Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Журнал » 2023 №47 : Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности
    Просмотров: 185

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.4.3.1

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

В статье обосновываются задачи развития у школьников самостоятельности, ответственности и активности как целевых факторов их разностороннего личностного и социального развития, необходимых для обеспечения их эффективной образовательной деятельности. Проведенное экспериментальное исследование было направлено на изучение характера различий в проявлении личностных качеств учащихся с высокой и низкой успеваемостью. Данные, полученные на выборке 124 школьников по 35 показателям позволили выявить личностные установки, предопределяющие их эффективную образовательную деятельность.

Результаты исследования свидетельствуют о важности самостоятельности, позволяющей человеку ощутить свою личностную независимость от разнообразных социальных влияний и вмешательств в ситуациях принятия ответственных решений, выбора ближних и отдаленных целей с преимущественной опорой на свои возможности. В исследовании показано, что для школьников с высокой успеваемостью в большей мере характерна социальная ответственность. Свою успеваемость школьники напрямую соотносят с необходимостью в дальнейшем брать на себя ответственность по многим аспектам общественного развития общества. Они выстраивают свою будущую профессиональную перспективу как фактор устойчивого личностного успеха и процветания.

 

Ключевые слова: успеваемость; личностные качества; социальный потенциал; образовательная среда; самостоятельность личности; ответственность личности; активность личности; психологические тесты; показатели; критерии развития.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности // Системная психология и социология. 2023. № 3 (47). С. 5–19. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.47.3.1

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 

 

Литература

 

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2021. 398 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 544 с.

3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности. М.: Юрайт, 2023. 410 с.

4. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2023. 352 с.

5. Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 1–3.

6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: МОДЭК, 1996. 256 с.

7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Креативная проектная практика самопрезентации молодого специалиста в профессиональной среде. М.: Спутник+, 2021. 240 с.

8. Скуднова Т. Д. Гуманистические заповеди Карла Роджерса (к 120-летию со дня рождения) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. № 2 (298). С. 73–82. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-73-82

9. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983. 288 с.

10. Fröhlich V. Erik Homburger Erikson: Childhood and Society // Hauptwerke der Pädagogik. Stuttgart: Schöningh, 2009. P. 116–118. DOI: 10.30965/9783657768387_048