Системная психология и социология » Журнал » 2023 №48 » Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов |
Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов
Журнал » 2023 №48 : Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов | ||
Просмотров: 397 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.08 ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ Э. Л. ДЕСИИ Р. М. РАЙАНА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВИ. Ю. Суворова МПСУ, Москва, i.suvorova89@gmail.com,
А. В. Громова, МПСУ, Москва, nasooo1993@mail.ru,
А. С. Толстова, МПСУ, Москва, angelina.tolstowa@yandex.ru
Статья посвящена эмпирической проверке шести видов мотивации в теории мотивации Э. Деси и Р. Райана, определяемых через такие параметры, как регулятивные стили и воспринимаемый локус причинности. Согласно теории, внутренняя мотивация соответствует внутренней регуляции поведения, т. е. интернализации внешнего контроля во внутренний план. Для проверки данного конструкта была создана модель в соответствии с существующим инструментарием. В рамках модели были применены удовлетворение потребности в автономии и автономная Эго-идентичность, которые были связаны с внутренней мотивацией. В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 22 лет (54 женщины и 26 мужчин). В результате эмпирической проверки были подтверждены практически все гипотезы: внешнее давление и фрустрация личностной автономии связаны с невозможностью сформировать собственное представление о себе, о целях и выборе собственного пути, что способствует формированию внешней мотивации вместо внутренней. Верным является и обратный механизм: когда у человека удовлетворена потребность в автономии, у него сформирована автономная идентичность, что соответствует формированию внутренней мотивации. Этот механизм реализуется благодаря итернализации внешних объектов во внутренний план личности, что возможно, когда потребность в автономии удовлетворена. Из четырех гипотез не подтвердилась только гипотеза о взаимосвязи внутренней мотивации и успеваемости. Это может свидетельствовать о том, что существует такая побочная переменная, как способность. Еще одним фактором, исказившим результаты, может быть временной отрезок проведения исследования. Исследование проводилось в течение двух периодов студенческой жизни — учебный и сессионный, — поэтому стоит брать один период исследования, для того чтобы такая переменная, как внешнее давление, не исказила все данные.
Литература1. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47–102. 2. Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17–32. 3. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №. 4. С. 96–107. 4. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103–121. 5. Зиверт Х. Тестирование личности / пер. с нем. В. А. Лаврентьева. М.: Интерэксперт; ИНФРА-М, 1998. 196 с. 6. Корзун Н. В., Суворова И. Ю. Определение границ феномена базовой психологической потребности в принадлежности // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 2 (59). С. 28–38. DOI: 10.51944/20738544_2022_2_28 7. Лебедев М. А., Палатов С. Ю., Ковров Г. В. Неврозы (клиника, динамика, терапия) // РМЖ. Медицинское обозрение. 2013. Т. 21. № 3. С. 165–168. 8. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во Московского университета, 1971. 40 с. 9. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18. 10. Малер М. С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2018. 413 с. 11. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-ego-identichnosti-i-lichnostnoy-zrelosti (дата обращения: 10.11.2022). 12. Суворова И. Ю. Нарушение структуры социальной идентичности в результате социальной эксклюзии // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 34–55.DOI:10.17759/sps.2016070403 13. Суворова И. Ю., Бабий А. А., Корзун Н. В. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2. С. 55–66. 14. Deci E. L. Intrinsic motivation. New York: Springer, 1975. XI, 324 p. DOI: 10.1007/978-1-4613-4446-9 15. Deci E. L., Nezlek J., Sheinman L. Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40. P. 1–10. 16. Deci E. L., Ryan R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. № 4. P. 227–268. 17. Flum H., Lavi-Yudelevitch M. Adolescents' relatedness and identity formation: a narrative study // Journal of Social and Personal Relationships. 2002. Vol. 19. № 4. P. 527–548. DOI: 10.1177/0265407502019004161 18. Social withdrawal in Japanese youth // Journal of Trauma Practice. 2006. Vol. 4. № 3–4. C. 181–201. DOI: 10.1300/J189v04n03_01 19. Kilday J. E., Ryan A. M. The intersection of the peer ecology and teacher practices for student motivation in the classroom // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34. № 4. С. 2095–2127. 20. Martela F., Riekki T. J.J. Autonomy, competence, relatedness, and beneficence: A multicultural comparison of the four pathways to meaningful work // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. С. 1157. 21. Ryan R. M. Psychological needs and the facilitation of integrative processes // Journal of Personality. 1995. Vol. 63. № 3. P. 397–427. 22. Ryan R. M., Bradshaw E., Deci E. L. A history of human motivation theories // The Cambridge handbook of the intellectual history of psychology. Cambridge University Press, 2019. С. 391–411. 23. Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57 (5). P. 749–761. DOI: 10.1037//0022-3514.57.5.749 24. Ryan R. M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. № 1. С. 54–67. 25. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68–78.DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68 26. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publications, 2017. 756 c. 27. Ryan R. M., Deci E. L., Vansteenkist M., Soenens B. Building a science of motivated persons: Self-determination theory’s empirical approach to human experience and the regulation of behavior // Motivation Science. 2021. Vol. 7. № 2. P. 1–47.DOI: 10.1037/mot0000194 28. Ryan R. M., Grolnick W. S. Origins and pawns in the class-room: Self-report and projective assessments of individual differences in children's perceptions // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50. P. 550–558. 29. Ryan R. M., Kuhl J., Deci E. L. Nature and autonomy: An organizational view of social and neurobiological aspects of self-regulation in behavior and development // Development and Psychopathology. 1997. Vol. 9. № 4. P. 701–728. 30. Ryan R. M., Stiller J., Lynch J. H. Representations of relationships to teachers, parents, and friends as predictors of academic motivation and self-esteem // Journal of Early Adolescence. 1994. Vol. 14. P. 226–249. 31. Self-determination theory and diminished functioning: The role of interpersonal control and psychological need thwarting / Bartholomew K. J. et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011. Vol. 37. № 11. С. 1459–1473. 32. Skinner B. F. Some contributions of an experimental analysis of behavior to psychology as a whole // American Psychologist. 1953. Vol. 8. № 2. P. 69–78. DOI: 10.1037/h0054118 33. Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory / Howard J. L. et al. // Perspectives on Psychological Science. 2021. Vol. 16. № 6. P. 1300–1323. 34. Tajfel H., Turner J. An integrative theory of inter-group conflict // The social psychology of inter-group relations / W. G. Austin, S. Worchel (eds.). Monterey, CA: Brooks, 1979. P. 33–47. 35. Testing the need for novelty as a candidate need in basic psychological needs theory / González-Cutre D. et al. // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. С. 295–314. 36. Vallerand R. J. Toward a hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation // Advances in Experimental Social Psychology. 1997. Vol. 29. P. 271–360. 37. Van den Broeck A., Ferris D. L., Chu-Hsiang Chang,C. C. Rosen.A review of self-determination theory’s basic psychological needs at work // Journal of Management. 2016. Vol. 42. № 5. С. 1195–1229. 38. Wang C. K. J., Woon C. L., Ying H. K., Lit K. C. Competence, autonomy, and relatedness in the classroom: understanding students’ motivational processes using the self-determination theory |// Heliyon. 2019. Vol. 5. № 7. e01983. DOI: 10.1016/j.heliyon.2019.e01983
|
||