1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2011 №3
  6. »
  7. Бородкина Г.В., Романова Е.Г. Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях
Бородкина Г.В., Романова Е.Г. Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях
Просмотров: 7639

 

МОТИВАЦИЯ К РОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ В МОНО - И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ


                                                                                                   Бородкина Г.В.,

                                                                                                 Романова Е.Г.,

                                                                                                  МГПУ, Москва


В статье рассматривается проблема демографического кризиса в России, анализируются основные мотивы к рождению детей у россиян, состоящих в моно- и межэтнических браках.

Ключевые слова: мотивация, репродуктивные мотивы, демографический кризис, старение нации, рождаемость, моно- и межэтническая семья.

 

MOTIVATION TO THE BIRTH OF CHILDREN IN MONO – AND INTERETHNIC FAMILIES


Borodkina G.V.,

Romanova E.G.,

MCPU, Moscow


In this article the problem of the demographic crisis in Russia is considered, basic motives to the birth of children in Russia in mono and interethnic marriages are analysed.

Key words: motivation, reproductive motives, demographic crisis, aging of the nation, birth, mono – and interethnic families.

 

 

     В начале ХХI столетия все современные крупные государства столкнулись с одной очень большой проблемой - демографическим кризисом. Он сопровождается старением нации, снижением рождаемости и приводит к постепенному вымиранию. Причем, низкий уровень рождаемости принято считать основным критерием старения населения. В Европе старение население началось в XIX веке. Например, во Франции уже в 1870 году доля лиц старше 60 лет составляла более 12%. И это происходило на фоне длительного, начиная с конца XVII в., массового распространения внутрисемейного регулирования рождаемости. В СССР активный прямой контроль над репродуктивным поведением, рождаемостью был зарегистрирован исследователями уже в 1920г. [4]. В России резкий процесс старения населения обнаружил себя в 90-е годы ХХ века. Именно с этого периода в России стал активно распространяться европейский тип  брачности, для которого были характерны очень позднее вступление в первый брак  [4], направленность на однодетность, вплоть до бездетности [1], активный контроль репродуктивного поведения как формы массового, всеобщего поведения [5].

     В современной России число однодетных семей составляет 67% в общем числе семей с детьми - это примерно 14 млн. семей. Российская семья стала традиционно однодетной, а мотивация к рождению детей у населения крайне низка. По мнению демографов, на современном этапе развития происходят такие перемены, которые определяют и объясняют то, что принято называть малодетностью. В первую очередь, это нуклеаризация семьи и «отмирание многодетности». Во-вторых, утрата семьей центрального места в жизнедеятельности личности. Причем, и «отмирание многодетности» и нуклеаризацию  демографы часто объясняют тем, что семья потеряла свою «автономность от социальных институтов и общества в целом» и возник «перевес внесемейных ориентаций над семейными» [1,4,5,6]. В-третьих, утрата детьми их былой экономической и социальной полезности семье как главная причина падения их ценности для родителей. И, последнее – утрата детьми центрального места в семье и снижение их ценности для родителей.  «Дети уже не считаются высшим благом жизни, а соизмеряются с другими ценностями, потребность в них включается в общий ряд материальных и духовных потребностей» [6].

     Потребность иметь детей - это социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в личностной самореализации [1]. Одним из эффективных методов повышения рождаемости является мотивация граждан к созданию семьи и рождения первого, второго и даже третьего ребёнка. Однако,  просто рекламы и призывов не достаточно. И, как показывают исследования, даже выплата за рождение второго, третьего  ребёнка не рассматривается большинством семей как стимул к рождению последующих детей.

Репродуктивные мотивы представляют собой психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного количества детей. Репродуктивные мотивы (или мотивы рождаемости) подразделяются на экономические, социальные и психологические.

  1. Экономические мотивы рождения детей побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.
  2. Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.
  3. Психологические мотивы - через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо личностные, внутренние цели личности. Эти мотивы делятся на два класса в зависимости от отношений, в которых родители выступают как субъекты или объекты [1].

     Ведущие мотивы деторождения разнообразны и представляют собой как реализацию потребности в родительстве, так и другие, значимые для мужчин и женщин потребности.

      Для нас интерес представляли мотивы к рождению детей респондентов, россиян, состоящих в моно- и межэтнических браках. Изучая влияние религиозности на семейную жизнь представителей различных конфессий А. Синельников [7] заключил, что  для респондентов всех религий и конфессий, равно как и для нерелигиозных, семейный образ жизни сильнее всего ассоциируется с наличием законного супруга, затем — с наличием хотя бы одного ребенка, значительно слабее — с двухдетностью, еще меньше — со среднедетностью (3—4 ребенка). На последнее место все группы респондентов поставили ассоциацию с многодетностью (5 и более детей). Если произойдет возвращение большинства населения к религии в тех формах, в каких оно имело место до сих пор, то это может ненамного повысить рождаемость, но в рамках преобладающей малодетности — изменится пропорция между числом однодетных и двухдетных семей в пользу последних, семьи же с тремя и более детьми останутся меньшинством. Следовательно, среди людей, причисляющих себя к верующим, активно-религиозные составляют явное меньшинство. Поэтому, каким бы позитивным ни было их брачное и репродуктивное поведение, их влияние на демографическую ситуацию в стране может стать решающим только тогда, когда они станут большинством. И, продолжая свою мысль, автор пишет: «Религиозное возрождение оказывает позитивное влияние на демографические установки и демографическое поведение людей. Однако степень этого влияния в современных условиях недостаточна для преодоления кризиса семьи как социального института и прекращения депопуляции, то есть естественной убыли населения. Для решения данной проблемы необходимо чтобы это возрождение носило реальный, а не формальный характер».

     В исследовании приняли участие 340 человек: мужчины и женщины от 20 до 49 лет трех народов (русского, татарского, дагестанского), состоящих  в моно- и межэтнических зарегистрированных браках. Опрос проходил методом анкетирования очного и заочного (в социальных сетях). Обработка данных проводилась в программе SPSS 17 и Excel 2007.

     Выявлялись главные мотивы рождения детей вообще и последующих детей, в частности. Так, среди ответов мужчин, состоящих в браке с представительницей своего или другого народа, основным мотивом к рождению первого ребенка было «продолжение своего рода». Причем, среди  дагестанцев, вне зависимости от этнической принадлежности супруги этот вариант ответа  встречался чаще, чем среди представителей других народов (74-77% против 47-65%; t = 2,7). Для русских мужчин значительно чаще, чем представителям других народов важен «сам ребенок, как объект любви и заботы» (29-32% против 12-26%; t = 2,5-1,86). Для этой группы респондентов также характерно стремление «соответствовать социальным ожиданиям («быть как все»)» - 3% (t = 2,4-1,6).

     Женщины, вне зависимости от этнической принадлежности и состояния в браке с представителем того или иного народа,  главным мотивом назвали самого ребёнка, «как объект любви и заботы» (рис. 1).

 

Бородкина Г.В., Романова Е.Г.  Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях

Рис.1. Распределение главных мотивов к рождению ребёнка у женщин   разных народов (русского, татарского, дагестанского)

 

     Причем, среди  представительниц татарского и дагестанского народа таких было значимо больше (t = 3,4), чем среди русских женщин за исключением тех, которые состояли в браке с дагестанцем. Для многих женщины, в отличие от мужчин, также важно «сделать счастливым любимого человека». Отличительными ответами женщин, состоящих в моноэтническом браке с русским мужчинами, были «сохранение собственного здоровья» и «удержать любимого человека».

     Распределение мотивов к рождению второго и последующего ребёнка у мужчин и  женщин, состоящих в моно- и межэтническом браке показало следующее распределение (Рис.2,3). Для всех исследуемых мужчин важным моментом рождения второго и последующего ребенка является «желание иметь ребенка другого пола». Наиболее значимо это для представителей дагестанского народа (46-50%% против 28-29%%). У представителей русского и татарского народа ведущим мотивом к рождению второго и последующих детей «желание иметь маленького» (35-38%% против 16-18%%; t = 4,1-3,7). Мотивом для рождения последующих (вторых-третьих) детей мужчины назвали также «желание укрепить семью» (причем, среди мужчин-дагестанцев этот ответ встречался чаще, чем среди представителей других народов) и «стремление улучшить жилищные условия» (эти мотивы встречались в моноэтнических браках представителей дагестанского и русского народа).  

 

Бородкина Г.В., Романова Е.Г.  Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях


Рис.2. Распределение (в%)  мотивов к рождению второго и последующего   ребёнка  у  мужчин изучаемых групп

 

     У женщин, вне зависимости от состояния в моно- или межэтническом браке, главным мотивом к рождению второго и последующего ребёнка оказалось «желание иметь малыша» (рис.3).

В браках с дагестанцами существенно чаще в своих ответах женщины указывали на «желание партнера» иметь очередного ребенка (23-26%% против 12-14%%; t = 2,8). Почти в равной мере респондентами был указан мотив «иметь ребенка другого пола», «удовлетворить просьбу имеющегося  ребенка». И лишь 4% русских женщин родили бы последующих детей для «улучшения жилищных условий».  

 

 

Бородкина Г.В., Романова Е.Г.  Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях

Рис. 3. Распределение (в%) мотивов к рождению второго и последующего    ребёнка   у  женщин изучаемых групп

 

     Таким образом, результаты опроса по мотивации к рождению ребёнка показали, что для мужчин во всех этнических группах доминирующей мотивацией является «продолжение своего рода», а для женщин – «сам ребёнок, как объект любви и заботы». Ведущим мотивом к рождению второго и последующего ребёнка у мужчин и женщин из моноэтнических групп «русские - русские», «татары - татары», «русские - татары», а также у женщин, состоящих в браке с дагестанцем, является - «желание иметь малыша». У дагестанских мужчин главным мотивом является «желание иметь ребёнка другого пола». Ведь, как известно, для кавказских мужчин очень важно наличие наследника в семье.

     В данном исследовании рассматривался также перечень факторов общего характера, способных послужить препятствиями в рождении детей, в  том числе материальные и жилищные трудности, личные интересы и карьера партнеров, взаимоотношения в семье (рис. 4). Практически во всех исследуемых группах (мужчины и женщины, состоящие в моно- или межэтническом браке) одной из основных помех к рождению вторых и последующих детей являются жилищные и материальные условия. Для многих респондентов, участвовавших в исследовании препятствием к рождению очередных детей является возраст младшего ребенка, собственный возраст либо неудовлетворительное состояние собственного здоровья.

              

Бородкина Г.В., Романова Е.Г.  Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях


Рис. 4. Распределение ответов (в%) по значимости факторов, препятствующих рождению детей  в семьях респондентов.

 

     При рассмотрении вопроса о влиянии мер демографической политики 2007-2011 гг., в виде дополнительной государственной помощи семьям с детьми, направленной на рождение второго и последующих детей, большинство респондентов отрицало мотивирующее влияние государственной поддержки на формирование решения о рождении ребенка (рис.5). Следовательно, мы можем  предположить, что меры   социально- экономического стимулирования семей  не эффективны.  Наше предположение лишь дополняет выводы исследований Н.А. Волгина [3] с соавторами  о том, что «демографическая политика, использующая только экономические рычаги (льготы, пособия семьям с несколькими детьми, налоги на бездетность), нигде не дала прочных результатов».

     Таким образом:

  1. В основе репродуктивного поведения лежат психологические мотивы, сопряженные с культурными традициями представителей различных народов.
  2. Для большинства респондентов вне зависимости от пола и этнической принадлежности, состояния в моно- или межэтническом браке основным препятствием к рождению последующих детей в семье являются жилищные условия и материальные проблемы.
  3. Проводимые государством меры по материальному стимулированию семей не являются мотивирующим фактором к рождению детей в семьях россиян.

 

 

 

Бородкина Г.В., Романова Е.Г.  Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях


Рис.5. Распределение (в%) ответов респондентов о влиянии поддержки государства на рождение детей в изучаемых  семьях.

 

Литература

 

  1. Антонов  А. И., Медков  В. М. Социология семьи.-М.:МГУ., 1996. – С. 95, 147,246
  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи.-М.:ИНФРА, 2005.- С.291-304.
  3. Архангельский В.Н. Мнения о «помехах» к рождению детей в семье и о действительных трудностях реализации желаемого числа детей. – http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=320 (дата обращения: 12.07.2011).
  4. Вишневский А.Г. О мотивационной основе рождаемости // Демографические развитие семьи. – М.: Статистика, 1979. –С. 125-149.
  5. Вишневский А.Г. Избранные демографические труды: В 2т./А.Г.Вишневский . – М.: Наука, 2005. Т.I: Демографическая теория и демографическая история. - С.94-282 Демография: Учебник / Под общ. Ред. Н.А.Волгина. М.:Изд-во РАГС, 2003. C.136- 154
  6. Козлов В.И. Этническая демография. М., 1977. – C.151
  7. Синельников А.Б. Семейная жизнь и религиозность. –   http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=247.(дата обращения: 12.07.2011).