Системная психология и социология » Журнал » 2023 №48 » Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий |
Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий
Журнал » 2023 №48 : Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. К вопросу о диагностике родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития средствами арт-технологий | ||
Просмотров: 337 УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.05
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Е. А. Медведева, МГПУ, Москва, medvedeva-ea@mail.ru,
Ю. Н. Данилова, МГПУ, Москва, danilovayn@mgpu.ru
Статья продолжает цикл публикаций, посвященных системно-исторической ретроспективе изучения семьи (см. журнал «Системная психология и социология» № 2 (42) / 2022, № 4 (44) / 2022). В данной статье представлен вариативный (зарубежный и отечественный) подход к диагностике особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арт-терапевтических технологий. Рассматривается гипотеза о том, что родительско-детское взаимодействие, обусловленное психотравмирующей ситуацией для членов семьи рождением ребенка с нарушением развития, имеет особенности, которые могут быть диагностированы, в том числе средствами арт-терапевтических технологий. Показано, что творческая директивная деятельность членов семьи в процессе арт-терапии позволяет психологу в процессе целенаправленного наблюдения определить характер отношения взрослых к ребенку, наличие трудностей эмоционально-коммуникативных проявлений и наметить коррекционный маршрут для работы психолога с проблемной семьей. В теоретическом блоке статьи анализируется позиции зарубежных и отечественных исследователей о возможности использования арт-терапевтических технологий в работе с семьей ребенка с нарушениями развития, показывается вариативность их использования в диагностике и коррекции трудностей развития ребенка с ОВЗ и «проблемного поля» семьи такого ребенка. Отмечается факт отсутствия научных работ в отечественной специальной психологии по целенаправленному использованию арт-терапевтических технологий в диагностике особенностей психологического взаимодействия родителей с ребенком с ОВЗ, что и определяет актуальность рассматриваемой проблемы. Констатирующая часть эксперимента с использованием арт-технологий на основе количественных и качественных показателей обеспечила выявление особенностей и уровневых, критериально обусловленных, качественных характеристик родительско-детского взаимодействия в семье с ребенком с ЗПР и с семьей с нормально развивающимися дошкольниками.
Результаты данного эксперимента показали разную информативность диагностических (зарубежных и отечественных) подходов при использовании арт-терапевтических технологий в определении родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР; психологические особенности родительско-детского взаимодействия в семье с дошкольниками с ЗПР, характеризующиеся неоднородностью выраженности и разноуровневым характером их проявления; необходимость осуществления психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ЗПР, по формированию их компетенций в гармонизации взаимодействия в проблемным ребенком в семье.
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Е. А. Медведева и др. М.: Юрайт. 2022. 274 с. 2. Вишневский В. А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии: тезисы докладов науч.-практ. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. Кемерово: Б. и., 1985. С. 42–44. 3. Вохмянина Т. В. Программа «Сказкотерапия» // Педагогические системы. «Дети с проблемами в физическом и психическом развитии»: (из опыта работы образовательных учреждений г. Москвы) / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Школьная книга, 2000. С. 82–115. 4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы. Дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
5.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50 с. 6. Данилова Ю. Н. Особенности родительско-детского взаимодействия в семье ребенка c задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 2. C. 286–299. DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-2-286-299 7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 318 с. 8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков М.: Медицина. 1982. 216 с. 9. Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2017. 46 с. 10. Зинкевич-Евстигнеева Т. И. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; Сфера, 2001. С. 277-308 11. Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. 384 с. 12. Ильина И. Б. Формирование социокультурной направленности общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 25 с. 13. Ирвин Э., Мэлой И. Семейное интервью c использоваие марионеток // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. С. 51-64 14. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 191 с. 15. Копытин А. И. Техники семейной арт-терапии // Вестник практической психологии образования. 2010. Т. 7. № 1. С. 97–103. 16. Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. С. 13–25. 17. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студентов факультетов психологии вузов. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 432 с. 18. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2009. 268 с. 19. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология. 2022. № 2 (42). C. 53–64. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.42.2.05 20. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка c ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2022. № 4 (44). С. 81–95.DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.07 21. Медведева Е. А., Югова О. В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 198–201. 22. Мерзлякова В. П., Рау Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М.: Изд-во В. Секачев, 2020. 141 с. 23. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2012. 286 с. 24. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2003. 126 с. 25. Новикова К. В. Арт-терапевтические техники в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог. 2020. № 6. С. 10–23. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.6.34487 26. Рау Е. Ю., Чайкина А. С. Теоретические основы семейной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников // Наука и школа. 2019. № 3. С. 210–217. 27. Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. Психолого-педагогическая диагностика развития детей c ограниченными возможностями здоровья. М.: Юрайт, 2023. 150 с. 28. Росс П. Т. Диагностичекая техника оценки характера внутрисемейных отношений // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. С. 65-79 29. Рубин Дж. А. Искусство арт-терапии / пер. с англ. И. Костина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 302 с. 30. Смит Г. Техника совместного рисования // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб.: Питер, 2001. С. 105-112 31. Теоретические основы и диагностика социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е. А. Медведева и др. М.: Парадигма, 2022. 134 с. 32. Ткачёва В. В. Семья ребенка c ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с. 33. Ткачёва В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 130 с. 34. Ткачёва В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П. Психокоррекционная работа c семьями детей c ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие. М: ИНФРА-М, 2022. 191 с. 35. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. 5-е изд. М.: Академия, 2011. 175 с. 36. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов. 4-еизд. М.: Академия, 2007. 194 с. 37. Carey L. J. Sandplay: therapy with children and families. Jason Aronson, 1998. 240 р. 38. Kwiatkowska H., Kwiatkowska H. Y. Family therapy and evaluation through art. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1978. 280 p.
|
||