Просмотров: 247
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.06
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУДОВОДИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
М. В. Сокольская, РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, mvsokolskaya@mail.ru, А. А. Волкова, МГУ им. адм. Г. И. Невельского, Владивосток, VolkovaAA@msun.ru Е. В. Пекарь, МГУ им. адм. Г. И. Невельского, Владивосток, pekar@msun.ru
При все более совершенных автоматизированных системах управления сохраняющаяся высокая аварийность на морском транспорте определяет необходимость поиска решений, обеспечивающих безопасность человека, груза и судна. При ведущей роли оператора в системе «человек – техника – среда» изучение представления судоводителей о профессиональном обучении на моделированных комплексах (тренажерах) имеет потенциал черного ящика, так как способно обнаружить имплицитные составляющие — смыслы, мотивы и ценности, — в значительной степени определяющие поведение субъекта в процессе обучения. В исследовании с участием двух групп специалистов — судоводителей, граждан России и граждан КНР, проходящих обучение на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии, был применен метод интервью с последующей обработкой данных с помощью контент-анализа. Выделены пять компонентов (когнитивный, исполнительный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, профессиональный), объединяющих различные единицы анализа текстов, на основе которых дана интерпретация представления субъектов об учебной деятельности и ее психологическом содержании. Результаты исследования обнаруживают различия в представлениях двух групп респондентов, которые характеризуют учебную деятельность на тренажере как развивающую (группа китайских судоводителей), стабилизирующую, или стагнирующую (группа российских судоводителей). На основе данных структурированных интервью сформулированы рекомендации по содержанию работы с группой специалистов-судоводителей при подведении итогов обучения. Акцент ставится на обсуждении выбранной самими судоводителями главной темы — ошибки оператора судна. Опыт ошибки имеет ведущее значение в представлении совокупного субъекта и выступает связующим звеном между профессиональным обучением и морской практикой.
|
|
Литература
1. Аблогин Д. А., Чикер В. А. Применение метода кейсов в оценке деятельности морских специалистов // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 166–187. 2. Алексеенко М. С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 19–27. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.02 3. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего личности: профессиологический аспект // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Первоуральск, 12 марта 2020 г.) / под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Первоуральск: Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2020. С. 10–17. 4. Ковалёнок И. С. Тренажерные комплексы для подготовки офицеров к управлению кораблем // Морской сборник. 2018. № 4 (2053). С. 53–59. 5. Коренев А. А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. № 2. С. 112–127. 6. Леонтьева А. Н. Теоретический анализ современных психологических исследований когнитивных стилей // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. № 1 (2). С. 39–45. DOI: 10.55000/o5203-5400-1136-l 7. Маринов М. Л., Скороходов Д. А., Турусов С. Н., Каминский В. Ю. Моделирование действий специалистов водного транспорта методом профессионально-аксиологического анализа механизмов принятия решений // Морские интеллектуальные технологии. 2018. Т. 1. № 3 (41). С. 183–189. 8. Метод поиска эргономических и психологических уязвимостей в операторской деятельности / В. В. Косьянчук и др. // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 4. С. 227–265. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_010 9. Пекарь Е. В., Сокольская М. В. История изучения ошибки как единицы психологического анализа профессиональной деятельности // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 4 (58). С. 180–202. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.10 10. Сокольская М. В., Коростелева М. В. Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3 (75). С. 121–128. DOI: 10.21603/2078-8975-2018-3-121-128 11. Augmented reality for maritime navigation data visualisation: A systematic review, issues and perspectives / F. Laera et al. // The Journal of Navigation. 2021. № 74 (5). P. 1073–1090. DOI: 10.1017/S0373463321000412 12. Degand J., Loup G., Didier J.-Y. Towards an immersive debriefing of serious games in virtual reality: a framework concept // Games and Learning Alliance. Lecture Notes in Computer Science. 2021. Vol. 13134. P. 143–152. DOI: 10.1007/978-3-030-92182-8_14 13. Pietrzykowski Z., Wielgosz M., Breitsprecher M. Navigators’ behavior analysis using data mining // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2020. № 10 (2). P. 490–498. DOI: 10.3390/jmse8010050
14. Sellberg C., Wiig A. C. Telling stories from the sea: facilitating professional learning in maritime post-simulation debriefings // Vocations and Learning. 2020. № 13 (3). P. 527–550. DOI: 10.1007/s12186-020-09250-4 15. Tusher H. M., Sharma A., Nazir S., Munim Z. H. Exploring the current practices and future needs of marine engineering education in Bangladesh // Journal of Marine Science and Engineering. 2021. № 9 (10). P. 1085–1097. DOI: 10.3390/jmse9101085
|