Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Журнал » 2024 №50 : Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    Просмотров: 25

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Е. В. Истомина,

СПбАППО,

Санкт-Петербург, Россия,

ekryzhko@yandex.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15–18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2–4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный — завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный — чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный — отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.

 

 


Читать полностью...

 

Литература

 1. Асанова З. Р., Чалбаш Э. Р. Образовательный путь в профессиональном становлении: от мечты к достижению цели // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 1. С. 49–59. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-49-59

2. Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности: материалы Межведомственной научно-практической конференции (Москва, 20–21 октября 2004 г.) / ред.-сост.: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Московский гуманитарный университет, 2004. С. 133–148.

3. Бонкало Т. И. Трансформация образа телесного «Я» в структуре самосознания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человеческий капитал. 2021. № 8 (152). С. 91–100. DOI: 10.25629/HC.2021.08.10

4. Бонкало Т. И., Истомина Е. В. Психологические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 1 (66). С. 39–50. DOI: 10.26456/vtpsyped/2024.1.039

5. Дорожевец А. Н., Соколова Е. Т. Исследование образа физического «Я»: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Философское общество СССР, 1991. С. 71–74.

6. Каминская Н. А., Айламазян А. М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 45–55. DOI: 10.11621/npj.2015.0300

7. Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122–130.

8. Пряжников П. Н., Пряжникова Е. Ю., Сергеева М. Г. Теоретические аспекты профориентации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. М.: РУДН, 2019. 148 с.

9. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 81–91.

10. Романович Н. А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 5–8.

11. Рябова Н. В., Бобкова О. В. Профессиональное развитие и трудоустройство студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 60–66.

12. Садовникова Н. О., Мацнева Н. И. Развитие мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 14–18.

13. Соколова Е. Т., Дорожевец А. Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1985. № 4. С. 39–49.

14. Скрябина Д. Ю. Особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Среднее профессиональное образование. 2021. № 5 (309). С. 42–47.

15. Тхостов А. Ш. Психология телесности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2002. 287 с.

16. Чебровская С. В. Профессиональное будущее в представлении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья накануне выбора профессии // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 218–223. DOI: 10.17513/snt.39604

17. Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 16–24. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24 

18. Han N., Park So-Y., Bang J. B. Pharmacy students’ attitudes toward persons with disabilities and perceptions of right to self-determination // American Journal of Pharmaceutical Education. 2023. Vol. 87 (4). P. 9109. DOI: 10.5688/ajpe9109

19. Johnstone C., Svajan A., Yesayan V. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education // Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University, 2018. P. 85–104.

20. Smith T. E., Polloway E. A., Patton J. R., Dowdy C. A. Teaching students with special needs in inclusive settings. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2008. 465 p.

21. Vaughn S., Bos C. S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. 8th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2012. 450 p.