Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Журнал » 2024 №50 : Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата | ||
Просмотров: 25 УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Е. В. Истомина, СПбАППО, Санкт-Петербург, Россия, ekryzhko@yandex.ru В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15–18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2–4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный — завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный — чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный — отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.
Литература 1. Асанова З. Р., Чалбаш Э. Р. Образовательный путь в профессиональном становлении: от мечты к достижению цели // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 1. С. 49–59. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-49-59 2. Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности: материалы Межведомственной научно-практической конференции (Москва, 20–21 октября 2004 г.) / ред.-сост.: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Московский гуманитарный университет, 2004. С. 133–148. 3. Бонкало Т. И. Трансформация образа телесного «Я» в структуре самосознания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человеческий капитал. 2021. № 8 (152). С. 91–100. DOI: 10.25629/HC.2021.08.10 4. Бонкало Т. И., Истомина Е. В. Психологические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 1 (66). С. 39–50. DOI: 10.26456/vtpsyped/2024.1.039 5. Дорожевец А. Н., Соколова Е. Т. Исследование образа физического «Я»: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Философское общество СССР, 1991. С. 71–74. 6. Каминская Н. А., Айламазян А. М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 45–55. DOI: 10.11621/npj.2015.0300 7. Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122–130. 8. Пряжников П. Н., Пряжникова Е. Ю., Сергеева М. Г. Теоретические аспекты профориентации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. М.: РУДН, 2019. 148 с. 9. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 81–91. 10. Романович Н. А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 5–8. 11. Рябова Н. В., Бобкова О. В. Профессиональное развитие и трудоустройство студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 60–66. 12. Садовникова Н. О., Мацнева Н. И. Развитие мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 14–18. 13. Соколова Е. Т., Дорожевец А. Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1985. № 4. С. 39–49. 14. Скрябина Д. Ю. Особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Среднее профессиональное образование. 2021. № 5 (309). С. 42–47. 15. Тхостов А. Ш. Психология телесности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2002. 287 с. 16. Чебровская С. В. Профессиональное будущее в представлении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья накануне выбора профессии // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 218–223. DOI: 10.17513/snt.39604 17. Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 16–24. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24 18. Han N., Park So-Y., Bang J. B. Pharmacy students’ attitudes toward persons with disabilities and perceptions of right to self-determination // American Journal of Pharmaceutical Education. 2023. Vol. 87 (4). P. 9109. DOI: 10.5688/ajpe9109 19. Johnstone C., Svajan A., Yesayan V. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education // Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University, 2018. P. 85–104. 20. Smith T. E., Polloway E. A., Patton J. R., Dowdy C. A. Teaching students with special needs in inclusive settings. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2008. 465 p. 21. Vaughn S., Bos C. S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. 8th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2012. 450 p. |
||