Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» »
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница

Журнал » 2011 №3 : Титульный лист 1 (3)

Просмотров: 5292

 

Всероссийское периодическое издание

Научно-практический журнал

 

 

 

«Системная психология

 и социология»

 

 

 

 

 

 

2011, № 3

 

 

 

Выходит 2 раза в год

 

 

 

 

ISSN: 2223 -6880

 

Редакционная коллегия

 

Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),

Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,

 Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,

Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,

Рыжов Борис Николаевич (зам. гл. редактора)

Тюков Анатолий Александрович

 

 

Редакционный совет

 

Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),

Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),

Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),

Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),

Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),

Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),

Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),

Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)

 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.

 

Учредитель: Московский городской педагогический университет

 

Подписной индекс издания: 83333

Зав. Редакцией Чибискова О.В.

Директор интернет − версии журнала Белоусов А.С.

Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27

Тел. +7 495 612 6716

E-mail: info@systempsychology.ru

Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.

http://www.systempsychology.ru

© ГОУ ВПО МГПУ, 2011


 

Журнал » 2011 №3 : Содержание 2011 №3

Просмотров: 3533

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.       Подпись:                                                                                                                                            Теория и метод системной психологии

 

 

Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1 - 2)

Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии

Урываев Ю.В. Цель, результат и гомеостазис в динамической системе организма

 

 

2.      Психологические исследования

 

Романова Е.С., Макшанцева Л.В.   Обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологии

Яньшин  П.В., Косова А.Н. Отражение эмоциональной значимости маскированных семантических стимулов в микромоторике руки

Шилова Т.А.  Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе

Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте

Липп Д. Сексуальность и ощущение неловкости и беспокойства в подростковом возрасте

Ирина-Коган В.Р., Сенкевич Л.В, Фаринович В. Системно-психологические особенности мотивационной и познавательной сферы психически больных

 

3.Психология и образование

 

Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного  содержания образования

Казаренков В.И. Творчество педагога как система

 

4.Системная социология

 

Чамкин А.С. Системно-социологический взгляд на коммуникационную деятельность: структура процесса и барьеры

Бородкина Г.В., Романова Е.Г.  Мотивация к рождению детей в моно- и межэтническихсемьях

 

 

5.События и информация

 

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2011, № 3

 

 

CONTENTS

 

1.     Подпись:                                                                                                              Theory and method of Systems Psychology

 

Ryzhov B.N. The basis of systems psychology (continuation, the beginning is in №№1-2)

Tyukov A.A. Developmental psychology in the modern anthropology complex

Urivaev Y.V. The goal, the result and homeostasis in dynamical system of the organism

                

2.    Psychological researches

 

Romanova E.S., Makshantseva L.V. The expert activity training of the bachelors and masters of psychology

Yanjshin P.V., Kosova A.N.  Reflection of the emotional significance of masked semantic stimuli in the micromotor manual reaction.                                    

Shilova T.A.  The state of the problem of irregularity and heterochromia and its function in psychic development in ontogenesis

Kulagina I.Y., Polyakov E.A. Motivational tendencies with different types of characters in adolescence

Lippe D. Sexuality and feelings of uneasiness and anxiety in adolescence

Irina-Kogan V.R., Senkevich L.V., Farynovich V.V. System-psychological features of the motivational and cognitive spheres of mentally diseased persons

                  

 

3.    PSYCHOLOGY AND EDUCATION

Romanova E.S. New forms of the practical realization of the assimilated integrative content of the education

Kazarenkov V.I. Teacher’s creativity as a system

4.    Systems  Sociology

 

Chamkin A.S. System-sociological approach to the communication activity: structure  of the process and barriers

Borodkina G.V., Romanova E.G. Motivation to the birth of children in mono- and interethnic families……………………………….. ……………………………………………..……………………

 

 

5.    Events and information

                                                                                                                                         

Authors of the journal “Systems psychology and sociology”, 2011, № 3


 

Журнал » 2011 №3 : Рыжов Б.Н. Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1 - 2)

Просмотров: 7089

1.  Теория и метод системной психологии 

 

СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

(продолжение)

Рыжов Б.Н.

МГПУ, Москва

 

    Настоящая статья является продолжением работы, опубликованной в №№ 1 - 2 номерах журнала «Системная психология и социология». В статье излагаются основы представлений о психических процессах, изложенные с позиций системной психологии. 

    Ключевые слова: система, структура, связи, элементы, ощущения, внимание, восприятие, память, мышление. 

 

THE BASIS OF SYSTEMS PSYCHOLOGY

(continuation)

Ryzhov B.N.

MCPU,Moscow

 

This article is the continuation of the previous work, that was published in the journal «Systems psychology and sociology» in №№ 1-2 . This work represents the bases views on the psychic processes from the stand of the systems approach.

Key words: system, structure, links, elements, sense, attention, perception, memory, thinking.

 


 

Журнал » 2011 №3 : Тюков А.А. Психология развития в комплексе современной антропологии

Просмотров: 14159

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ В КОМПЛЕКСЕ СОВРЕМЕННОЙ

АНТРОПОЛОГИИ

 

Тюков А.А.,

МГПУ, Москва 

 

     В статье раскрываются онтологические и гносеологические основания комплекса наук  о человеке. Описывается категориальное ядро комплексной психологии развития. Формулируются фундаментальные законы образования человека. Определяется комплекс предметов педагогической психологии, таких как психология воспитания, психология формирования сознания, психология социального и предметного обучения и психология педагогического мастерства.

Ключевые слова: системный подход; методология комплексного подхода; категории личности, сознания и деятельности; предметы комплексной психологии развития; основной закон образования человека; законы педагогической деятельности.

 

DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY IN THE MODERN ANTHROPOLOGY COMPLEX

 

Tyukov A.A.,

MCPU, Moscow

 

     The article focuses on the ontological and gnoseological foundations of the human sciences complex. It describes the categorical nucleus of the integrative developmental psychology, and formulates the fundamental laws of human education. A set of educational psychology subjects is defined including psychology of upbringing, psychology of consciousness formation, social and subject teaching and teaching skills.

Key words: systems approach; comprehensive approach methodology; categories of personality, consciousness and activity; subjects of the integrative developmental psychology; basic law of human development; teaching laws.


 

Журнал » 2011 №3 : Урываев Ю.В. Цель, результат и гомеостазис в динамической системе организма

Просмотров: 5929

ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТ И ГОМЕОСТАЗИС В ДИНАМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЕ ОРГАНИЗМА


Урываев Ю. В., 

МГПУ, Москва

 

 

 Междисциплинарный обзор предполагает, что особой целью систем живых организмов является способность стабилизировать свои процессы выживания. Живые клетки приобрели способность выживать путем адаптации, совершенствуя ее постепенно или скачками. Прокариоты, менее интегрированные и резистивные организмы, слабо адаптивны, по сравнению с более совершенными эукариотами,- сущностями с более продолжительной жизнью, обладающими лучшей адаптацией из-за централизованного ядра, интегрирующего метаболические процессы клетки. Многоклеточные организмы, вплоть до человека с  дифференцированными наружными и внутренними частями или органами (лат. «орудия»), стали жить намного дольше благодаря общебиологическому способу сочетанной метаболической  ауторегуляции. Млекопитающие с их развитым мозгом приобрели отчетливую способность раздельно регулировать поведение и внутреннюю среду. Отсюда простая «цель», как паттерн нервной систематизации для преодоления и избегания неблагоприятных отклонений состояния тела, преобразовалась в осознанную через запоминание специальных сигналов речевых органов. Совершенствуя мозговые механизмы селективных ассоциаций и воспоминаний, человек научился оперировать перспективными и близкими целями.

Ключевые слова: система биологическая, система   функциональная, системообразующий фактор, цель, сигнальность, адаптивность

 

THE GOAL, THE RESULT AND HOMEOSTASIS IN DYNAMICAL SYSTEM OF THE ORGANISM

                                                                                                                   

 Urivaev Y.V.,

MCPU,Moscow

 

An interdisciplinary overview is suggested that the essential purpose of systems of living organisms is to stabilize processes for surviving. Living cells have gained the quality to survive by adaptation, improving one gradually and by metamorphoses in evolution. Procariots, less integrated, less resistive, restoring poorer and advanced eucariots, longer life span entities have manifested better adaptation owing to centralized nucleus, which integrates the whole metabolic processes of a cell. Multicellular organisms up to humans with differentiated own external and internal parts, or organs (lat. “tools”) have got life interval extremely longer by common biological mean - combined metabolic autoregulation. Mammals with developed brain have received visible ability to regulate separately behavior and autonomous milieu interior. Hence a simple “purpose” as the pattern of neuronal systematization to overcome and avoid unfavourable deviations of the body state has turned to be conscious by remembering special signals of speech organs. Perfecting brain mechanisms of associative selection and recalling learnt the human to operate with long- and short-term purposes. 

Key  words: biological system, functional system, purpose, surviving, condition signality, adaptation.


 

Журнал » 2011 №3 : Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Обучение экспертной деятельности бакалавров и магистров психологии

Просмотров: 17719

2.  Психологические исследования

 

ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ И

                                           МАГИСТРОВ ПСИХОЛОГИИ                                                                                                    


Романова Е. С.

Макшанцева Л. В.

МГПУ, Москва


В статье рассматриваются особенности обучения экспертной психологической деятельности бакалавров и магистров, приведение его в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Показана роль использования основ социально-психологической экспертизы в образовательном процессе как базы для практической деятельности психологов. Освещена нормативно-правовая сторона обучения экспертной деятельности бакалавров и магистров по психологическим направлениям подготовки.

Ключевые слова:  основная образовательная программа, профессиональные компетенции, экспертная деятельность, социально-психологическая экспертиза.

 

THE EXPERT ACTIVITY TRAINING OF THE BACHELORS AND MASTERS OF PSYCHOLOGY

 

                               Romanova E.S.,

                                                                                              Makshantseva L.V.

                                                                                                MCPU, Mosсow

 

In this article the features of expert psychological activity training of the bachelors and masters of psychology are considered and its reduction in conformity with the Federal state educational standard of the higher professional training is discussed. The role of use of bases of socio-psychological examination in educational process is shown as the bases for practical activities of psychologists. It is reported about the standard-legal side of training for expert activity of bachelors and masters of different areas of psychological teaching.

Key words: the basic educational program, professional competence, expert activity, socio-psychological expertise.


 

Журнал » 2011 №3 : Яньшин П.В., Косова А.Н. Отражение эмоциональной значимости маскированных семантических стимулов в микромоторике руки

Просмотров: 6011

ОТРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ

МАСКИРОВАННЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ В МИКРОМОТОРИКЕ РУКИ

 

 

Яньшин П.В. , Косова А.Н.,

МГПУ, Самара

 

  

  В статье изложены результаты экс­пе­ри­мен­та (мо­де­ль об­рат­ной ди­на­ми­че­ской мас­ки­ров­ки), цель которого – ис­сле­до­ва­ние свя­зи непроизвольной микромоторной ре­ак­ции ру­ки, производящей стереотипные произвольные движения, с влиянием подпороговых слов. Ги­по­те­за: мик­ромо­тор­ные из­ме­не­ния свя­за­ны с лич­но­ст­но-зна­чи­мым смы­сло­вым со­дер­жа­ни­ем под­по­ро­го­вых (40мс) слов-сти­му­лов. Группы: 86 бе­ре­мен­ных жен­щи­н (с угрозой вы­ки­ды­ша и без), 34 небеременные женщины и 34 муж­чи­ны. Стимулы различались по эмоциональной валентности и провокационности в соответствии с жизненной ситуацией испытуемых. Ре­ак­ция ру­ки сни­ма­лась ма­ни­пу­ля­то­ром «мышь». Обнаружен микромоторный эффект, сов­па­даю­щий с эмоционально-смысловой значимостью под­по­ро­го­вых слов.

Клю­че­вые сло­ва: под­по­ро­го­вое вос­при­ятие, се­ман­ти­че­ский прай­минг, микромо­тор­ная ре­ак­ция, об­рат­ная ди­на­ми­че­ская мас­ки­ров­ка, личностно-смысловая значимость.   

 

REFLECTION OF THE EMOTIONAL SIGNIFICANCE OF

MASKED SEMANTIC STIMULI IN THE MICROMOTOR MANUAL REACTION


Yanjshin P.V., Kosova A.N.,

MCPU, Samara

 

The article presents the results of the experiment (used a masked priming paradigm), the purpose of which was to investigate the involuntary manual micro reaction, on the hand producing stereotyped voluntary movements, as a response to subliminal presentation of emotionally meaningful words. The hypothesis predicts that “deviations” in a motor reactivity are determined by the effect of subliminal presentation (40ms) of individually significant  semantic information (words). Four groups of subjects, 86 pregnant women (with a threatened miscarriage and without), 34 non-pregnant women and 34 men. Stimuli differed in emotional valence and provocativeness in accordance with the life situation of subjects. The reaction of the hand was detected by a computer mouse. “Mikromotor effect” – a significant difference in movements in response to different subliminal words, which coincided with the emotional significance of the  words, was found.

Key words: subliminal perception, semantic priming, micromotor reaction, masked priming paradigm, personal-semantic significance.

 


 

Журнал » 2011 №3 : Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе

Просмотров: 17316

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕРАВНОМЕРНОСТИ И

ГЕТЕРОХРОННОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

                                                                                                                        Шилова Т.А.,

     МГПУ, Москва



 В настоящей работе рассматриваются факторы неравномерности и гетерохронности развития психики в онтогенезе, оказывающие влияние на состояние учения и поведения школьников. Показана роль неравномерности и гетерохронности в развитии личности в онтогенезе.

Ключевые слова: онтогенез, гетерохронность, системогенез, психические процессы, учебная деятельность, учебная мотивация, обучаемость, специальные способности.

 

THE STATE OF THE PROBLEM OF IRREGULARITY AND HETEROCHROMIA AND ITS FUNCTION IN PSYCHIC DEVELOPMENT IN ONTOGENESIS

                                                                                        

  Shilova T.A.,

   MCPU, Moscow



The author considers the facts of irregularity and heterochromia of development of the psyche in ontogenesis, that have an influence on the pupils’ learning and behaviour. It was also shown the role of irregularity and heterochromia during the development of the personality in ontogenesis.

Key words: ontogenesis, heterochromia, systemogenesis, psychological processes, learning activity, learning motivation, special abilities, trainability.


 

Журнал » 2011 №3 : Кулагина И.Ю., Поляков Е.А. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте

Просмотров: 13058

МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ХАРАКТЕРА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Кулагина И.Ю.,

     Поляков Е.А.,

МГППУ,

Москва

 

В статье обсуждается вопрос о содержательной психологической характеристике различных типов акцентуаций характера. Представлены данные о мотивации и ценностных ориентациях, свойственных  подросткам с сензитивным, психастеническим, астеноневротическим, гипертимным и истероидным типами акцентуаций характера. Отражены результаты эмпирического исследования, проведенного с подростками, воспитывающимися в семьях и детском доме.

Ключевые слова: тип характера, акцентуация характера, мотивация надситуативного уровня, ценностные ориентации, подростковый возраст

 

MOTIVATIONAL TENDENCIES WITH DIFFERENT TYPES OF CHARACTERS IN ADOLESCENCE

                                                                                                              

 

      Kulagina I.Y.,

                                                                                                                   Polyakov E.A.,

MSPPU, Moscow

 

 

In this article the question of richness of the content of the psychological characteristic of different types of accentuations of the character is discussed. The data of motivation and values of adolescents with sensitive, psychoasthenic, asthenoneurotic, hyperthymic and hysteroid types of accentuations of the character are represented. The empirical results of the studies of the adolescents, brought up in families and orphanage are shown.

Key words:  type of the character, accentuation of the character, motivation of the transsituational level, values,adolescence.


 

Журнал » 2011 №3 : Липп Д. Сексуальность и ощущение неловкости и беспокойства в подростковом возрасте

Просмотров: 5214

СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ОЩУЩЕНИЯ НЕЛОВКОСТИ И БЕСПОКОЙСТВА

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

                                                                                Липп Дидье

                                                                                             Институт Монсури,

                                                                                         Париж, Франция

 

перевод с французского Филатовой О.А.

 

В статье исследуются особенности сексуального развития и способов поведения  подростков в контексте социального развития и изменений, имеющих место  в обществе. Внимание обращено на то, что подростки, испытывая затруднения в поисках любви и счастья, всё больше прибегают в сфере сексуального к более незрелым, но зато не терпящим отлагательств, способам поведения. Распространение этого феномена приводит к вытеснению всегда считавшейся нормой  гетеро- и генитальной сексуальности.

 Ключевые слова: подростковый возраст, сексуальные способы  поведения, наслаждение, частичные импульсы, зрелость ЭГО.

 

 

SEXUALITY AND FEELINGS OF UNEASINESS AND ANXIETY IN ADOLESCENCE

 

                                                                                      Lippe Didier

                                                                                                 Institute Monsourit

                                                                                       Paris, France

 

The translation from French is done by Fylatova O.A.

 

In this article the features of sexual development and types of behaviour in adolescence are studied in the context of social development and its changes, happening in the society. A special attention draws to the problem, that adolescents, having difficulties in love and happiness searching, resort most of the time to the immature but exigent types of behaviour in sexual sphere. The spread of this phenomenon leads to the repression of the hetero – and genital sexuality, that is always considered to be normal.

Key words: adolescence, types of sexual behaviour, enjoyment, partial impulses, EGO maturity.

 


 
Предыдущая страница 1 2 Следущая страница