Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации
 

Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации

Журнал » 2024 №49 : Рычихина Э. Н., Быкова И. Л. Системный подход к социологическому мониторингу инновационной деятельности образовательной организации
    Просмотров: 251

УДК 316.354
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.10


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Э. Н. Рычихина,
МГПУ, Москва,
richihinaen@mgpu.ru,
И. Л. Быкова,
ИНУПБТ, Калуга,
irina.bikova11@yandex.ru


Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).
В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятель ности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.
Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.
Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, — содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной
организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.
В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.

 


Читать полностью...

 

Литература

1. Бойков В. Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти. 2006. № 4. С. 5–16.
2. Быкова И. Л., Рычихина Э. Н. Взаимосвязь мониторинга с системами сбалансированных и универсальных показателей // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 35–37.
3. Василега В. Г., Макаревич Н. И., Матюш И. В. Мониторинг как инструмент информационного обеспечения процесса управления // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2020. № 11 (281). С. 4–13.
4. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Социологический мониторинг в системе информационно-аналитического сопровождения формирования имиджа вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 5. С. 11–14. DOI: 10.24158/spp.2018
5. Гужин А. А., Гужина Г. Н. Инновационные подходы к построению системы качества управления в образовательном учреждении: монография. М.: Русайнс, 2022. 114 с.
6. Дембицкая Ю. В. Механизмы стимулирования и сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С. 19–21.
7. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В. М. Анынина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2009. 271 c.
8. Ионас И. В., Лукашенко Т. А. Анализ инновационного пространства муниципальной системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 2 (49). С. 224–233.
9. Милехин А. В. Теоретико-методологические и методические основы социологического мониторинга. М.: Креативная экономика, 2018. 104 с.
10. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования: методические рекомендации к организации и проведению / [авт.-сост.: О. В. Акулова и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 175 с.
11. Морев М. В. Мониторинг общественного мнения как инструмент реализации оценочной функции социологии управления [Электронный ресурс] // Социальное пространство: сетевое издание. 2023. Т. 9. № 2. С. 1–17. DOI: 10.15838/sa.2023.2.38.5. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29644
12. Никонова Л. Прозрачность инновационной деятельности // Директор школы. 2019. № 2. С. 17–21.

13. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении / И. Р. Лазаренко, Н. А. Матвеева, С. В. Колесова и др.; под науч. ред. Н. А. Матвеевой. Барнаул: АлтГПУ, 2021. 40 с.
14. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Организационное консультирование и психологическая экспертиза в образовании: учебное пособие. М.: МГПУ, 2021. 176 с.
15. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.
16. Рычихина Э. Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта: УГТУ, 2007. 140 с.
17. Рычихина Э. Н. Система сбалансированных показателей как основа управленческого мониторинга вуза // Гуманизация образования. 2009. № 2. С. 54–58.
18. Сидорова А. А. Мониторинг эффективности деятельности вузов как инструмент повышения качества высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 248–259.
19. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 566 с.
20. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: Норма: НОРМА-ИНФРА М, 2000. 480 с.
21. Социология образования: учебник и практическое пособие для вузов / под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с.
22. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
23. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. 596 с.
24. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование: учебное пособие. М.: Флинта, 2019. 250 с.
25. Ritschard G., Liao T. F., Struffolino E. Strategies for multidomain sequence analysis in social research // Sociological Methodology. 2023. Vol. 53. № 2. P. 288–322. DOI: 10.1177/00811750231163833
26. Tarde G. The laws of imitation / translated from the second French / ed. by E. C. Parsons. New York: Henry Holt and Company; The Mershon Company Press Rahway, N. J., 1903. URL: https://livrezon.com/publication/gabriel-tarde-the-laws-of-imitation-summary-by-dmitry-matveev?ysclid=lws0e9jcu7794392755 (дата
обращения: 04.03.2024).