Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы
 

Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы

Журнал » 2024 №49 : Урунтаева Г. А. В. Г. Короленко о психическом развитии в детстве: этапы, закономерности, внутренние и внешние факторы
    Просмотров: 246

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.09


В. Г. КОРОЛЕНКО О ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ДЕТСТВЕ: ЭТАПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ


Г. А. Урунтаева,
ИИДСВ РАО, Москва,
lotsman52@mail.ru


В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обре-
тение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика — единственного ребенка богатых родителей, — растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей. Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы. В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Бирилев А. Свет для слепых и некоторые вопросы методики преподавания слепым // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых / под ред. Л. С. Выготского. М.: Отдел социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, 1924. С. 78–90.
2. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Худож. лит.: Ленингр. отд-ние, 1983. 350 с.
3. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 62–84.
4. Запорожец А. В. Роль Выготского в разработке проблем восприятия // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. С. 100–111.
5. Золотницкая Р. Л. Неизвестный корреспондент В. Г. Короленко // Русская литература: историко-литературный журнал. Л., 1986. № 4. С. 165–171.
6. Короленко В. Г. Избранные письма: в 3 т. Т. 3: Литературная и редакторская работа (1886–1920). М.: Гослитиздат. 1936. 286 с.
7. Короленко В. Г. Парадокс. Очерк // Короленко В. Г. Рассказы и повести. Воспоминания и критические статьи. Публицистика. М.: АСТ: Олимп, 2002. (Школа классики). С. 254–271.
8. Короленко В. Г. Слепой музыкант. Этюд // Короленко В. Г. Повести и рассказы. Л.: Детская литература, 1984. С. 75–204.
9. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М.: Изд-во УРАО. 1997. 156 с.
10. Матюшкин А. М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. М.: ЧеРо: МПСИ, 2006. С. 113–122.
11. Минц С. И. Проблема народности искусства в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. ХII. Вып. 4. С. 315–326.
12. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. М.: LINKA-PRESS, 1995. 270 с.
13. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: [новый взгляд на дошкольное детство]. СПб.: Речь; М.: Образовательные проекты, 2010. 144 с.

14. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
15. Тарасенко О. С. Литературно-художественный спор о слепоте М. А. Осоргина с В. Г. Короленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-2 (63). С. 41–43.
16. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика. 1985. С. 15–41.
17. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. 1. Процессы умственной жизни. Пг.: Издание школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина. 1915. XVI, 403 с.
18. Урунтаева Г. А. Художественная литература как средство познания в отечественной детской психологии XIX – начала XX вв. (системный анализ) // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 100–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.09
19. Щербина А. М. «Слепой музыкант» Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых (в свете моих собственных наблюдений). М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1916. 51 с.
20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.