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
SAKOVICH Svetlana Mihailovna - post-graduate student of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University». E-mail: svetas99@list.ru