Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП
 

Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП

Журнал » 2024 №49 : Коган Б. М., Аникеева М. А. Родительский стресс и возможности посттравматического роста родителей детей с ДЦП
    Просмотров: 328

УДК 159.9.07
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.05


РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ДЦП


Б. М. Коган,
МГПУ, Москва,
koganbm@mgpu.ru,
М. А. Аникеева,
МГПУ, Москва,
аnikeevaма028@mgpu.ru


Совершенствование неонатальной помощи привело к значительному увеличению выживаемости детей с перинатальными поражениями ЦНС, недоношенных новорожденных, у которых достаточно велик риск развития ДЦП. Таким образом, становится актуальным любое новое знание в области проблем, связанных с появлением в семье ребенка с данным диагнозом, так как оно позволяет разрабатывать наиболее эффективные виды психологической помощи такой семье.

Хотя высокие показатели эмоциональных стрессовых реакций выявлены у всех родителей тяжелобольных детей, характер и сила эмоционального ответа на стрессовую ситуацию имеют как общие, так и индивидуальные особенности, которые в первую очередь обусловлены различиями в индивидуально-психологических свойствах, реализуемых стратегий совладания, духовной зрелости родителей и получаемой ими помощи.
В статье рассмотрена проблема родителей ребенка с ДЦП как со стороны деструктивного влияния родительского стресса (РС), так и со стороны потенциально возможных позитивных личностныхтрансформаций родителей.
Проанализированы особенности родительского стресса (РС) при появлении в семье ребенка с ДЦП, описаны этапы адаптации к травмирующему событию, признаки социально-психологической дезадаптации родителей, деструктивные изменения в семье на соматическом, психологическом и социальном уровнях. Дано понятие посттравматического роста (ПТР) и рассмотрены условия, при которых воспитание детей с особенностями развития может оказывать позитивное влияние как на развитие личности родителей, так и на семью в целом.

 


Читать полностью...

 

Литература


1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563–567.
2. Гончарова С. С. Подходы к пониманию переживания утраты близкого человека // Актуальные проблемы кризисной психологии: сб. науч. ст. / ред.: К. В. Карпинский, Л. А. Пергаменщик. Гродно: ГрГУ, 2010. С. 147–156.
3. Ким К. А., Кадыров Р. В. Родительский стресс и воспитание ребенка с детским церебральным параличом: обзор зарубежных исследований // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 1–29. DOI: 10.17759/cpse.2022110401

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. 558 с.
5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с.
6. Мазурова Н. В. Особенности эмоциональных реакций родителей на сообщение диагноза ребенка // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. № 2. С. 27–31.
7. Мальцева А. А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. № 1. С. 13–16.
8. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 119122.
9. Савенышева С. С., Аникина В. О., Мельдо Э. В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 38–48. DOI: 10.17759/jmfp.2019080404
10. Сергиенко А. И. Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук. М., 2021. 225 с.
11. Сергиенко А. И. Эмоциональная дезадаптация и посттравматический рост родителя ребенка с ОВЗ: связь с субъективным восприятием тяжести симптоматики и с возрастом ребенка // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 93–106. DOI: 10.17759/cpse.2019080406
12. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
13. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. . … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 439 с.
14. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25–34.
15. Холмогорова А. Б., Сергиенко А. И., Герасимова А. А. Установка на поддержку субъектной позиции ребенка и посттравматический рост у родителей детей с ОВЗ // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 13–24. DOI: 10.17759/chp.2020160102
16. Шац И. К., Смирнова А. И. Особенности взаимоотношений в семьях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 86–99.
17. Шипова Н. С. Совладающее поведение и ресурсы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Защитная система личности и стресс / под ред. Е. В. Куфтяк. М.: Мир науки, 2017. С. 107–116.
18. Шумская Н. А., Куликова Е. Г. Копинг-стратегии и психологические защиты матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 125–135. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-200-125-135
19. A systematic review of the association between coping strategies and quality of life among caregivers of children with chronic illness and or disability / Fairfax A. et al. // BMC Pediatrics. 2019. Vol. 19. № 1. P. 116. DOI: 10.1186/s12887-019-1587-3
20. Abidin R. R. The determinants of parenting behavior // Journal of Clinical Child Psychology. 1992. Vol. 21. № 4. Р. 407–412.
21. Butcher P. R., Wind T., Bouma A. Parenting stress in mothers and fathers of a child with a hemiparesis: Sources of stress, intervening factors and long-term expressions of stress // Child: Care, Health and Development. 2008. Vol. 34. № 4. P. 530–541. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2008.00842.x
22. Course of behavior problems of children with cerebral palsy: the role of parental stress and support / R. F. Sipal et al. // Child: Care, Health and Development. 2010. Vol. 36. № 1 P. 74–84. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2009.01004.x
23. Crnic K., Greenberg M. Minor parenting stresses with young children // Child Development. 1990. Vol. 61. № 5. P. 1628–1637. DOI: 10.1111/j.1467–8624.1990.tb02889.x
24. Da Costa Cunha K., Pontes F. A. R., da Costa Silva S. S. Parenting stress and motor function of children with cerebral palsy // Psychology. 2017. Vol. 8. № 1. P. 44–58. DOI: 10.4236/psych.2017.81004
25. Findler L. The experience of stress and personal growth among grandparents of children with and without intellectual disability // Intellectual and Developmental Disabilities. 2014. Vol. 52. № 1. P. 32–48. DOI: 10.1352/1934-9556-52.1.32

26. Huang Y. P., Kellett U. M., St. John W. Being concerned: Caregiving for Taiwanese mothers of a child with cerebral palsy // Journal of Clinical Nursing. 2012. Vol. 21. № 1–2. P. 189–197. DOI: 10.1111/j.1365-2702.2011.03741.x
27. Maternal parenting stress and its correlates in families with a young child with cerebral palsy / S. Glenn et al. // Child: Care, Health and Development. 2008. Vol. 35. № 1. P. 71–78. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2008.00891.x
28. Mokhtari M., Abootorabi F. Lived experiences of mothers of children with cerebral palsy in Iran: A phenomenological study // Child & Youth Services. 2019. Vol. 40. № 3. P. 224–244. DOI: 10.1080/0145935X.2019.1594757
29. Parenting stress and children with cerebral palsy: A European cross-sectional survey / J. Parkes et al. // Developmental Medicine and Child Neurology. 2011. Vol. 53. № 9. P. 815–821. DOI: 10.1111/j.14698749.2011.04014.x
30. Park E. Y. Relationship among gross motor function, parenting stress, sense of control, and depression in mothers of children with cerebral palsy // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 17. P. 110. DOI: 10.3390/ijerph18179285
31. Respite care, marital quality, and stress in parents of children with autism spectrum disorders / A. Harper et al. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43. P. 2604–2616. DOI: 10.1007/s10803-013-1812-0
32. Rubin O., Schreiber-Divon M. Mothers of adolescents with intellectual disabilities: the “meaning” of severity level // Psychology. 2014. Vol. 5. № 6. P. 587–694. DOI:10.4236/psych.2014.56069
33. Rudebeck S. R. The psychological experience of children with cerebral palsy // Pediatrics and Child Health. 2020. Vol. 30. № 8. P. 283–287. DOI: 10.1016/j.paed.2020. 05.003
34. Smith M., Blamires J. Mothers’ experience of having a child with cerebral palsy. A systematic review // Journal of Pediatric Nursing. 2022. Vol. 64. № 7. P. 64–73. DOI: 10.1016/j.pedn.2022.01.014
35. Taku K., Cann A., Calhoun L. G., Tedeschi R. G. The factor structure of the posttraumatic growth inventory: a comparison of five models using confirmatory factor analysis // Journal of Traumatic Stress. 2008. Vol. 21. № 2. P. 158–164. DOI: 10.1002/jts.20305
36. Tedeschi R. G., Calhoun L. G. Posttraumatic Growth: Conceptual Foundations and Empirical Evidence // Psychological Inquiry, 2004. Vol. 15 (1). P. 1–18. DOI:10.4324/9781315527451
37. The contribution of marital quality to the well-being of parents of children with developmental disabilities / J. Kersh et al. // Journal of Intellectual Disability Research. 2007. Vol. 50. № 12 P. 883–893. DOI: 10.1111/j.1365-2788.2006.00906.x
38. Wanamaker C. E., Glenwick D. S. Stress, coping, and perceptions of child behavior in parents of preschoolers with cerebral palsy // Rehabilitation Psychology. 1998. Vol. 43. № 4. P. 297–312. DOI: 10.1037/0090-5550.43.4.297