Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Журнал » 2024 №50 : Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов
    Просмотров: 41

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2024.50.2.1

ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ

О. И. Миронова,

Финуниверситет,

НИУ ВШЭ,

Москва, Россия,

mironova_oksana@mail.ru

В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.

В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов. Ключевые слова: коммуникативный барьер; психологический барьер; профессиональная деятельность психолога; коммуникативные барьеры в деятельности начинающих психологов.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: учеб. для вузов и ссузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.:Прометей, 2018. 540 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. 5-е изд., исправ. и доп. М.: Аспект Пресс, 2022. 360 с.

3. Бобкова М. Г. Методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4 (79). С. 119–132.

4. Василькова В. В., Минина В. Н. Коммуникативные барьеры в практиках оказания гражданам государственных услуг // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 75–84. DOI: 10.31857/S013216250003749-6

5. Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205–227. DOI: 10.17759/cpp.2016240511

6. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие / под ред. И. Б. Гриншпуна. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2015. 520 с.

7. Войскунский А. Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110–118.

8. Волкова Д. Э., Орлов А. Б. Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 88–97.

9. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №2. С. 32–43.

10. Дорожкин В. Р. Эмоциональные дискурсы в психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 157–171. DOI: 10.17759/cpp.2015230210

11. Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В. Предубежденность в контексте свойств личности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 4. С. 35–46.

12. Зимбардо Ф. Застенчивость. Как ее побороть и приобрести уверенность в себе / пер. с англ. яз. В. Д. Баттисты. М.: Бомбора, 2023. 448 с.

13. Кадыров И. М., Оксимец А. А. Динамика защитной организации личности при аффективных расстройствах в ходе психоаналитического интервью // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1 (68). С. 109–136.

14. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.

15. Коган И. М. Роль личности психолога в консультировании: два случая из практики // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3 (74). С. 133–142.

16. Конищева А. В. Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии // Психология и право. 2022. Т. 12. № 3. С. 88–96. DOI: 10.17759/psylaw.2022120308

17. Копьев А. Ф., Топольская Т. А. Психотерапия обыденной жизни (феноменологическое исследование диалога) // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 94–114. DOI: 10.17759/cpp.2017250407

18. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 202 с.

19. Маслова А. А. Диалог подростка с виртуальным собеседником как опосредствование в развитии коммуникативной компетентности // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 88–102. DOI: 10.17759/psyedu.2018100208

20. Меновщиков В. Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 89–95.

21. Мишина Е. В. Феномен совместности в межличностном взаимодействии: на материале процесса психологического консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.

22. Морозов А. В. Деловая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 2020. 1040 с.

23. Погодин И. А. Диалогово-феноменологическая модель мышления человека: ресурсы первичного опыта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 109–118.

24. Подымов Н. А., Подымова Л. С. Технология разработки модуля дополнительного образования педагогов «Психологические барьеры проектирования  персонализированного образовательного пространства» // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 119–123. DOI: 10.18137/RNU.HET.23.06.P.119

25. Позняков В. П., Титова О. И. Особенности отношений предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 5–17.

26. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232 с.

27. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.

28. Ракитина О. В. Журнал «Вопросы психологии» как актуальный ресурс по проблемам формирования психолога-преподавателя, ученого, практика // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 29–44.

29. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. М.: Генезис, 2020. 216 с.

30. Самохвалова А. Г. Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 29–40.

31. Смолькин А. А. Межпоколенческие конфликты в повседневной жизни // Социологические исследования. 2010. № 11 (319). С. 110–114.

32. Собкин В. С., Федотова А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308

33. Тилиндене И., Швагждене Б., Шукис С. Взаимосвязь личностных характеристик подростков и пережитого ими опыта участия в издевательствах // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 53–61. DOI: 10.31857/S20000375-9-1

34. Agents of empathy: How medical interpreters bridge sociocultural gaps in genomic sequencing disclosures with Spanish-speaking families / Gutierrez M. et al. // Patient Education and Counseling. 2019. Vol. 102. Issue 5. P. 895–901. DOI: 10.1016/j.pec.2018.12.012

35. Haboubi N. H. J., Lincoln N. Views of health professionals on discussing sexual issues with patients // Disability and Rehabilitation. 2003. Vol. 25. Р. 291–296. DOI: 10.1080/0963828021000031188

36. Ming-Huei Chen, Somya Agrawal. Exploring student’s team behavior through entrepreneurship education: a time-lagged study // Education & Training. 2018. Vol. 60. Issue 7/8. Р. 781–799. DOI: 10.1108/ET-07-2017-0102