Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов
Журнал » 2024 №50 : Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов | ||
Просмотров: 41 УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.1 ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ О. И. Миронова, Финуниверситет, НИУ ВШЭ, Москва, Россия, mironova_oksana@mail.ru В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия. В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов. Ключевые слова: коммуникативный барьер; психологический барьер; профессиональная деятельность психолога; коммуникативные барьеры в деятельности начинающих психологов.
Литература 1. Абрамова Г. С. Практическая психология: учеб. для вузов и ссузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.:Прометей, 2018. 540 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. 5-е изд., исправ. и доп. М.: Аспект Пресс, 2022. 360 с. 3. Бобкова М. Г. Методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4 (79). С. 119–132. 4. Василькова В. В., Минина В. Н. Коммуникативные барьеры в практиках оказания гражданам государственных услуг // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 75–84. DOI: 10.31857/S013216250003749-6 5. Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205–227. DOI: 10.17759/cpp.2016240511 6. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / под ред. И. Б. Гриншпуна. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2015. 520 с. 7. Войскунский А. Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110–118. 8. Волкова Д. Э., Орлов А. Б. Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 88–97. 9. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №2. С. 32–43. 10. Дорожкин В. Р. Эмоциональные дискурсы в психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 157–171. DOI: 10.17759/cpp.2015230210 11. Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В. Предубежденность в контексте свойств личности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 4. С. 35–46. 12. Зимбардо Ф. Застенчивость. Как ее побороть и приобрести уверенность в себе / пер. с англ. яз. В. Д. Баттисты. М.: Бомбора, 2023. 448 с. 13. Кадыров И. М., Оксимец А. А. Динамика защитной организации личности при аффективных расстройствах в ходе психоаналитического интервью // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1 (68). С. 109–136. 14. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с. 15. Коган И. М. Роль личности психолога в консультировании: два случая из практики // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3 (74). С. 133–142. 16. Конищева А. В. Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии // Психология и право. 2022. Т. 12. № 3. С. 88–96. DOI: 10.17759/psylaw.2022120308 17. Копьев А. Ф., Топольская Т. А. Психотерапия обыденной жизни (феноменологическое исследование диалога) // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 94–114. DOI: 10.17759/cpp.2017250407 18. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 202 с. 19. Маслова А. А. Диалог подростка с виртуальным собеседником как опосредствование в развитии коммуникативной компетентности // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 88–102. DOI: 10.17759/psyedu.2018100208 20. Меновщиков В. Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 89–95. 21. Мишина Е. В. Феномен совместности в межличностном взаимодействии: на материале процесса психологического консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 24 с. 22. Морозов А. В. Деловая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 2020. 1040 с. 23. Погодин И. А. Диалогово-феноменологическая модель мышления человека: ресурсы первичного опыта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 109–118. 24. Подымов Н. А., Подымова Л. С. Технология разработки модуля дополнительного образования педагогов «Психологические барьеры проектирования персонализированного образовательного пространства» // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 119–123. DOI: 10.18137/RNU.HET.23.06.P.119 25. Позняков В. П., Титова О. И. Особенности отношений предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 5–17. 26. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232 с. 27. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 28. Ракитина О. В. Журнал «Вопросы психологии» как актуальный ресурс по проблемам формирования психолога-преподавателя, ученого, практика // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 29–44. 29. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. М.: Генезис, 2020. 216 с. 30. Самохвалова А. Г. Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 29–40. 31. Смолькин А. А. Межпоколенческие конфликты в повседневной жизни // Социологические исследования. 2010. № 11 (319). С. 110–114. 32. Собкин В. С., Федотова А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308 33. Тилиндене И., Швагждене Б., Шукис С. Взаимосвязь личностных характеристик подростков и пережитого ими опыта участия в издевательствах // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 53–61. DOI: 10.31857/S20000375-9-1 34. Agents of empathy: How medical interpreters bridge sociocultural gaps in genomic sequencing disclosures with Spanish-speaking families / Gutierrez M. et al. // Patient Education and Counseling. 2019. Vol. 102. Issue 5. P. 895–901. DOI: 10.1016/j.pec.2018.12.012 35. Haboubi N. H. J., Lincoln N. Views of health professionals on discussing sexual issues with patients // Disability and Rehabilitation. 2003. Vol. 25. Р. 291–296. DOI: 10.1080/0963828021000031188 36. Ming-Huei Chen, Somya Agrawal. Exploring student’s team behavior through entrepreneurship education: a time-lagged study // Education & Training. 2018. Vol. 60. Issue 7/8. Р. 781–799. DOI: 10.1108/ET-07-2017-0102 |
||