Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов
 

Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов

Журнал » 2024 №49 : Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеграция признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов
    Просмотров: 240

УДК 159.9
DOI: 10.25688/2223-6872.2024.49.1.04


ИНТЕГРАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ


Т. В. Эксакусто,
ЮФУ, Таганрог,
exakusto@sfedu.ru,
И. А. Кибальченко,
ЮФУ, Таганрог,
kibalirina@sfedu.ru


В работе представлены теоретические предпосылки к изучению интегративных признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса. Получены основания положительно направленного процесса интеграции интеллектуальных и личностных способностей и возможностей, формирования компетентности как маркеров эффективности, достижений и одаренности личности. Акцент сделан на интегративном аспекте одаренности в структуре взаимосвязи компонентов интеллектуально-личностного ресурса. Выявлен ряд фактов. У студентов со средней мотивацией достижения успеха (50 % от общего количества) открытая познавательная позиция встречается значимо чаще. Обнаружено, что особенная аргументно-предиктивная структура ментальных репрезентаций (оперативные схемы, разнообразие модальностей характеристик, осведомленность метакогнитивного уровня, авторские стратегии, планирование при описании содержания понятия «успешность») характерна для студентов со средней и с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. В статье показано, что степень обобщенности понятия «успешность» и тип образных схем высокого уровня (управляющий, оперативный); ментальные репрезентации с признаками разных модальностей характерны для студентов с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. Эти факты свидетельствуют о признаках целостной картины, о способности стратегически планировать и определять способы действий, что подтверждается изучением стилевых особенностей. Для молодых людей, у которых сформирован высокий уровень ментальных репрезентаций успешности с признаками развивающейся компетентности, характерны когнитивные стили «поленезависимость», «абстрактная концептуализация» как признаки функционального метасистемного качества и одаренности. Им свойственно выбирать конструктивные стратегии преодоления трудностей; переключать внимание и рационально использовать интеллектуальные приемы; субъективно снижать значимость сложной ситуации при целенаправленном подавлении и сдерживании эмоций, минимизировать их влияние на восприятие ситуации.

 


Читать полностью...

Литература

1. Карпов А. В. Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 2. С. 312–325. DOI: 10.18255/1996-5648-2022-3-494-505
2. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей / Южный федеральный университет. Ростов н/Д: Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019. 203 с.
3. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Признаки одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса студентов: методологическая рефлексия, проблемы и результаты диагностики, открытые вопросы: монография / Южный федеральный университет. Ростов н/Д: Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2024. 267 с.
4. Ларкина A. A. Уровень развития познавательной сферы как причина успешности – не успешности в учебной деятельности // Современные технологии в образовании: актуальные проблемы и тенденции: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (Москва, 15–17 июля 2021 г.). Ижевск: Изд-во Восточно-Европейского института, 2021. С. 113–118.
5. Поставнев В. М, Поставнева И. В, Двойнин А. М., Романова М. А. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 64–73. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05
6. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149–163.
7. Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2024. 307 с.
8. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
9. Холодная М. А., Сиповская Я. И. Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. М.: Институт психологии РАН, 2023. 172 с. DOI: 10.38098/mng_23_0458
10. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15–26. DOI: 10.31857/S020595920002981-5
11. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: монография. М.: Институт психологии РАН, 2019. 274 с.
12. Эксакусто, Т. В., Кибальченко И. А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 65–77. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06
13. Altruistic behaviors and cooperation among gifted adolescents / A. A. M. S. Salem et al. // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.945766

14. Bezerra R., Alves R., Salgado Azoni C. Creativity and its relationship with intelligence and reading skills in children: an exploratory study // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2022. Vol. 35 (1): 17. DOI: 10.1186/s41155-022-00221-3
15. Entrepreneurial intention, expectations of success and self-efficacy in undergraduate students of health sciences / R.-P. Romero-Galisteo et al. // BMC Medical Education. 2022. № 22 (1). P. 1–7. DOI: 10.1186/s12909‐022‐03731‐x
16. Mafarja N., Zulnaidi H. Relationship between critical thinking and academic self- concept: An experimental study of reciprocal teaching strategy // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 45 (3): 101113. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.101113
17. Matthews G., Lin J., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence and giftedness // APA handbook of giftedness and talent / ed. by S. I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, M. Foley-Nicpon. Washington: American Psychological Association, 2018. P. 585–600. DOI: 10.1037/0000038-038
18. Ogurlu U., Özbey A. Personality differences in gifted versus non-gifted individuals: A three-level meta-analysis // High Ability Studies. 2021. Vol. 33 (2). P. 1–25. DOI: 10.1080/13598139.2021.1985438
19. Ratu А., Rai N., Savitri E. Excellent academic achievement: Do intellectual humility and emotional intelligence matter? // Cakrawala Pendidikan: Jurnal Ilmiah Pendidikan. 2021. Vol. 40 (2). Р. 265–278. DOI: 10.21831/cp.v40i2.35588
20. Steenbergen-Hu S., Olszewski-Kubilius P., Calvert E. The effectiveness of current interventions to reverse the underachievement of gifted students: Findings of a meta-analysis and systematic review // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64 (2). P. 132–165. DOI: 10.1177/0016986220908601
21. Sternberg R. J. Speculations on the role of successful intelligence in solving contemporary world problems // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6 (1). P. 1–10. DOI: 10.3390/jintelligence6010004
22. Sternberg R. J. Teaching and assessing gifted students in STEM disciplines through the augmented theory of successful intelligence // High Ability Studies. 2019. Vol. 30 (6). P. 103–126. DOI: 10.1080/13598139.2018.1528847
23. Warne R. T. An evaluation (and vindication?) of Lewis Terman: What the father of gifted education can teach the 21st Century // Gifted Child Quarterly. 2019. Vol. 63 (1). P. 3–21. DOI: 10.1177/0016986218799433
24. Zeidner M., Matthews G. Emotional intelligence in gifted students // Gifted Education International. 2017. № 33. P. 163–182. DOI: 10.1177/0261429417708879