![]() |
1. Теория и метод системной психологии
ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Романова Е.С.,
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются общие проблемы становления системы профориентационной работы в школе как определенного социального института. Представлен спектр инноваци-онных идей и подходов, новых технологий и методов работы в сфере профориентации. Ре-ализована комплексная полипрофилирующая программа профориентационной работы в школе, которая представляет собой целостную систему профориентации молодежи на этапе школьного обучения.
Ключевые слова: современная школа, научно-исследовательская деятельность, профес-сиональная ориентация, психологическое сопровождение, полипрофилирующая программа, личностный потенциал.
INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INSTITUTE IN A SYSTEM
OF THE VOCATIONAL GUIDANCE WORK
Romanova E.S.,
MCPU, Moscow
In this article the general problems of formation of a system of vocational guidance work at school as a certain kind of a social institute are considered. The spectrum of the innovative ideas and the approaches, new technologies and methods of work in the vocational guidance sphere is presented. The integrated poly-vocational program of the vocational guidance work at school is realized, which represents a complete system of vocational guidance of youth at a stage of school training.
Keywords: modern school, research activity, vocational guidance, psychological maintenance, poly-vocational program, potential of the personality.
Психологические исследования
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВУЗЕ
Набатникова Л. П.,
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются проблемы психологического консультирования, его позиция и роль в системе психологической службы вуза. Раскрываются системно обусловленные содержательные аспекты студенческих запросов, излагаются возможности приобретения студентом личностно значимого опыта решения психологических проблем посредством психологического консультирования.
Ключевые слова: системный подход, система, контекст социальной среды, психологическая помощь, психологический запрос.
PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN THE SYSTEM OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT SERVICE AT THE INSTITUTE OF A HIGHER EDUCATION
Nabatnikova L.P.,
MCPU, Moscow
The article describes the problems of psychological counseling, its position and a role in a system of a psychological service of a higher education. The system-conditioning substantial aspects of student's inquiries are disclosed, the students’ possibilities in getting personal experience in a process of solving of psychological problems by means of psychological counseling are stated
Key words: systems approach, system, context of the social environment, the psychological support, psychological inquiry.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Абушкин Б.М.,
МГПУ, Москва
Работа посвящена проблеме экспериментального исследования эмоциональной сферы школьников. Для исследования предложена методика семантического дифференциала, тщательно теоретически разработанная В.Ф. Петренко и его сотрудниками . В исследовании использовался авторский модифицированный вариант методики семантического дифференциала. Экспериментальное исследование проводилось на двух выборках школьников – контрастно отличающихся друг от друга по критерию наличия музыкального образования. Результаты свидетельствуют о высокой дифференциальной чувствительности метода семантического дифференциала и имеют высокое прикладное значение.
Ключевые слова: эмоциональная сфера личности, процесс дифференциации, методика семантического дифференциала, учащиеся детской музыкальной школы, критерий Манна-Уитни.
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF FEATURES OF EMOTIONAL
EXPERIENCES OF PUPILS RECEIVING MUSIC EDUCATION
Abushkin B.M.,
MCPU, Moscow
The work is devoted to a problem of an experimental research of emotional sphere of pupils. The technique of the semantic differential is offered for this research, that was theoretically worked out thoroughly by V.F. Petrenko and his employees. The authorized modified version of the technique of a semantic differential was used here. The research was conducted on two samples of pupils – different contrastly from each other by the criterion of presence of music education. The results confirm the high differential accuracy of the method of the semantic differential and have a high applied value.
Key words: emotional sphere of the person, differentiation process, semantic differential technique, pupils of a music school, Mann-Whitney criterion.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
Машилов К.В., Жигарева Е.Б.
Коган Б.М.
МГПУ, Москва
Представленная статья посвящена результатам исследования уровня личностной и ситуативной тревожности, агрессивности и депрессивности у подростков, больных идиопатической эпилепсией без изменений личности с установленной локализацией эпилептического очага в разных участках коры головного мозга.
В ходе экспериментального исследования установлено, что уровень тревожности, депрессивности, агрессивности и враждебности выше у подростков, больных эпилепсией, чем у их здоровых сверстников. При этом у подростков с локализацией очага эпилептического процесса в височно-теменных отделах мозга выраженность изменений изученных показателей значительно больше.
Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, эпилепсия, агрессивность, депрессия, подросток.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADOLESCENTS SUFFERING FROM THE EPILEPSY
Mashylov K.V., Zhygareva E.B.,
Kogan B.M.
MCPU, Moscow
The presented article is devoted to the results of the research of the level of personal and situational anxiety, aggression and depression of the adolescents suffering from an idiopathic epilepsy without changes of the personality with established localization of the epileptic center in the different parts of a cerebral cortex.
During the experimental research it was established that the level of anxiety, depression, aggression and the hostility of the adolescents suffering from the epilepsy is much higher in comparison with the healthy adolescents. The adolescents with the localization center of the epileptic process in the temporal-parietal parts of the brain have more marked changes of the studied indicators.
Key words: anxiety, personal anxiety, situational anxiety, epilepsy, aggression, depression, adolescent.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕГО ОЦЕНКИ
Тютченко А.М.,
МГПУ, Москва
В статье представлен системный анализ сущности и содержания морально-психологического состояния военнослужащих. Раскрываются основные проблемы, связанные с изучением и оценкой морально-психологического состояния. Рассматриваются вопросы прогнозирования морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений. Излагаются возможности формирования морально-психологического состояния военнослужащих.
Ключевые слова: морально-психологическое состояние (МПС), военнослужащие, изучение МПС, оценка МПС, пути формирования МПС.
SYSTEMS ANALYSIS OF THE TERM «MORAL-AND-PSYCHOLOGICAL STATE» OF MILITARIES AND ITS ESTIMATION
Tyutchenko A.M.,
MCPU, Moscow
In this article a systems analysis of the main point and the content of the moral-and-psychological state of the militaries is represented. The main problems of the moral-and-psychological states study and estimation are divulged. The points of the prognostication of the moral-and-psychological state of the military of different military units are described. The opportunities of moral-and-psychological state formation of the militaries are described too.
Key words: moral-and-psychological state, militaries, moral-and-psychological state study, moral-and-psychological state estimation, ways of moral-and-psychological state formation.
ПСИХОЛОГИЯ ТРАГИЧЕСКОГО В КАРТИНАХ ИЕРОНИМА БОСХА И ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО
Консон Г.Р.,
ГКА им. Маймонида,
Москва
Статья посвящена проблеме изучения психологии трагического в картинах выдающихся нидерландских живописцев – Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Для исследования поставленной проблемы автор опирается на созданную одним из крупнейших ученых-психологов России первой трети XX столетия Львом Семеновичем Выготским методологию постижения художественных произведений, что в целом дает возможность раскрыть глубин-ные пласты содержания анализируемых живописных работ, проясняя в них сущность трагиче-ского и его психологии.
Ключевые слова: психология трагического, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, нидерландская живопись, фабула и сюжет, добро и зло, этика и эстетика.
PSYCHOLOGY OF TRAGIC
AT THE PAINTINGS OF HIERONYMUS BOSCH
AND PIETER BRUEGEL THE ELDER
Konson G. R.,
State Classical Academy by Maimonides
Moscow
The article is devoted to the study of the psychology of tragic in the artistic heritage of famous painters of Netherlands — Hieronymus Bosch and Pieter Bruegel the Elder. To study the problem posed by this paper his author is based on the methodology of comprehension of a work of art created by one of the greatest scientists of Russia in the first third of XX century, Lev Semenovich Vygotskiy. This makes it possible to reveal the deep layers of the contents analyzed in this paper works of art, clarifying aspects of the embodiment in researched works the tragic and its psychology.
Key words: psychology of the tragic, Hieronymus Bosch, Pieter Bruegel the Elder, the Nether-lands painting, story and plot, good and evil, ethics and aesthetics.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Ерёмина Л.Ю.,
МГПУ, Москва
Исследование вопросов социально-психологической работы, технологий сопровождения детей в чрезвычайных ситуациях, попадающих в трудные, дезинтегрирующие обстоятельства становится в современных условиях общества крайне актуальным. В работе рассмотрены травматические ситуации, в которых могут оказаться дети, особенности социально-психологической работы с детьми, переживающих травму.
Ключевые слова: адаптация, стресс, дети, травматические события, кризис, технологии социально-психологической работы.
SYSTEM OF A SOCIAL –AND- PSYCHOLOGICAL WORK WITH CHILDREN SUFFERING FROM THE CONSEQUENCES OF THE CASES OF EMERGENCY
Yeremina L.Y.,
MCPU, Moscow
The research of questions of social-and-psychological work, technologies of support of children in the emergency situations or support of children getting into difficult, disintegrated circumstances, becomes more topical in the modern conditions of a society. In this work the traumatic situations are considered, in which children can be get, the features of social-and-psychological work with children enduring a trauma is disclosed too.
Key words: adaptation, stress, children, traumatic events, crisis, technologies of social-and-psychological work.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ МАРГИНАЛОВ И СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ
Корнилова О.А.,
Самарский институт – высшая школа
приватизации и предпринимательства,
Самара
В статье представлены результаты комплексного социально-психологического исследования, направленного на изучение ценностей молодежных субкультур среди студентов-маргиналов и социально-адаптированных студентов с целью выявления экстремистских настроений и поведенческих практик у данных представителей студенческой молодежи, обусловленных их личностными особенностями.
Ключевые слова: экстремизм, молодежная субкультура, маргинальность, девиация, внутриличностный конфликт.
FEATURES OF EXTREMISM AND BEHAVIORAL PRACTICES AMONG YOUNG FRINGES AND SOCIALLY-ADAPTED STUDENTS
Kornilova O.A.,
Samara Institute –
a higher school
of Privatizations and Businesses,
Samara
This article presents the results of comprehensive socio-psychological study focused on values of youth subcultures of fringe and socially-adapted students to identify students with extremist attitudes and behavioral practices that they have due to their intrapersonal conflict.
Keywords: extremism, youth subculture, marginality, deviancy, intrapersonal conflict.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Свистунова Е.В.,
Ананьева Е.В.,
МГПУ, Москва
Статья содержит теоретическую информацию о комплексном подходе к профориентации и профоконсультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, включает инвариантную систему проведения профориентации и рекомендации для специалистов, включенных в профориентационный процесс.
Ключевые слова: профориентация, профконсультирование, социализация, подростки с ограниченными возможностями здоровья.
INTEGRATED APPROACH TO THE VOCATIONAL GUIDANCE AND VOCATIONAL COUNSELING OF ADOLESCENTS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH
Svistunova E.V.,
Ananyeva E.V.,
MCPU,Moscow
The article contains the theoretical information about the integrated approach to the vocational guidance and vocational counseling of persons with the limited possibilities of the health, includes an invariant system of carrying out the vocational guidance and recommendations for the experts included into the vocational guidance process.
Key words: vocational guidance, vocational couunseling, socialization, adolescents with the limited possibilities of the health.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ
Кожинова О.В.,
МГПУ, Москва
В статье приведены результаты исследования психологических особенностей повышения психической работоспособности кадет – подростков. В работе приведены основные подходы оказания психологической помощи учащимся кадетских корпусов, способствующих повышению успешности обучения кадет в контексте проблемы психической работоспособности.
Ключевые слова: кадеты, психическая работоспособность, мотивация, успешность обучения, система, системный подход.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INCREASING OF THE PSYCHIC WORK CAPACITY OF PUPILS OF THE MILITARY SCHOOLS
Kozhinova O.V.,
MCPU,Moscow
In this article the results of research of the psychological features of increasing of sychic work capacity of the cadet – teenagers are represented. In this work the basic approaches of rendering the psychological support to the pupils of the military schools are shown, which help to raise the level of cadet’s successful training in a context of the problem of the psychic work capacity.
Keywords: cadets, psychic work capacity, motivation, successful learning, system, the systems approach.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Белоусов А.С.
МГПУ, Москва
Статья посвящена исследованию личности слепых и слабовидящих людей, в частности, исследуются такие свойства личности как акцентуированность и смысложизненные ориентации. Обсуждаются специфичные особенности функционирования ЦНС слепых людей и людей с остаточным зрением. Впервые рассматривается гендерно-возрастная взаимосвязь в становлении личности слепых и слабовидящих людей.
Ключевые слова: личность, незрячие, слабовидящие, акцентуации характера.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PEOPLE’S PERSONALITY WITH DEEP VISUAL ANALYZER PATHOLOGY
Belousov A.S.,
MCPU, Moscow
The article is devoted to the research of the personality of the blind people and visually impaired people, in particular the properties of accentuation of the character and important vital value orientations are investigated. Specific features of functioning of the central nervous system (CNS) of the blind people and people with the residual vision are discussed. It’s for the first time when the gender-age -specific interrelation in formation of the personality of the blind and visually impaired people is considered.
Key words: the personality, blind, visually impaired people, accentuation of the character.
3. Системная психология спорта
СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Родионов А.В.,
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются особенности психического состояния спортсменов-единоборцев при подготовке к соревнованиям и применения ментального тренинга в предстартовой ситуации.
Ключевые слова: экстремальная деятельность, спот высших достижений, стресс, компьютерная методика диагностики, интегральной оценки состояния спортсменов.
SYSTEM RESEARCH OF THE MENTAL STATE UNDER EXTREME ACTIVITY
Rodionov A.V.,
МГПУ, Moscow
In this article the features of a mental state of combat-sportsmen during the preparation for the competitions and the applications of the mental training in a prestarting situation are considered
Key words: extreme activity, spot of the higher achievements, stress, computer technique of diagnostics, integrated estimation of a sportsmen’s state.
ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ В СПОРТЕ
Сивицкий В.Г.,
Белорусский государственный университет
физической культуры,
Минск, Беларусь;
Родионов В.А. ,МГПУ, Москва
В статье рассматриваются особенности управления психическим состоянием спортсменов, в частности, с учетом особенностей тренировочного цикла. Описываются группы психических проявлений, понятие мобилизационного ресурса, типология методов психорегуляции.
Ключевые слова: спортивная психология, психическое состояние, уровень психической активности, психорегуляция, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов
EFFECTIVE CONTROL SYSTEM OF THE MENTAL STATE IN SPORTS
Sivitsky V.G.,
Rodionov V. A. ,
Belarus state university of
Physical Training, Minsk, Belarus;
MCPU, Moscow
In this article the features of a mental state management of sportsmen are considered in particular with the account of the features of a training cycle. The groups of mental displays, the concept of the mobilization resource, the typology of methods of psychoregulation are described.
Keywords: sports psychology, mental state, level of mental activity, psychoregulation, A.T.Puni, A.V.Rodion
4. Слово молодому ученому
СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПОЭМЫ С.А. ЕСЕНИНА «ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Комаров Р.В.,
МГПУ, Москва
В статье приводится психологический анализ одной из известных поэм творчества С.А. Есенина с позиций междисциплинарногоподхода.
SYSTEM-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE POEM
BY S. YESENIN «THE BLACK MAN»
Komarov R.V.,
MCPU, Moscow
In this article the system-psychological analysis of one of the known poem by S.A.Yesenin is discussed from the positions of the interdisciplinary approach.
5. События и информация
Департамент образования города Москвы
ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
приглашает принять участие в Городской научно-практической конференции
«Психологическая служба в высшем учебном заведении»
15 февраля 2012 года
Планируемые темы для обсуждения:
· Теоретические и методологические основы психолого-педагогического сопровождения студентов высшего профессионального образования.
· Современные подходы и технологии психологической службы в системе высшего профессионального образования.
· Психологическое консультирование и психотерапия – теория и практика.
· Психологическая поддержка молодой студенческой семьи.
· Профессиональная деятельность психолога-консультанта в ВУЗе.
· Роль психодиагностики в общем процессе психологического сопровождения студентов
· Психологическое сопровождение профессионального становления студента.
Заявка участника для публикации тезисов:
В заявке должны быть указаны:
1. Фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень и ученое звание (если есть), организация, контактный телефон, E-mail;
2. Названия тезисов;
3. Почтовый адрес с индексом (при заочном участии и публикации статьи)
Организационный взнос:
Организационный взнос за участие в конференции и получение сборника тезисов составляет 1000 рублей (в случае заочного участия сборник высылается без дополнительной оплаты) и включает: право личного участия, публикацию статьи (при соблюдении условий публикации), папку участника, включающую сборник материалов конференции.
Участие в конференции только в качестве слушателя – бесплатно.
Организационный взнос направлять почтовым переводом по адресу:127287, г. Москва, Петровско–Разумовский проезд, д. 27, Институт психологии, социологии и социальных отношений, Морозовой Татьяне Юрьевне.
Заявки на участие и тезисы следует направлять до 15 января 2012 г. в виде приложений (вложений) к электронному письму по электронному адресу: psysluzhba@mail.ru
Место и время проведения конференции:
Институт психологии, социологии и социальных отношений МГПУ (Москва, Петровско–Разумовский проезд, д. 27).
Начало конференции - 10.30
Начало регистрации - 09.30
Условия публикации статей в сборнике материалов конференции:
· статьи принимаются в электронном варианте в формате «.doc» только одновременно с заполненной заявкой на участие в конференции;
· максимальный объем одной статьи 14000 знаков с пробелами, текстовый редактор Word 2000, параметры страницы: поля сверху, снизу, справа и слева по 2 см, полуторный интервал, шрифт Times New Roman, 12 кегль;
· тексты статей сохраняйте в файлах в формате Word под своей фамилией и инициалами, например, «Иванов ИИ». В одном письме вместе со статьей вторым прикрепленным файлом пришлите заявку в формате Word. Название файла с заявкой должно состоять из Вашей фамилии и инициалов и слова заявка (например, «Иванов ИИ заявка);
· от одного автора принимается только одна статья.
Требования к оформлению:
· название статьи выделяется жирным шрифтом и располагается по центру (точка в названии статьи не ставится). Фамилия и инициалы автора указываются на следующей строке (выравнивание по правому краю). Название организации (без сокращений и аббревиатур), в которой работает автор, и города указывается рядом с ФИО через запятую;
· допускаются выделения полужирным шрифтом и курсивом, не допускаются выделения прописными (большими) буквами;
· cсылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и с требованиями к научным публикациям, в противном случае ссылки не публикуются;
· рисунки, таблицы и др. графемы не публикуются;
· редакционная коллегия имеет право отказать в публикации статей, не соответствующих проблематике конференции, а также при несоответствии вышеперечисленным требованиям.
Телефон для справок: (495) 614-96-20, 612-14-36
E-mail: psysluzhba@mail.ru
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
«Systems Psychology and Sociology» authors,
2011, № 4 (II)
![]() |
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ, декан психологического факультета ИПССО ГОУ ВПО МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГОУ ВПО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования, Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 1998 г., Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов РФ. |
![]() |
НАБАТНИКОВА Людмила Петровна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. NABATNIKOVA Ludmila Petrovna – PhD (Psychology), Docent, docent of the Department of General and Practical Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: lpnabat@mail.ru |
![]() |
АБУШКИН Борис Михайлович – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ по науке. ABUSHKIN Boris Mikhailovich – PhD (psychology), Docent, Deputy director for Science of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. |
![]() |
МАШИЛОВ Кирилл Вадимович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. MASHYLOV Kirill Vadimovich - PhD (Medicine), docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU E-mail: k.v.mashilov@mail.ru |
![]() |
ЖИГАРЕВА Екатерина Борисовна – заместитель директора по опытно-экспериментальной работе НОУ школы «Выбор», преподаватель биологии и экологии высшей квалификационной категории. ZHYGAREVA Ekaterina Borisovna - Deputy director for the research work of the school «Choice», the higher skill category teacher of Biology and Ecology. |
![]() |
КОГАН Борис Михайлович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. KOGAN Boris Mikhailovich – Doctor of biology, Full professor, Head of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: boriskogan@mail.ru |
![]() |
ТЮТЧЕНКО Александр Максимович – кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. TYUTCHENKO Alexander Maksimovich – PhD (history), Full professor, professor of the Department of Social work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: tyutchenkoam@yandex.ru |
![]() |
КОНСОН Григорий Рафаэльевич - доктор искусствоведения, доцент факультета мировой музыкальной культуры Государственной классической академии имени Маймонида, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства и Научный руководитель аспирантуры ГКА имени Маймонида, член Союзов журналистов Москвы и РФ, Союзов композиторов Подмосковья и РФ, глава отдела «Портреты ученых» Российского научного специализированного журнала «Проблемы музыкальной науки», эксперт и специальный консультант Первого канала Российского телевидения по проекту Национального музыкального портала «Красная звезда». KONSON Grigory Rafaelevich - Doctor of Science, associate professor of world music culture’s faculty of the State Classic Academy named after Maimonides, the head of the Department of History and Theory of Performing art and Supervisor of Graduate HCA named after Maimonides, a member of the Union of Journalists in Moscow and the Russian Federation, Union of Composers and the Moscow region of Russia, head of «Portraits of scientists» Department of the Russian scientific specialized magazine «Problems of musical science», the expert and special adviser of First Channel of Russian TV on the National Music Portal «Red Star». E-mail: gkonson@yandex.ru. |
![]() |
ЕРЁМИНА Лариса Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ по учебной работе. EREMINA Larisa Yurevna - – PhD (psychology), Docent, docent of the Department of Social work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU, Deputy director for the studies work of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: larisa_eremina@mail.ru |
![]() |
КОРНИЛОВА Ольга Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры экономической теории и социально-гуманитарных дисциплин Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства». KORNILOVA Olga Alexeevna - PhD (psychology), docent of the Department of the economic theory and social-humanities disciplines of the Private educational Institute of a Higher Professional Education «Samara Institute – the Higher School of Privatization and Enterprise» |
![]() |
СВИСТУНОВА Екатерина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. SVISTUNOVA Ekaterina Vladimirovna - PhD (psychology), Docent,docent of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: proficiat@mail.ru |
![]() |
АНАНЬЕВА Елена Владимировна – старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. ANANEVA Elena Vladimirovna - assistant professor of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. |
![]() |
КОЖИНОВА Ольга Владиленовна – старший преподаватель кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. KOZHINOVA Olga Vladilenovna – assistant professor of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. |
![]() |
БЕЛОУСОВ Александр Сергеевич – аспирант кафедры психологии развития и инноваций Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. BELOUSOV Alexander Sergeevich - post-graduate student of the Department of Developmental Psychology and Innovations of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. |
![]() |
БОРИСОВА Вера Александровна – старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. BORISOVA Vera Alexandrovna - assistant professor of the Department of Clinical and Special Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: veraalekx@mail.ru |
![]() |
РОДИОНОВ Альберт Вячеславович - доктор психологических наук, профессор, ведущий научных сотрудник лаборатории социально-психологического сопровождения образовательного процесса НИИСО МГПУ, заведующий кафедрой психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, спортивный психолог национальных сборных России. RODIONOV Albert Vyacheslavovich – Doctor of Psychology, Full professor, Leading researcher of the Laboratory of social-and-psychological maintenance of the educational process of the Scientific Research Institute of Capital Education (NIISO) of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU, Head of the Department of Psychology of the Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (RSUPESY&T). Laureate of the Award of the Government of the Russian Federation in a sphere of Education, psychologist of sports of national Russian teams. |
![]() |
СИВИЦКИЙ Владимир Геннадьевич – кандидат психологический наук, заведующий кафедрой психологии Белорусского государственного университета физической культуры. SIVITCKY Vladimir Gennadevich - PhD (psychology), Head of the Department of Psychology of the Byelorussian State University of Physical Education. |
![]() |
РОДИОНОВ Вадим Альбертович – доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и практической психологии ИПССО ГОУ ВПО МГПУ. RODIONOV Vadim Albertovich – Doctor of Pedagogy, Full professor of the Department of General and Practical Psychology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: rodionov55@inbox.ru |
![]() |
КОМАРОВ Роман Владимирович – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ по организационной работе и международным связям, секретарь ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ. KOMAROV Roman Vladimirovich - PhD (psychology), Docent, Deputy director for the organizational work and international relationship of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU, the secretary of the scientific council of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Institute of a Higher Professional Education MCPU. E-mail: komarovrv@yandex.ru |
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Борисова В.А.,
МГПУ, Москва
Представлены результаты изучения уровней развития воображения у детей с нормальным речевым развитием и с речевыми нарушениями при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту. Изучение уровня воображения дошкольников с речевыми нарушениями показало, что эти дети в большинстве случаев имеют средние и низкие показатели развития образного воображения, но значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по показателям вербального воображения. Выявлена взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем развития воображения у дошкольников. У младших дошкольников установлена значимая корреляционная связь между уровнями развития их воображения и уровнями развития их речи.
Ключевые слова: воображение, речь, взаимосвязь, уровень развития, дошкольник.
INTERRELATION OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S SPEECH AND IMAGINATION AT THE PRESCHOOL AGE
Borisova V.A.,
MCPU, Moscow
The results of the studying of levels of development of children’s imagination with the normal speech development and with the speech disorders during the transition from the junior preschool age to the senior preschool age are presented. The studying of the level of imagination of preschool children with the speech disorders has shown that these children in most cases have average and low indicators of development of figurative imagination, but they considerably lag behind the normally developed children by the indicators of the verbal imagination. The interrelation between the level of the speech development and the level of imagination development at preschool children is revealed. It was established that the junior preschool children have a significant correlation between levels of development of their imagination and levels of development of their speech.
Key words: imagination, speech, interrelation, a level of development, the preschool child.