Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов
 

Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов

Журнал » 2023 №48 : Суворова И. Ю., Громова А. В., Толстова А. С. Эмпирическая проверка модели мотивации Э. Л. Деси и Р. М. Райана на примере студентов
    Просмотров: 397

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.08

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ Э. Л. ДЕСИИ Р. М. РАЙАНА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

И. Ю. Суворова

МПСУ, Москва,

i.suvorova89@gmail.com,

 

А. В. Громова,

МПСУ, Москва,

nasooo1993@mail.ru,

 

А. С. Толстова,

МПСУ, Москва,

angelina.tolstowa@yandex.ru

 

Статья посвящена эмпирической проверке шести видов мотивации в теории мотивации Э. Деси и Р. Райана, определяемых через такие параметры, как регулятивные стили и воспринимаемый локус причинности. Согласно теории, внутренняя мотивация соответствует внутренней регуляции поведения, т. е. интернализации внешнего контроля во внутренний план. Для проверки данного конструкта была создана модель в соответствии с существующим инструментарием. В рамках модели были применены удовлетворение потребности в автономии и автономная Эго-идентичность, которые были связаны с внутренней мотивацией. В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 22 лет (54 женщины и 26 мужчин).

В результате эмпирической проверки были подтверждены практически все гипотезы: внешнее давление и фрустрация личностной автономии связаны с невозможностью сформировать собственное представление о себе, о целях и выборе собственного пути, что способствует формированию внешней мотивации вместо внутренней. Верным является и обратный механизм: когда у человека удовлетворена потребность в автономии, у него сформирована автономная идентичность, что соответствует формированию внутренней мотивации. Этот механизм реализуется благодаря итернализации внешних объектов во внутренний план личности, что возможно, когда потребность в автономии удовлетворена.

Из четырех гипотез не подтвердилась только гипотеза о взаимосвязи внутренней мотивации и успеваемости. Это может свидетельствовать о том, что существует такая побочная переменная, как способность. Еще одним фактором, исказившим результаты, может быть временной отрезок проведения исследования. Исследование проводилось в течение двух периодов студенческой жизни — учебный и сессионный, — поэтому стоит брать один период исследования, для того чтобы такая переменная, как внешнее давление, не исказила все данные.

 

 

 

 


Читать полностью...

 

Литература

1.              Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47–102.

2.              Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17–32.

3.              Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №. 4. С. 96–107.

4.              Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103–121.

5.              Зиверт Х. Тестирование личности / пер. с нем. В. А. Лаврентьева. М.: Интерэксперт; ИНФРА-М, 1998. 196 с.

6.              Корзун Н. В., Суворова И. Ю. Определение границ феномена базовой психологической потребности в принадлежности // Актуальные проблемы психологического знания. 2022. № 2 (59). С. 28–38. DOI: 10.51944/20738544_2022_2_28

7.              Лебедев М. А., Палатов С. Ю., Ковров Г. В. Неврозы (клиника, динамика, терапия) // РМЖ. Медицинское обозрение. 2013. Т. 21. № 3. С. 165168.

8.              Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во Московского университета, 1971. 40 с.

9.              Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18.

10.          Малер М. С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2018. 413 с.

11.          Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-ego-identichnosti-i-lichnostnoy-zrelosti (дата обращения: 10.11.2022).

12.          Суворова И. Ю. Нарушение структуры социальной идентичности в результате социальной эксклюзии // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 34–55.DOI:10.17759/sps.2016070403

13.          Суворова И. Ю., Бабий А. А., Корзун Н. В. Адаптация общей шкалы удовлетворения базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 1-2. С. 55–66.

14.          Deci E. L. Intrinsic motivation. New York: Springer, 1975. XI, 324 p. DOI: 10.1007/978-1-4613-4446-9

15.          Deci E. L., Nezlek J., Sheinman L. Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40. P. 1–10.

16.          Deci E. L., Ryan R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. № 4. P. 227–268.

17.          Flum H., Lavi-Yudelevitch M. Adolescents' relatedness and identity formation: a narrative study // Journal of Social and Personal Relationships. 2002. Vol. 19. № 4. P. 527–548. DOI: 10.1177/0265407502019004161

18.          Hattori Y. Social withdrawal in Japanese youth // Journal of Trauma Practice. 2006. Vol. 4. № 3–4. C. 181–201. DOI: 10.1300/J189v04n03_01

19.          Kilday J. E., Ryan A. M. The intersection of the peer ecology and teacher practices for student motivation in the classroom // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34. № 4. С. 2095–2127.

20.          Martela F., Riekki T. J.J. Autonomy, competence, relatedness, and beneficence: A multicultural comparison of the four pathways to meaningful work // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. С. 1157.

21.          Ryan R. M. Psychological needs and the facilitation of integrative processes // Journal of Personality. 1995. Vol. 63. № 3. P. 397–427.

22.          Ryan R. M., Bradshaw E., Deci E. L. A history of human motivation theories // The Cambridge handbook of the intellectual history of psychology. Cambridge University Press, 2019. С. 391–411.

23.          Ryan R. M., Connell J. P. Perceived locus of causality and internalization: examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57 (5). P. 749–761. DOI: 10.1037//0022-3514.57.5.749

24.          Ryan R. M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. № 1. С. 54–67.

25.          Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 68–78.DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68

26.          Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publications, 2017. 756 c.

27.          Ryan R. M., Deci E. L., Vansteenkist M., Soenens B. Building a science of motivated persons: Self-determination theory’s empirical approach to human experience and the regulation of behavior // Motivation Science. 2021. Vol. 7. № 2. P. 1–47.DOI: 10.1037/mot0000194

28.          Ryan R. M., Grolnick W. S. Origins and pawns in the class-room: Self-report and projective assessments of individual differences in children's perceptions // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50. P. 550–558.

29.          Ryan R. M., Kuhl J., Deci E. L. Nature and autonomy: An organizational view of social and neurobiological aspects of self-regulation in behavior and development // Development and Psychopathology. 1997. Vol. 9. № 4. P. 701–728.

30.          Ryan R. M., Stiller J., Lynch J. H. Representations of relationships to teachers, parents, and friends as predictors of academic motivation and self-esteem // Journal of Early Adolescence. 1994. Vol. 14. P. 226–249.

31.          Self-determination theory and diminished functioning: The role of interpersonal control and psychological need thwarting / Bartholomew K. J. et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2011. Vol. 37. № 11. С. 1459–1473.

32.          Skinner B. F. Some contributions of an experimental analysis of behavior to psychology as a whole // American Psychologist. 1953. Vol. 8. № 2. P. 69–78. DOI: 10.1037/h0054118

33.          Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory / Howard J. L. et al. // Perspectives on Psychological Science. 2021. Vol. 16. № 6. P. 1300–1323.

34.          Tajfel H., Turner J. An integrative theory of inter-group conflict // The social psychology of inter-group relations / W. G. Austin, S. Worchel (eds.). Monterey, CA: Brooks, 1979. P. 33–47.

35.          Testing the need for novelty as a candidate need in basic psychological needs theory / González-Cutre D. et al. // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. С. 295314.

36.          Vallerand R. J. Toward a hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation // Advances in Experimental Social Psychology. 1997. Vol. 29. P. 271–360.

37.       Van den Broeck A., Ferris D. L., Chu-Hsiang Chang,C. C. Rosen.A review of self-determination theory’s basic psychological needs at work // Journal of Management. 2016. Vol. 42. № 5. С. 1195–1229.

38.      Wang C. K. J., Woon C. L., Ying H. K., Lit K. C. Competence, autonomy, and relatedness in the classroom: understanding students’ motivational processes using the self-determination theory |// Heliyon. 2019. Vol. 5. № 7. e01983. DOI: 10.1016/j.heliyon.2019.e01983