Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)
 

Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)

Журнал » 2023 №48 : Богданова Т. Г. Условия создания позитивных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (по материалам зарубежной психологии)
    Просмотров: 273

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2023.48.4.04

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

 Т. Г. Богданова,

МГПУ, Москва,

bogdanovatg@mgpu.ru

 

В статье проводится анализ зарубежных литературных источников по проблемам создания позитивных установок во взаимодействиях между людьми без нарушений в развитии и теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья. При этом подчеркивается необходимость создания условий для формирования позитивных установок, поскольку от этого зависит качество жизни людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Рассматривается один из вариантов работы по преодолению негативных установок по отношению к людям с разными типами нарушенного развития, основанный на сопоставлении эффективности трех вариантов воздействия для создания позитивных установок: когнитивного вмешательства, сочетания когнитивного и поведенческого вмешательства, отсутствия вмешательства. В рамках когнитивного вмешательства подросткам предоставлялась информация о людях с ограниченными возможностями, их особенностях и возможностях; при сочетании когнитивного и поведенческого компонентов помимо информации давалась возможность реального взаимодействия на занятиях паралимпийскими видами спорта под руководством спортсменов-инвалидов. Именно комбинированная стратегия, основанная на сочетании информирования и реального взаимодействия, привела к лучшим результатам в плане изменения установок.

 

Исследования, проведенные в разных странах, направленные на создание позитивных установок по отношению к людям, имеющим ограниченные возможности, показали, что для этого необходимо проводить поиск различных методов психологического воздействия на всех участников общения. Можно изменить негативное отношение к людям с ограниченными возможностями с помощью воздействий, интегрированных в процесс воспитания. Полученные результаты показывают, что наибольших позитивных сдвигов можно достичь с помощью воздействий, сочетающих предоставление информации об особенностях личности и поведения людей с ограниченными возможностями и инвалидов, способах предпочитаемых и комфортных для них взаимодействий и непосредственного опыта общения с ними. В будущих исследованиях необходимо попытаться эффективно сочетать информационную и поведенческую составляющие воздействия, включающую элементы личного общения с инвалидами, чтобы получить более детальную картину того, что именно сделало поведенческое вмешательство более успешным.

 

 

 

 

 


Читать полностью...

 

Литература

1.              Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: РГПУ, 1998. 271 с.

2.              Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. 263 с.

3.              Ajzen I.,Fishbein M.Understandingattitudesandpredictingsocialbehavior. EnglewoodCliffs,NJ: PrenticeHall, 1980. 278 p.

4.              Allport G. W. The nature of prejudice (25th anniversary edition). Cambridge, MA: Perseus, 1979. 568 p.

5.              Brown R., Hewstone M. An integrative theory of intergroup contact // Advances in Experimental Social Psychology. 2005. Vol. 37. P. 255–343. DOI: 10.1016/S0065-2601(05)37005-5

6.              KigerG.Thestructureofattitudestowardpersonswhoaredeaf:Emotions,values,andstereotypes //JournalofPsychology. 1997.131. P. 554–560.DOI: 10.1080/00223989709603544

7.              Krahe B., Altwasser C. Changingnegativeattitudestowardspersonswithphysicaldisabilities:anexperimentalintervention // JournalofCommunity&AppliedSocialPsychology. 2006. № 16. P. 59–69. DOI: 10.1002/casp.849

8.              Lee T.,RoddaM.Modificationofattitudestowardpeoplewithdisabilities //Canadian Journal of Rehabilitation. 1994. №7 (4). P. 229–238.

9.              RichardsonS. A.,HastorfA. H.,GoodmanN.,DornbuschS. M.Culturaluniformityinreactiontophysicaldisabilities //AmericanSociologicalReview. 1961. № 26. P. 241–247.

10.          Roeher G. H. Significance of public attitudes in the rehabilitation of people with disabilities // Rehabilitation Literature. 1961. № 22. P. 66–72.

11.          RuffnerR. H.Theinvisibleissue:Disabilityinthemedia //Perspectives on disability / M.Nagler(ed.). PaloAlto,CA:HealthMarketsResearch, 1990. P.143–146.

12.          SeifertK.H.,BergmannC.Entwicklung eines Fragebogens zur Messung der Einstellungen gegenüber Körperbehinderten [Development of a questionnaire to measureattitudestowardsthephysicallydisabled] // Heilpädagogische Forschung. 1983. № 10. P. 290–320.

13.          StöberJ.Die Soziale-Erwünschtheits-Skala-17 (SES-17): Entwicklung und erste Befunde zu Reliabilität und Validität [Thesocialdesirabilityscale-17(SES-17):Developmentandfirstreliabilitytests] // Diagnostica. 1999. № 45. P. 173–177.

14.          TrösterH.EinstellungenundVerhaltengegenüberBehinderten[Attitudesandbehavior towardsthedisabled].Bern:Huber, 1990. 234 p.

15.          Yuker H. Y. The effects of contact on attitudes toward disabled persons: some empiricalgeneralizations // Attitudes toward persons with disabilities.NewYork:Springer. 1988. P. 261–272.