Системная психология и социология » Журнал » 2023 №48 » Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом |
Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом
Журнал » 2023 №48 : Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю., Психологическая модель коррекции агрессивного поведения дошкольников с речевым дизонтогенезом | ||
Просмотров: 320 УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.07
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМС. М. Валявко, МГПУ, Москва, valyavko@yandex.ru,
Ю. Ю. Макагонова, МГПУ, Москва, makagonovaiulia@yandex.ru
Современная психологическая практика располагает большим разнообразием техник и приемов, предназначенных для профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников. Однако для многих практических разработок актуальна проблема методологического обоснования и характерна потребность в методической систематизации накопленного объема инструментария. Решение данного вопроса требует выработки стандартизированных схем помощи ребенку с проблемным поведением с учетом особенностей его развития. Прежде чем организовывать психологическую проработку агрессивных форм поведения, необходимо провести общепсихологическую диагностику личностных характеристик, поведенческих проблем и ситуаций, которые наиболее характерны для конкретного ребенка или группы детей. Дошкольники группы риска, склонные к развитию разных форм агрессивного подведения, нуждаются в ранней психодиагностике и последующей психологической помощи и развитии у них более адаптивных форм социального поведения и стабильного психоэмоционального развития. В статье предложена психологическая модель работы с агрессивным поведением дошкольников при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработка модели основывается на психодиагностике их личностных параметров и включает в себя три блока направлений психологической работы с детьми: развитие прогностической деятельности,расширение спектра эмоциональных реакций на фрустрацию и обучение разным способам удовлетворения потребностей без агрессии. Представленная психологическая модель может быть применена практикующими психологами и педагогами с учетом выявленных особенностей детей данной группы. Предложенная модель работы с агрессивным поведением детей с речевым дизонтогенезом выносится на обсуждение.
Литература
1. Аксенова Ю. Ю. Обзор современных технологий коррекции проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1 (39). С. 110–120. 2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: PerSe. 2008. 159 с. 3. Ахметзянова А. И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13; 19.00.04. Казань, 2004. 22 с. 4. Беневольская Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 147 с. 5. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2001. 97 с. 6. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. 136 с. 7. Вагнер Э. Тест руки (HandTest) // Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. С. 310–327. 8. Валявко С. М., Князев К. Е., Емельянова А. А. О возможности диагностики некоторых особенностей личностного развития дошкольников с речевым дизонтогенезом рисуночными тестами // Системная психология и социология. 2013. № 8 (2). С. 72–78. 9. Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщение 2 // Дефектология. 2022. № 5. С. 27–35. 10. Валявко С. М., Макагонова Ю. Ю. О возможности стандартизации параметров наблюдения по выявлению признаков агрессивного поведения у старших дошкольников // Экспериментальная психология. 2020. T. 13. № 1. С. 184–199. DOI: 10.17759/exppsy.2020130114 11. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / под науч. ред. И. Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с. 12. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2008. 694 с. 13. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. 101 с. 14. Зиновьева М. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2000. Т. 5. № 3. С. 35–39. 15. Истратова О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. Таганрог, 1998. 182 с. 16. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2010. 198 с. 17. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15–20. 18. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2007. 136 с. 19. Марченко Т. М. Детско-родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями речи // Дефектология. 2014. № 1. С. 45–52. 20. Панфилова М. А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2002. № 5. С. 12–13. 21. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: Когито-Центр, 1996. 71 с. 22. Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. Воронеж: МОДЭК, 2007. 56 с. 23. Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: Плэйт, 2001. 48 с. 24. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. 416 с. 25. Рыжов Б. Н. Системная психология. Второе издание. М.: Издательские технологии, 2017. 356 с. 26. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно-развивающие занятия для детей 5–8 лет: развитие и воспитание дошкольника. М.: АРКТИ, 2004. 79 с. 27. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2003. № 4. С. 62—67. 28. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 160 с. 29. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. М.: Сфера, 2008. 118 с. 30. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. М.: Психотерапия, 2009. 172 с. 31. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2011. 176 с. 32. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2005. 160 с. 33. Юсупова Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород: НГПУ, 2003. 232 с. 34. Aber J. L., Jones S. M. Developmental trajectories toward violence in middle childhood: course, demographic differences and response to school-based intervention // Developmental Psychology. 2003. № 39 (2). P.324–348. DOI: 10.1037/0012-1649.39.2.324 35. Age differences in the prevalence of physical aggression among 5–11-year old Canadian boys and girls / Lee K. et al. // Aggressive Behavior. 2007. № 33. P. 26–37. DOI: 10.1002/ab.20164 36. Ando M., Asakura T., Ando S., Simons-Morton B. A psychoeducational program to prevent aggressive behavior among Japanese early adolescents // Health Education and Behavior. 2007. № 34. P. 765–776. DOI: 10.1177/1090198106291965 37. Brestan E. V., Eyberg S. M. Effective psychological treatments of conduct-disordered children and adolescents // Journal of Clinical Child Psychology. 1998. № 27 (2). P. 180–189. 38. Campbell S. B. Behavior problems in preschool children // Clinical and developmental issues. 2nd edition. New York: Guilford Press, 2002. 270 p. 39. Childhood aggression and peer relations in the context of family and neighborhood factors / Kupersmidt J. B. et al. // Child Development. 1995. № 18. Р. 245–266. 40. Graham P. Behavior therapy for children and families. Cambridge university press, 2013. 389 p. 41. Loeber R. Development and risk factors of juvenile antisocial behavior and delinquency // Clinical Psychology Review. 1990. № 10 (1). P. 1–41. 42. Webster-Stratton C., Hammond M. Treating children with early-onset conduct problems: a comparison of child and parent training interventions // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1997. № 65 (1). P. 93–109.
|
||