Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2011 №4 : Титульный лист 2 (4)

Просмотров: 4670

Всероссийское периодическое издание

Научно-практический журнал

 

Системная психология

 и социология

 

№ 4 (II) 2011

 

 

Выходит 2 раза в год

 

 

ISSN 2223 -6880

 

Москва

2011

 

 

 

 

 

 

ISSN 2223-6880

 

Редакционная коллегия

 

Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),

Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,

Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,

Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,

Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора)

Тюков Анатолий Александрович

 

 

Редакционный совет

 

Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),

Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),

Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),

Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),

Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),

Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),

Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),

Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)

 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.

 

Учредитель: Московский городской педагогический университет

 

Подписной индекс издания: 83333

 

Зав. редакцией Чибискова О.В.

Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.

 

Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27

Тел. +7 495 612 6716

E-mail: info@systempsychology.ru

 

Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.

      http://www.systempsychology.ru           

 

 

© ГОУ ВПО МГПУ, 2011


 

Журнал » 2011 №4 : Содержание 2011 №4

Просмотров: 4410

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Теория и метод системной психологии

Романова Е.С. Инновационная деятельность Института в системе профориентационной работы


2.    Психологические исследования

Набатникова Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе……………………………………………………………………………….
Абушкин Б.М. Психологический анализ особенностей эмоциональных переживаний школьников, получающих музыкальное образование…………………………………………………..
Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М. Психологические особенности подростков, страдающих эпилепсией……………………………………………………………………
Тютченко А.М. Системный анализ понятия морально-психологического состояния военнослужащих и его оценки…………………………………………………………….
Консон Г.Р. Психология трагического в картинах Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего…
Ерёмина Л.Ю. Система социально-психологической работы с детьми, переживающими последствия чрезвычайных ситуаций…………………………………………………….
Корнилова О.А. Особенности экстремистских настроений и поведенческих практик в молодежной среде маргиналов и социально-адаптационных студентов………………..
Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………………….
Кожинова О.В. Психологические особенности повышения психической работоспособности учащихся кадетских корпусов……………………………………………………………..
Белоусов А.С. Психологические особенности личности людей с глубокой патологией зрительного анализатора………………………………………………………………………………..
Борисова В.А. Взаимосвязь развития речи и воображения у детей дошкольного возраста………..

3. Системная психология спорта


Родионов А.В. Системное исследование психического состояния при экстремальной деятельности…………………………………………………………………………………
Сивицкий В.Г., Родионов В.А. Эффективная система управления психическим состоянием в спорте……………………………………………………………………………………

4. Слово молодому ученому

Комаров Р.В. Системно-психологический анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек» ……

5. События и информация

Городская научно-практическая конференция «Психологическая служба в высшем учебном заведении», 15 февраля 2012 г…………………………………………………….………………………


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2011, № 4(II)…………


CONTENTS

1.    Theory and method of Systems Psychology

Romanova E.S. Innovative activity of the Institute in a system of the vocational guidance work……

2.    Psychological researches

Nabatnikova L.P.  Psychological counseling in the system of the psychological support service at the Institute of a higher education……………………………………………………………………………..
Abushkin B.M. Psychological analysis of features of emotional experiences of pupils receiving music education……………………………………………………………………………………………
Mashylov K. V., Zhygareva E.B., Kogan B.M. Psychological features of adolescents suffering from the epilepsy…………………………………………………………………………………………………….
Tyutchenko A.M. Systems analysis of the term «Moral – and – psychological state» of militaries and its estimation………………………………………………………………………………………..
Konson G.R. Psychology of tragic at the paintings of Hieronymus Sosch and Pieter Bruegel the Elder
Yeremina L.Y. System of a social – and – psychological work with children suffering from the consequences of the cases of emergency…………………………………………………………………..
Kornilova O.A. Features of extremism and behavioral practices among young fringes and socially-adapted students…………………………………………………………………………………………..
Svistunova E.V., Ananyeva E.V. Integrated approach to the vocational guidance and vocational counseling of adolescents with the limited possibilities of health………………………………………….
Kozhinova O.V. Psychological features of increasing of the psychic work capacity of pupils of the military school……………………………………………………………………………………
Belousov A.S. Psychological features of the people’s personality with deep visual analyzer pathology….
Borisova V.A. Interrelation of the development of children’s speech and imagination at the preschool age
                
3.    Systems Psychology of Sports

 


Rodionov A.V. System research of the mental state under extreme activity………………………………..
Sivitsky V.G., Rodionov V.A. Effective control system of the mental state in sports

4.    A word to the young scientist

Komarov R.V. System-psychological analysis of the poem by S. Yesenin The black man………………

5.    Events and information

City scientifically-practical conference «Psychological service in a higher educational institution»,  February, 15th, 2012………………………………………………………………………………………..


Authors of the journal “Systems psychology and sociology”, 2011, № 4(II)……………………………..


 

Журнал » 2011 №4 : Романова Е.С. ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Просмотров: 12535

1.    Теория и метод системной психологии

ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Романова Е.С.,
МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются общие проблемы становления системы профориентационной работы в школе как определенного социального института. Представлен спектр инноваци-онных идей и подходов, новых технологий и методов работы в сфере профориентации. Ре-ализована комплексная полипрофилирующая программа профориентационной работы в школе, которая представляет собой целостную систему профориентации молодежи на этапе школьного обучения.
Ключевые слова: современная школа, научно-исследовательская деятельность, профес-сиональная ориентация, психологическое сопровождение, полипрофилирующая программа, личностный потенциал.

 


INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INSTITUTE IN A SYSTEM
 OF THE VOCATIONAL GUIDANCE WORK

 


Romanova E.S.,
MCPU, Moscow

 


In this article the general problems of formation of a system of vocational guidance work at school as a certain kind of a social institute are considered. The spectrum of the innovative ideas and the approaches, new technologies and methods of work in the vocational guidance sphere is presented. The integrated poly-vocational program of the vocational guidance work at school is realized, which represents a complete system of vocational guidance of youth at a stage of school training.
Keywords: modern school, research activity, vocational guidance, psychological maintenance, poly-vocational program, potential of the personality.


 

Журнал » 2011 №4 : Набатникова Л. П., ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВУЗЕ

Просмотров: 19826

 Психологические исследования

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВУЗЕ

 


Набатникова Л. П.,

МГПУ, Москва



В статье рассматриваются проблемы психологического консультирования, его позиция и роль в системе психологической службы вуза. Раскрываются системно обусловленные содержательные аспекты студенческих запросов, излагаются возможности приобретения студентом личностно значимого опыта решения психологических проблем посредством психологического консультирования.

Ключевые слова: системный подход, система, контекст социальной среды, психологическая помощь, психологический запрос.

 

PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN THE SYSTEM OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT SERVICE AT THE INSTITUTE OF A HIGHER EDUCATION



Nabatnikova L.P.,

MCPU, Moscow



The article describes the problems of psychological counseling, its position and a role in a system of a psychological service of a higher education. The system-conditioning substantial aspects of student's inquiries are disclosed, the students’ possibilities in getting personal experience in a process of solving of psychological problems by means of psychological counseling are stated

Key words: systems approach, system, context of the social environment, the psychological support, psychological inquiry.

 


 

Журнал » 2011 №4 : Абушкин Б.М., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Просмотров: 10814

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ



Абушкин Б.М.,
МГПУ, Москва

 


Работа посвящена проблеме экспериментального исследования эмоциональной сферы школьников. Для исследования предложена методика семантического дифференциала, тщательно теоретически разработанная  В.Ф. Петренко и его сотрудниками . В исследовании использовался авторский модифицированный вариант методики семантического дифференциала. Экспериментальное исследование проводилось на двух выборках школьников – контрастно отличающихся друг от друга по критерию наличия музыкального образования. Результаты свидетельствуют о высокой дифференциальной чувствительности метода семантического дифференциала и имеют высокое прикладное значение.

Ключевые слова: эмоциональная сфера личности, процесс дифференциации, методика семантического дифференциала, учащиеся детской музыкальной школы, критерий Манна-Уитни.



 

 PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF FEATURES OF EMOTIONAL
EXPERIENCES OF PUPILS RECEIVING MUSIC EDUCATION



Abushkin B.M.,
MCPU, Moscow

 

The work is devoted to a problem of an experimental research of emotional sphere of pupils. The technique of the semantic differential is offered for this research, that was theoretically worked out thoroughly by V.F. Petrenko and his employees. The authorized modified version of the technique of a semantic differential was used here. The research was conducted on two samples of pupils – different contrastly from each other by the criterion of presence of music education. The results confirm the high differential accuracy of the method of the semantic differential and have a high applied value.

Key words: emotional sphere of the person, differentiation process, semantic differential technique, pupils of a music school, Mann-Whitney criterion.



 

Журнал » 2011 №4 : Машилов К.В., Жигарева Е.Б. Коган Б.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ

Просмотров: 7957

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ



Машилов К.В., Жигарева Е.Б.
Коган Б.М.

МГПУ, Москва



Представленная статья посвящена результатам исследования уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности и депрессивности у подростков, больных идиопатической эпилепсией без изменений личности с установленной локализацией эпилептического очага в разных участках коры головного мозга.
В ходе экспериментального исследования установлено, что уровень тревожности, депрессивности, агрессивности и враждебности выше у подростков, больных эпилепсией, чем у их здоровых сверстников. При этом у подростков с локализацией очага эпилептического процесса в височно-теменных отделах мозга выраженность изменений изученных показателей значительно больше.
Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эпилепсия, агрессивность, депрессия, подросток.

 


PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENTS SUFFERING FROM THE EPILEPSY

 


Mashylov K.V., Zhygareva E.B.,
Kogan B.M.
MCPU, Moscow

 


The presented article is devoted to the results of the research of the level of personal and situational anxiety, aggression and depression of the adolescents suffering from an idiopathic epilepsy without changes of the personality with established localization of the epileptic center in the different parts of a cerebral cortex.
During the experimental research it was established that the level of anxiety, depression, aggression and the hostility of the adolescents  suffering from the epilepsy is much higher in comparison with the healthy adolescents. The adolescents with the localization center of the epileptic process in the temporal-parietal parts of the brain have more marked changes of the studied indicators.
Key words: anxiety, personal anxiety, situational anxiety, epilepsy, aggression, depression, adolescent.


 

Журнал » 2011 №4 : Тютченко А.М., СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ОЦЕНКИ

Просмотров: 236592

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ОЦЕНКИ


Тютченко А.М.,

МГПУ, Москва

 

 

В статье представлен системный анализ сущности и содержания морально-психологического состояния военнослужащих. Раскрываются основные проблемы, связанные с изучением и оценкой морально-психологического состояния. Рассматриваются вопросы прогнозирования морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений. Излагаются возможности формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
Ключевые слова: морально-психологическое состояние (МПС), военнослужащие, изучение МПС, оценка МПС, пути формирования МПС.



SYSTEMS ANALYSIS OF THE TERM «MORAL-AND-PSYCHOLOGICAL STATE» OF MILITARIES AND ITS ESTIMATION

 


Tyutchenko A.M.,
MCPU, Moscow

 

In this article a systems analysis of the main point and the content of the moral-and-psychological state of the militaries is represented. The main problems of the moral-and-psychological states study and estimation are divulged. The points of the prognostication of the moral-and-psychological state of the military of different military units are described. The opportunities of moral-and-psychological state formation of the militaries are described too.
Key words: moral-and-psychological state, militaries, moral-and-psychological state study, moral-and-psychological state estimation, ways of moral-and-psychological state formation.


 

Журнал » 2011 №4 : Консон Г.Р., ПСИХОЛОГИЯ ТРАГИЧЕСКОГО В КАРТИНАХ ИЕРОНИМА БОСХА И ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО

Просмотров: 15280

ПСИХОЛОГИЯ ТРАГИЧЕСКОГО В КАРТИНАХ ИЕРОНИМА БОСХА И ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО

 


Консон Г.Р.,
ГКА им. Маймонида,
Москва

 


Статья посвящена проблеме изучения психологии трагического в картинах выдающихся нидерландских живописцев – Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Для исследования поставленной проблемы автор опирается на созданную одним из крупнейших ученых-психологов России первой трети XX столетия Львом Семеновичем Выготским методологию постижения художественных произведений, что в целом дает возможность раскрыть глубин-ные пласты содержания анализируемых живописных работ, проясняя в них сущность трагиче-ского и его психологии.
Ключевые слова: психология трагического, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, нидерландская живопись, фабула и сюжет, добро и зло, этика и эстетика.

 


PSYCHOLOGY OF TRAGIC
AT THE PAINTINGS OF HIERONYMUS BOSCH
AND PIETER BRUEGEL THE ELDER

 


Konson G. R.,
State Classical Academy by Maimonides
Moscow

 


The article is devoted to the study of the psychology of tragic in the artistic heritage of famous painters of Netherlands — Hieronymus Bosch and Pieter Bruegel the Elder. To study the problem posed by this paper his author is based on the methodology of comprehension of a work of art created by one of the greatest scientists of Russia in the first third of XX century, Lev Semenovich Vygotskiy. This makes it possible to reveal the deep layers of the contents analyzed in this paper works of art, clarifying aspects of the embodiment in researched works the tragic and its psychology.
Key words: psychology of the tragic, Hieronymus Bosch, Pieter Bruegel the Elder, the Nether-lands painting, story and plot, good and evil, ethics and aesthetics.


 

Журнал » 2011 №4 : Ерёмина Л.Ю., СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Просмотров: 14212

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Ерёмина Л.Ю.,
МГПУ, Москва

 


Исследование вопросов социально-психологической работы, технологий сопровождения детей в чрезвычайных ситуациях, попадающих в трудные, дезинтегрирующие обстоятельства становится в современных  условиях общества крайне актуальным. В работе рассмотрены травматические ситуации, в которых могут оказаться дети, особенности социально-психологической работы с детьми, переживающих травму.
Ключевые слова: адаптация, стресс, дети, травматические события, кризис, технологии социально-психологической работы.

 

 

SYSTEM OF A SOCIAL –AND- PSYCHOLOGICAL WORK WITH  CHILDREN SUFFERING FROM THE CONSEQUENCES OF THE CASES OF EMERGENCY

 


Yeremina L.Y.,
MCPU, Moscow

 

The research of questions of social-and-psychological work, technologies of support of children in the emergency situations or support of children getting into difficult, disintegrated circumstances, becomes more topical in the modern conditions of a society. In this work the traumatic situations are considered, in which children can be get, the features of social-and-psychological work with children enduring a trauma is disclosed too.
 Key words: adaptation, stress, children, traumatic events, crisis, technologies of social-and-psychological work.


 

Журнал » 2011 №4 : Корнилова О.А., ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ МАРГИНАЛОВ И СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ

Просмотров: 8022


ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ МАРГИНАЛОВ И СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ



Корнилова О.А.,
Самарский институт – высшая школа
приватизации и предпринимательства,

Самара

 

 

В статье представлены результаты комплексного социально-психологического исследования, направленного на изучение ценностей молодежных субкультур среди студентов-маргиналов и социально-адаптированных студентов с целью выявления экстремистских настроений и поведенческих практик у данных представителей студенческой молодежи, обусловленных их личностными особенностями.
Ключевые слова: экстремизм, молодежная субкультура, маргинальность, девиация, внутриличностный конфликт.

 


FEATURES OF EXTREMISM AND BEHAVIORAL PRACTICES AMONG YOUNG FRINGES AND SOCIALLY-ADAPTED STUDENTS

 


Kornilova O.A.,
Samara Institute –
a higher school
of Privatizations and Businesses,
Samara

 


This article presents the results of comprehensive socio-psychological study focused on values of youth subcultures of fringe and socially-adapted students to identify students with extremist attitudes and behavioral practices that they have due to their intrapersonal conflict.
Keywords: extremism, youth subculture, marginality, deviancy, intrapersonal conflict.


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница